Новые правила сдачи на права с 1 апреля 2021 года
Эксперты рассказали о нововведениях, которые ждут будущих водителей, и дали им оценку.
Законодательство
1 апреля 2021 года вступит в силу новый регламент сдачи экзамена на право управления транспортным средством. Соответствующий документ, приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20.02.2021 № 80 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по представлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений», был подписан главой МВД Владимиром Колокольцевым. Ознакомиться с текстом можно тут.
Многое в правилах осталось без существенных изменений: например, порядок подачи заявления в экзаменационное подразделение, пакет документов, порядок допуска к экзамену. Однако есть в регламенте и важные нововведения.
Регистрация автомобиля в МФЦ: как поставить на учет транспортное средство>>
Отмена «площадки»
Практические экзамены на право управления транспортными средствами категорий «B» (легковые автомобили) и «ВЕ» (легковые авто с прицепом), «C», «С1», «С1Е» (грузовые автомобили и разнообразные грузовики), «D», «DE», «D1» и «D1E» (разные виды автобусов) теперь будут проводиться без «площадки» как отдельного этапа. Навыки будут проверяться в условиях реального дорожного движения (в народе эту часть экзамена называют «вождением по городу» или просто «городом»), рассказывает Орест Мацала, ведущий юрист «Европейской юридической службы».
Для категорий «М» (мопеды), «А» (мотоциклы), «А1» (легкие мотоциклы) и «В1» (трициклы) при этом остается общий порядок проведения теоретического экзамена. Практический экзамен для водителей этих категорий проводится на автодроме, автоматизированном автодроме, закрытой площадке, как и раньше.
Изменение «городской» части
Сама практическая часть экзамена, касающаяся вождения в городе, также подверглась изменениям. Теперь инспектор будет самостоятельно прокладывать маршрут и требовать выполнять определенные маневры по своему усмотрению, говорит Оксана Васильева, к. ю. н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, член экспертного совета Комитета Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, член Ассоциации юристов России, генеральный директор ООО «Мариокс Центр». Например, заданиями могут стать пересечение железнодорожного переезда, разворот на перекрестке, опережение и обгон.
Ранее местная ГАИ выбирала определенный список маршрутов, по которым проходила практическая часть задания. Маршруты эти не менялись, и автошколы помогали студентам их четко заучивать: где какая разметка, где какой знак и тому подобное. Например, один маршрут шел вокруг стадиона и с поворотом в сторону центра города, другой – около стадиона с поворотом в сторону больницы. Автошколы натаскивали студентов именно на два этих участка дороги. Теперь же на экзамене появится элемент непредсказуемости, для каждого студента испытание будет индивидуальным.
Время сдачи стало фиксированным – не более 20 минут на выполнение предварительных действий, 30 минут – на экзамен по общему правилу и 40 минут – в случае сдачи экзамена на авто с прицепом. Для водителей грузовиков и автобусов экзамен будет длиться 50 минут.
Как получить компенсацию за повреждение автомобиля из‑за дефекта дороги>>
Проверка новых навыков
Перечень проверяемых у кандидатов навыков вождения также изменился. В частности, добавилась проверка следующих умений: маневрирование в ограниченном пространстве и на различных скоростях, безопасная посадка и высадка пассажиров, парковка задним ходом параллельно тротуару, остановка и начало движения на спуске и подъеме, проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных ТС, дополняет Евгений Иванов, юрист «Европейской юридической службы».
Проверка указанных навыков, как говорилось выше, включена в практический экзамен в условиях дорожного движения.
Изменение штрафных баллов
Была изменена и балльная система нарушений. Экзамен считается проваленным, если получены пять штрафных баллов. Пять баллов сразу можно получить, например, за непристегнутый ремень или использование телефона за рулем (ранее за это начислялось всего три балла), три балла – если водитель не снизил скорость и не остановился в нужном месте, два балла – если резко затормозил, один балл – если использовал поворотник не в нужный момент.
Новшество тут в изменении классификации ошибок, а не в балльной системе в принципе, уточняет Оксана Васильева. Если раньше ошибки разделялись на «грубые», «средние» и «мелкие», за допущение которых начислялись пять, три и один штрафной балл соответственно (лимит – пять баллов), то сейчас появилось разделение на «грубые» ошибки (за них, как и в старой редакции, следует прекращение экзамена и оценка «не сдал») и на иные ошибки – «мелкие», «крайне мелкие» и «средние». Они суммируются и, если сумма достигает пяти баллов, водитель также получает оценку «не сдал», поясняет эксперт.
Опубликован календарь дней бесплатной парковки в Москве в 2021 г>>
Прозрачность сдачи экзамена
Теперь экзамен будет проводиться под видеозапись; сотрудник должен будет удостовериться в личности проходящего испытание, назвать его по имени и только потом приступать к началу экзамена. Кроме того, теперь во время сдачи экзамена в машине смогут находиться и другие лица – например, сотрудник МВД, автоинструктор или представитель общественного совета при Госавтоинспекции, что раньше было недопустимым – в машине мог присутствовать только сдающий и экзаменатор. Неправомерные же действия инспектора, из-за которых студент не смог сдать экзамен, станут обжалуемыми не только в судебном порядке, утверждает Васильева.
Что делать, если автомобиль эвакуировали в Москве и Подмосковье>>
Новые сроки пересдачи
По словам Ореста Мацалы, постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 № 1734 введены новшества относительно сроков пересдачи в случае, если теоретический либо практический экзамен был провален.
Если провалена теория, то ближайшая пересдача будет назначена не ранее 7 дней (как и раньше), но не позднее 30 дней (нововведение). Последующая попытка проводится в те же сроки относительно второй: не ранее 7, не позднее 30 дней. Четвертая попытка проводится не ранее чем через один, но не позже чем через три месяца, и так со всеми последующими попытками. Положительная оценка теории сохраняется полгода. Если практика в течение этого срока так и не сдана, результат теории аннулируется, и ПДД придется сдавать заново – раньше такая ситуация законодательно не оговаривалась.
Практический же экзамен повторно проводится в срок от 7 до 60 дней (раньше – до 30 дней). Третья попытка – в аналогичный срок по отношению ко второй. Четвертая и все последующие – в срок от одного до трех месяцев.
В результате сроки пересдачи стали более четкими. Положительно Мацала оценивает и то, что появился предельный срок пересдачи теоретического экзамена. Еще один плюс – теперь в подразделениях ГИБДД не смогут поставить на долгое ожидание пересдачу экзамена.
Значимость нововведений
Оксана Васильева оценивает нововведения положительно. «Несмотря на то, что реальная сложность экзамена для водителей увеличится, практические знания, полученные в конце обучения, помогут закрепить усвоенный материал и научиться лучше управлять автомобилем», – считает эксперт. Автошколы больше не смогут «натаскивать» будущих водителей на один из установленных маршрутов экзамена и отрабатывать одни и те же упражнения. Вместо этого автошколам придется куда лучше разбирать практическую часть экзамена; в теории это должно повысить общее качество вождения.
Модификация балльной системы поможет лучше классифицировать допускаемые на дороге нарушения и четко закрепить разделение между незначительными ошибками, практически не влияющими на безопасность дорожного движения, и действительно опасными, которые могут повлечь ДТП.
Возможность сдачи экзамена с посторонним лицом в автомобиле, видеофиксация экзамена и возможность обжаловать неправомерные действия инспектора способствуют повышению уровня прозрачности и правомерности принятых решений.
«Вполне вероятно, что новые правила снизят общий коррупционный уровень на экзаменах в ГАИ и помогут экзаменуемым избежать преступных действий инспектора», – предполагает член Ассоциации юристов России.
По мнению Анны Уткиной, руководителя пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр», теперь выпускники автошкол будут лучше подготовлены к выезду на автострады и более адаптированы к транспортному движению в потоке. Будущим автомобилистам будет куда полезнее оттачивать навыки вождения в потоке. Современные автомобили оснащены различными ассистентами (например, для парковки, движения в полосе, спуска с горы), которые существенно облегчают маневры.
При этом некоторые навыки, которым начинающие водители обучались ранее для прохождения «площадки», могут вообще не пригодиться в жизни, рассуждает эксперт.
Отмена «площадки» связана как раз с тем, что эти навыки несут минимальную практическую пользу при движении по городу. Например, ученики автошкол практикуются заезжать в гараж и парковаться, привыкают к габаритам авто. В итоге проверка этих навыков в ГИБДД занимает больше времени, чем тестирование умения управлять автомобилем в реальных условиях движения. При этом, считает Уткина, проблем из-за отмены этого типа проверки не возникнет, ведь тестирование умений, приобретенных на «площадке», не аннулируется совсем, а трансформируется в испытания на дорогах, что даже сложнее для неопытных водителей. И все же не все навыки вождения, экзаменуемые на «площадке», легко проверить в городской среде при активном трафике, что может усложнить процедуру сдачи экзамена или даже несколько снизить качество вождения начинающих автолюбителей.
Максим Рязанов, технический директор сети автосалонов Fresh Auto, полагает, что ликвидация «площадки» приблизит экзамен к мировой практике: за рубежом водители сдают на права именно на дорогах общего пользования или в условиях, максимально приближенных к реальной дорожной обстановке. Этот подход будет мотивировать водителя более серьезно подойти к подготовке, быть более ответственным на дороге с первого дня, когда он сел за руль.
Очевидно, что процесс подготовки к экзамену пока никак не изменится – школы еще не готовы к нововведениям, рассуждает Рязанов. Однако в будущем можно ожидать увеличения времени практической подготовки кандидатов до 120–180 часов.
«Именно тогда мы получим водителей, которые реально готовы к интенсивному дорожному движению в больших городах», – заключает технический директор сети автосалонов.
Текущая практика, которая включает 56 часов езды за рулем, по мнению эксперта, является недостаточной.