Иммунные паспорта и конкуренция с роботами: фантасты про новый мир после эпидемии
Мировая пандемия Covid-19 наглядно продемонстрировала, как быстро и глобально человек может поменять свою жизнь. Многие эксперты говорят о том, что мир уже не будет прежним, а самоизоляция, дистанционное обучение и масочный режим – далеко не финальные штрихи к портрету новой реальности. Как может измениться жизнь после окончания пандемии и карантина, рассуждают и известные российские писатели-фантасты.
Все, что нужно знать о коронавирусе. Спецпроект РИАМО>>
Депрессия или новая волна эпидемии
В марте прошлого года в печать вышел роман «Аркада.kamataYan» российского фантаста Вадима Панова. Автор, известный циклом «Тайный город» и киберпанковыми романами «Анклавы», в своей новой книге описал последствия пандемии агрессивного вируса. Сегодня произведения Панова многие называют пророческими.
Сам писатель считает, что наш мир ждет два варианта развития.
«Либо начнется экономическая депрессия, с которой постараются справиться как можно быстрее, уже в течение этого года. Либо, если стоит цель решить не экономические, а другие вопросы, нас ждет вторая, третья, десятая пандемия. Мы привыкнем сидеть у себя дома до тех пор, пока количество населения не снизится до «золотого миллиарда», - рассказал Панов в интервью РИАМО.
Как отметил писатель, сейчас пока трудно делать серьезные экономические прогнозы. Нужно дождаться реакции «больших игроков», увидеть, как воспользуются текущим положением государства и организации.
План по снятию ограничений из‑за коронавируса в России>>
Роботы наступают
Фантаст уверен, что коронавирус даст зеленый свет массовой роботизации в современной экономике. Хотя этот процесс уже шел достаточно быстро, его тормозило непонимание того, что делать с людьми, на рабочие места которых претендуют роботы.
«Если рассматривать фантастические сценарии, вполне возможен «людоедский» вариант, когда вирус настолько уменьшает количество профессиональных, обученных, грамотных работников, что роботизацию придется ускорить. Но тогда следующее поколение уже не получит работу во многих реальных сферах производства», - поясняет Панов.
План выхода из карантина в Москве: промышленность заработает, но изоляцию пока не отменят>>
Иммунные паспорта
Из-за пандемии коронавируса жители России на время потеряли возможность свободно перемещаться по миру после закрытия авиасообщения. Германия, Великобритания и США уже активно продвигают идею иммунных паспортов – документов, которые будут показывать, переболел ли человек Covid-19 и есть ли у него антитела к вирусу.
Власти Москвы держат руку на пульсе и уже с 15 мая 2020 года запускают массовый бесплатный скрининг на антитела к коронавирусу для горожан.
Вадим Панов уверен, что появление такого документа, как иммунный паспорт, лишь дело времени.
«Иммунный паспорт человека вполне реален. Сейчас нужно немножко потерпеть, и все мы будем в обязательном порядке сдавать образец ДНК. Ведь самый точный код человека – это его ДНК. Слово «иммунный» не должно никого смущать», - прогнозирует писатель-фантаст.
Внедрение паспортов на основе ДНК будет означать и конец эпохи наличных денег. К таким документам привяжут всю информацию о человеке, в том числе и его банковский счет, полагает собеседник РИАМО.
Бизнес vs коронавирус: как выжить предпринимателям во время пандемии>>
Новые средства контроля
Как отмечает писатель, будущее оказалось ближе, чем все рассчитывали. Скорость появления новых технологий растет с каждым годом.
Так, уже сегодня за соблюдением режима самоизоляции и наличием цифровых пропусков следят с помощью электронных технологий, специальных мобильных приложений и камер фотовидеофиксации, то есть человеческий фактор заметно минимизирован.
«Как только появляются новые средства связи, новые возможности для контроля и управления, они находят свое место в жизни. Но пока все цифровые средства наблюдения за людьми – это цветочки. Вот когда будет внедрена 5G, тогда будут ягодки. Сейчас пока еще недостаточно хороший канал связи, хотя он тоже предлагает многое», - уверен Панов.
«Заработал 50 тысяч рублей за месяц»: кто открывает бизнес во время пандемии>>
Конец старого мира
В свою очередь, писатель-фантаст Сергей Лукьяненко также ожидает, что пандемия изменит мир, но не в лучшую сторону.
«Полтора месяца назад я был с женой в Лондоне. Мы сидели в центре, смотрели на пустые улицы, зашли в совершенно пустой книжный магазин, где на каждом этаже было по одному человеку. Я сказал, что надо запомнить этот момент, потому что это конец старого мира и одновременно начало чего-то нового. И вряд ли более хорошего», - рассказал Лукьяненко во время онлайн-конференции с читателями РГБ для молодежи.
По его мнению, экономический кризис будет иметь серьезные последствия.
«Боюсь, последствия экономического спада, который сейчас происходит, будут гораздо сильнее проблем от эпидемии. Есть ощущение, что сильно просядет книжный рынок. И боюсь, что эта тенденция не изменится даже после того, как закончатся карантины», - говорит автор «Ночного дозора».
Он также выразил серьезную тревогу за будущее книгоиздания. По его мнению, у людей не будет возможности покупать книги по нынешним ценам.
«Будет тяжело всем: и читателям, и писателям. Мы все в одной лодке. Период будет долгий, на несколько лет», - считает писатель.
«В кризис сильные поедают слабых»: как пандемия повлияет на ретейл и услуги в России>>
Без пармезана, зато с гречкой и мясом
Среди других негативных последствий пандемии, по мнению Лукьяненко, будет падение уровня жизни в целом и рост разобщенности между людьми.
В то же время писатель уверен, что у России есть потенциал для того, чтобы преодолеть проблемы, возникшие из-за пандемии коронавируса.
«Увеличится уровень разобщенности людей, упадет уровень жизни, начнутся многочисленные мелкие конфликты между разного рода банановыми республиками из-за куска стратегически плодородной почвы", - говорит писатель.
По словам Лукьяненко, у России в этой ситуации есть один большой плюс – огромная территория и народ, который умеет «включаться» в кризисные ситуации. И не только выживать, но и побеждать.
«Меня порадовало, что Россия прекратила экспорт зерна. Потому что сейчас вслед за пандемией пойдет и большой мировой голод. Пармезан мы, может, делать и не научились, но гречка у нас есть, и свинину с курицей мы выращиваем в достаточном количестве. Так что пробьемся!», - заключил он.