Текучая прибыль: надолго ли хватит запасов нефти в России и от чего это зависит

Текучая прибыль: надолго ли хватит запасов нефти в России и от чего это зависит
Акценты

На днях аналитик ФГ «Финам» Андрей Маслов высказал предположение о том, что запасы нефти в России могут истощиться уже через 30 лет. Прогнозы Маслова прокомментировали эксперты энергетической отрасли. Они рассказали РИАМО о том, какими бывают запасы нефти, какие факторы влияют на их подсчет и что необходимо для разведки и разработки новых месторождений.

Строить прогнозы можно только по доказанным запасам

Эксперт «ИнфоТЭК», замглавы Института национальной энергетики Александр Фролов в первую очередь обращает внимание на то, что существуют разные категории запасов нефти и различные системы их подсчета, которые отражают, сколько ископаемого топлива можно извлечь геологически при доступных технологиях.

«Более распространенная система подсчетов запасов включает в себя финансовый фактор, то есть сколько нефти вы можете извлечь с выгодой. А учитывая, что цена нефти меняется, то этот показатель тоже непостоянен. Поэтому первый вопрос, который возникает по поводу высказывания Маслова: какие запасы он имел в виду? И вопрос второй: о какой цене нефти идет речь? По всей видимости, аналитик ФГ "Финам" имел в виду доказанные запасы нефти, а эта категория подразумевает высокую точность геологической информации с учетом текущей цены на топливо», – рассуждает эксперт.

По его мнению, доказанных запасов нефти в России может хватить с учетом колебаний рынка на срок от 20 до 50 лет.

Читайте также: Не только нефть и газ: какими важными природными ресурсами богата Россия>>

Нефть как источник дохода может закончиться хоть завтра

Другой эксперт, геолог Виктор Русинович, имеющий богатый опыт работы в крупнейших российских нефтегазовых компаниях, таких как «Роснефть», «Сахалинская энергия», «Транс Нафта Газдобыча», считает, что опубликованные в СМИ подсчеты аналитика Маслова не отражают реальной картины.

«С одной стороны, сокращаются одни запасы, падает их добыча, с другой стороны, разведываются и открываются новые месторождения, которые увеличивают объем запасов и, как следствие, срок, на который их хватит. А вообще нефть как источник дохода в России может закончиться условно "завтра", если цена на нее упадет ниже стоимости ее добычи. Учитывая все эти факторы, можно сделать вывод, что строить точные прогнозы в этом отношении некорректно», – объясняет геолог.

По его словам, стоимость добычи российской нефти в старых месторождениях составляет примерно 32 доллара за баррель, в то время как в новых она в два раза ниже.

«Также у страны есть перспективные месторождения с себестоимостью 10 долларов за баррель, но они требуют больших капиталовложений», – добавил Русинович.

Читайте также: Механизм NOPEC: к чему может привести «нефтяной шантаж» Саудовской Аравии со стороны США>>

Объем извлекаемых запасов нефти – величина подвижная

Прогноз аналитика Маслова также прокомментировал эксперт Российского газового общества Антон Соколов. Он обратил внимание на то, что объем извлекаемых запасов и, следовательно, обеспеченность ими – величина подвижная.

«Меняются цены на сырье, появляются технологии-ключи, которые позволяют открывать для добычи ранее неизвестные запасы, меняется ландшафт местности, появляются новые модные тренды, такие как, например, декарбонизация. Эти и другие факторы оказывают существенное влияние на объем доступных извлекаемых запасов», – подчеркивает эксперт.

Он считает, что при сложившейся сейчас конъюнктуре можно говорить о средней обеспеченности запасами нефти и газа в районе 50-70 лет (по газу больше, по нефти меньше).

Читайте также: Нефтяной рынок в Китае: вытеснит ли Россия саудитов и что будет с ценами на топливо>>

Точный подсчет запасов стоит дорого

Помимо финансового фактора, при подсчете запасов учитывается степень их геологической изученности.

«По этому критерию все запасы нефти в России можно разделить на подготовленные, локализованные, перспективные и прогнозируемые. В этом смысле заявление Маслова касается только первых двух категорий», – отмечает Фролов.

При этом он подчеркивает, что точный подсчет запасов требует проведения геолого-разведывательных работ, которые стоят очень дорого, поэтому ни одна страна, по его убеждению, никогда даже не ставила перед собой задачу определить, каков точный объем запасов нефти на ее территории, поскольку эти работы потребовали бы неимоверных денежных вложений.

Читайте также: Подмосковный геолог – про зарплаты, строительство метро и любовь к портвейну>>

При подсчете запасов в России не учитывается сланцевая и арктическая нефть

По словам Фролова, некоторые страны, входящие в топ-5 лидеров по мировым запасам нефти, такие как США, Канада и Венесуэла, учитывают в своих подсчетах, в отличие от России, и нетрадиционные запасы, в частности, сланцевую нефть, немалые залежи которой есть и в нашей стране.

«Нельзя забывать, что у нас есть и арктическая зона, которая разведана всего на 12-13%, остальное же пространство не обследовано вообще, поскольку это далеко, дорого и в этом в настоящее время просто нет необходимости. Сколько там нефти и газа, где и на какой глубине они залегают, можно только гадать», – добавляет аналитик.

Читайте также: Добыча сланцевых нефти и газа в США: в каком состоянии отрасль и что будет в 2023 году>>

Разведка и разработка новых месторождений требуют высоких технологий

Также Фролов отмечает, что в целом качество запасов нефти в мире ухудшается, а это означает, что для ее добычи требуется больше денег: открываются более труднодоступные месторождения со сложной геологией, дороже стоит бурение и установка скважин, то есть растут затраты на добычу энергоресурсов, и это общемировой тренд.

«То есть сейчас есть нефть, извлекать которую нецелесообразно из-за финансовых соображений. Поэтому она в запасах не учитывается», – поясняет эксперт.

В России же, как утверждает аналитик, вплоть до конца нулевых годов не было многих технологических решений, имеющихся сейчас, и прочной финансовой подушки, которые позволяли бы рентабельно извлекать нефть. Теперь же запасы нефти, которые в 90-е годы были недоступны, стали добываться, а поскольку цена на энергоресурс за несколько лет выросла значительно, то сейчас можно продавать топливо с большой выгодой, рассуждает собеседник РИАМО.

«Рентабельность же сланцевых месторождений сейчас очень сильно меняется в зависимости от цен на мировом рынке: в 2012 году была одна ситуация, в 2016-м – другая, в 2020-м – третья», – подчеркивает эксперт.

Сейчас, по словам Фролова, технологии добычи нефти активно развиваются: например, бурятся горизонтальные скважины, появилась так называемая «цифровая нефть», которую обнаруживают с помощью специальных программ, определяющих структуру месторождения с учетом перспективы его дальнейшей разработки.

Читайте также: Как Индия не соблюдает потолок цен на российскую нефть, а США теряют контроль за санкциями>>