Опустеет ли ФНБ к 2024 году и как избежать дефицита бюджета: мнения экспертов
Первый замглавы комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Михаил Щапов на днях заявил, что правительству России следует найти способы увеличить доходы бюджета страны в ближайшие полгода, иначе Фонд национального благосостояния (ФНБ) РФ может опустеть к 2024 году. По словам депутата, накопленных средств в ФНБ хватит, чтобы компенсировать дефицит 2022-го и потенциальный дефицит 2023 годов, однако «при подготовке к бюджету 2024 года проблема может встать в полный рост». Эксперты рассказали РИАМО, насколько реален риск опустошения ФНБ РФ к началу следующего года и как пополнить федеральный бюджет, чтобы этого избежать.
Что такое Фонд национального благосостояния России
Фонд национального благосостояния РФ – это финансовый резерв страны, который формируется для поддержания стабильности экономики в кризис и обеспечения инфраструктурных проектов государства необходимыми денежными ресурсами. ФНБ входит в состав федерального бюджета России.
Основные задачи ФНБ – обеспечение стабильности пенсионной системы за счет софинансирования пенсий и покрытие дефицита федерального бюджета.
История ФНБ России берет свое начало в 2004 году, когда был создан Стабилизационный фонд для поддержания отечественной экономики. В 2008 году Стабфонд разделили на Резервный фонд и ФНБ. За 10 лет ресурсы первого фонда были полностью исчерпаны, в результате чего его формально присоединили к ФНБ.
Управляет ФНБ Министерство финансов РФ, некоторые полномочия переданы Банку России.
Фонд национального благосостояния формируется за счет доходов от налогов после продажи нефти, газа и продуктов их переработки (нефтегазовые компании платят в бюджет страны налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акцизы, таможенные пошлины) и размещения денежных средств в различных активах (валюте, золоте, ценных бумагах).
В ФНБ поступают так называемые сверхдоходы – это сумма превышения доходов над установленной базовой величиной. Сверхдоходы прогнозируются на год вперед (как и федеральный бюджет) с учетом экспортных цен на нефть марки Urals и природный газ, а также обменного курса доллара США к рублю.
Сокращение объема ФНБ РФ на 1 триллион рублей некритично
По данным Минфина РФ, по состоянию на 1 декабря 2022 года объем ФНБ составил 11,4 триллиона рублей (186,5 миллиарда долларов). За последний месяц ушедшего года бюджет фонда сократился на 955 миллиардов рублей (почти один триллион рублей) до 10,43 триллиона рублей. Это более чем на 3,5 триллиона рублей ниже максимального значения в 14 триллионов рублей, достигнутого в сентябре 2021 года.
Кандидат экономических наук, заместитель директора Института финансовой грамотности Финансового университета при правительстве РФ Валерия Минчичова считает сокращение объема ФНБ в конце прошлого года некритичным.
«Важно сопоставить его размер с другими финансовыми показателями. Например, с объемом внешнего долга России. ФНБ превышает его в 3,2 раза. А это значит, что Россия находится вне опасности с точки зрения реального дефолта. То есть наша страна сможет отвечать по своим обязательствам, например, за счет средств ФНБ в критической ситуации. Хотя обычно сопоставляется объем внешнего долга и золотовалютных резервов. Параллель здесь понятна. Также следует отметить, что, по данным Минфина РФ, ФНБ составил 8,5% от ВВП России в 2022 году», – объясняет эксперт.
По ее словам, триллион рублей ФНБ в декабре 2022 года был потрачен на покрытие расходов федерального бюджета, а в ноябре на эти же нужды ушло 300 миллиардов рублей Фонда. К тому же в 2022 году ФНБ не пополнялся за счет нефтегазовых доходов (налогов, акцизов, экспортных пошлин), добавляет экономист.
Согласно Федеральному закону от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», в 2023 году дефицит бюджета РФ составит 2,93 триллиона рублей, в 2024 году – 2,2 триллиона рублей, а в 2025-м – 1,3 триллиона рублей. Но даже в сумме эти три цифры «не дают полного обнуления ФНБ», отмечает Минчичова.
«Более того, в бюджете заложено финансирование дефицита за счет средств ФНБ в 2023 году в сумме 2,9 триллиона рублей и в 2024 году – в размере 1,3 триллиона рублей. 4,4 триллиона – это существенно, но меньше чем даже половина от нынешней суммы в "кубышке"», – констатирует эксперт.
Читайте также: «Цап‑царап»: дойдут ли до дела угрозы Европы конфисковать резервы России>>
Увеличить доходы бюджета помогут внутренние займы и налоги для богатых
Эффективно компенсировать расходы федерального бюджета можно разными способами, помимо использования средств ФНБ, считает Минчичова.
«Например, это внутренние займы. Так, уже в 2022 году выпущено облигаций на 3,3 триллиона рублей. В первом квартале 2023 года уже запланировано размещение облигаций на 0,8 триллиона рублей. И это облигации со сроком погашения в основном от пяти до 10 лет. Всего же планируется занять на внутреннем рынке 2,5 триллиона рублей. Сопоставим эту сумму с заложенным в бюджете дефицитом в 2,9 триллиона рублей. Становится понятно, что ФНБ не должен сильно "похудеть"», – объясняет экономист.
Другой способ покрыть дефицит бюджета, по мнению Минчичовой – это собирать больше налогов. Как отмечает эксперт, эта мера непопулярная, однако применить ее можно, например, в части прогрессивной шкалы НДФЛ – повысить налог на доход богатых людей.
«Уже сейчас НДФЛ на годовые доходы свыше пяти миллионов рублей платится по ставке 15% вместо 13%. Но эту шкалу можно дифференцировать больше, как это делают, например, в Германии (шесть ступеней дохода), Финляндии (четыре ступени) и на Кипре (четыре ступени). Есть также и налоги на роскошь, которые в России взимаются крайне непоследовательно и редко», – подчеркивает эксперт.
Читайте также: Особый режим: почему государство хочет ввести повышенный налог для релокантов>>
Таможенные пошлины на импорт – тоже статья дохода, но они ограничены ВТО
Еще один способ компенсировать дефицит бюджета, который называет Минчичова – это получать деньги с продавцов товаров в Россию, то есть повсеместно ввести таможенные пошлины на импортную продукцию. Часть из них существуют и успешно собираются. Но их применение ограничено правилами Всемирной торговой организации (ВТО). Эти ограничения в некотором смысле ограничивают импортозамещение, ведь на ряд товаров таможенные пошлины устанавливаться не могут. А значит, и льгот для отечественных производителей нет.
Если же ввести пошлины на экспорт, то российские товары станут дороже для покупателей за рубежом. Подобные меры можно вводить лишь для незаменимых товаров, прежде всего сырьевых, однако в этом случае появятся риски в отношении спроса на подорожавшую продукцию, отмечает экономист.
Самый эффективный, по мнению Минчичовой, способ повышения доходов бюджета – это развитие экономики внутри страны и рост собираемых существующих налогов естественным путем.
«Но текущая турбулентность ставит под вопрос такой эволюционный сценарий. К сожалению, сейчас ситуацией владеет неопределенность, и многие инвесторы и предприниматели затаились в ожидании решений правительств разных стран. Если новых "черных лебедей" не прилетит, то ситуация должна начать стабилизироваться на горизонте одного-двух лет, к 2025 году», – надеется экономист.
Читайте также: Параллельный импорт: как это работает, что будет с ценами и чем рискует покупатель>>
«Все будет зависеть от стоимости энергоресурсов»
Кандидат экономических наук, доцент Департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Трофимов считает, что наступивший 2023 год будет для России тяжелым, цены на товары и услуги внутри страны еще больше вырастут, а уровень и качество жизни граждан будут падать.
«Об этом нам говорит не только общемировая политическая и экономическая обстановка, но и меры, которые предприняло правительство еще в ушедшем 2022 году – например, повышение цен на ЖКУ. Кроме того, цены не энергоносители – один из основных источников доходной части бюджета нашей страны – значительно упали. Также Россия согласовала достаточно большие объемы поставок со значительным дисконтом. Все это, по предварительным оценкам, может привести к недополучению в январе около 55 миллиардов рублей доходов», – полагает эксперт.
По его мнению, в сложившейся ситуации у правительства РФ есть различные варианты увеличения доходов государственного бюджета, но в силу практически не меняющейся сырьевой структуры экономики страны все они, в том числе и использование средств ФНБ, неизбежно приведут к росту инфляции.
«Все будет зависеть от стоимости энергоресурсов. Ресурс повышения налогов для пополнения бюджета находится на пределе, а снижение расходной части может привести к серьезному и резкому снижению уровня жизни. Вполне вероятно, что государство в этом году в случае угрозы для ФНБ может снова прибегнуть к значительному увеличению внутреннего долга», – полагает Трофимов.
По новому бюджетному правилу ФНБ будет пополняться за счет покупки юаней в случае приемлемых цен на энергоносители, сообщает эксперт. Других возможностей повышения доходов, по его словам, нет.
Читайте также: Юань вместо доллара и евро: в чем суть изменений бюджетного правила в 2023 году>>
Обрабатывающие отрасли и высокотехнологичные производства – тоже источники дохода
Другой экономист, доцент Департамента менеджмента и инноваций Финансового Университета при правительстве РФ Михаил Хачатурян, считает, что кроме продажи энергоресурсов, немалый доход в бюджет страны может принести зерновой экспорт, обрабатывающие отрасли (например, сталелитейная промышленность) и высокотехнологичные производства.
«Конечно, на повышение экспортного потенциала и налаживание новых цепочек поставок уйдет время, наверняка новые покупатели потребуют скидки, но очевидно, что России есть что предложить мировому рынку, и, самое главное, на наши товары есть спрос. Так что источники пополнения бюджета и ФНБ есть, и они немалые. Главное – правильно их администрировать и поддерживать», – утверждает эксперт.