Подмосковный геолог – про зарплаты, строительство метро и любовь к портвейну

Подмосковный геолог – про зарплаты, строительство метро и любовь к портвейну
Люди

Мифы о геологах бытуют еще со времен бардов-шестидесятников – в представлении многих, это суровые бородатые мужчины, которые ходят по горам с рюкзаком, жгут костры и живут в палатке. Сегодня это кажется профессией из прошлого. На самом деле, геологи очень востребованы в разных сферах, а условия их работы изменились благодаря современным технологиям. Инженер-геолог Равиль Андержанов в интервью РИАМО рассказал о том, осталась ли в этой профессии романтика.

Человек-диковина

- Меня всегда манили горы, складчатости, разрезы – хотелось понять, что к чему. Думал о профессии океанолога – но получилось так, что пошел в геологию. Окончил Российский государственный геологоразведочный университет.

Я живу в Москве, а работаю в основном в Подмосковье. Для жителей столичного региона геолог – это такой человек-диковина, который где-то далеко лазает по горам.

Конечно, палатки и костры остаются атрибутами геологии, но уже в меньшей степени. На смену им, особенно в крупных городах, приходит аналитическая работа за компьютером в современных лабораториях.

На самом деле, профессия геолога – бесконечна и очень интересна. В повседневной жизни эта работа вроде бы не видна: геологи – это такие закулисные люди, на которых держится очень многое.

Аллерголог‑иммунолог МОНИКИ: «Иногда пациент приходит с аллергией, а мы выявляем сифилис»>>

Мало воды и много портвейна

- Во время учебы было много интересного, особенно практика в горном Крыму. У нас был полигон под Бахчисараем – что-то вроде армейских казарм. Мы вели геологический мониторинг – отслеживание обстановки вокруг объекта, будь то месторождение полезных ископаемых, нефтепровод или железная дорога.

В моей работе хватает интересных случаев. Была история в Крыму, мы с ребятами шли полевой маршрут – 27 километров по жаре в 40 градусов. На 12 человек у нас был паек – хлебцы, консервы и две бутылки воды по 1,5 литра. Кто-то додумался взять не обычную, а газированную воду. И в какой-то момент одна бутылка взрывается прямо в рюкзаке, потом – вторая. Мы фактически в пустыне, родников нет – а нам еще идти вперед и обратно возвращаться. На привале выяснилось, что у нашего начальника группы было 0,5 литра воды. Так мы разливали ее в пробочку и пускали по кругу.

Из горячительных же напитков геологи традиционно предпочитают портвейн. Так повелось с давних времен.

Еще одна история произошла с моим знакомым геодезистом, который чуть не застрял на всю зиму на далеких островах. Его отправили снимать какие-то острова на Дальнем Востоке. Чтобы добраться до них, он летел на самолете и вертолете, пересекал бездорожье на грузовике, плыл на катере… И вот, все снял, отработал – можно обратно двигаться. А паром, который должен был его забрать, то ли забыл про него, то ли ушел. Знакомый приходит на причал и спрашивает: «А когда следующий паром?» - «Ну как, весной будет». А на дворе стоял октябрь. Потом он договорился с кем-то, и его забрали.

Волки для геологов – обычное дело, ими никого не удивишь. Еще я сталкивался со змеями: особенно их много в горных районах Крыма. Нам перед каждым выездом давался инструктаж и делались прививки. А главное – это опыт: когда работаешь в открытом поле, сама жизнь заставляет быть осторожным.

«Выпивала полбутылки виски в день»: москвичи о том, как отказались от алкоголя в 25–30 лет>>

Сколько получает геолог

- Сегодня профессия геолога очень актуальна, учитывая то, что из ВУЗов выпускается не так много специалистов. Если есть опыт, и ты специалист в своей области, то в Москве и Подмосковье можешь стать начальником отдела.

Профессия инженера-геолога подразумевает тесное взаимодействие с архитекторами и конструкторами, что открывает новые возможности для продвижения и опыта. Если же опыта нет, то в Московском регионе найти работу не так просто – надо начинать издалека.

Есть полевые геологи – те, кто работает в поле, в холод, снег и дождь. Тут само направление работы подразумевает непростые условия. Но есть и те, кто сидит в офисе и занимается камеральной обработкой данных, то есть анализом информации от полевых геологов. Это обычная офисная работа.

В столичном районе камеральные геологи получают в среднем 40-60 тысяч рублей. Полевые геологи за счет их непростого труда получают больше – 60-80 тысяч. Если брать отдаленные регионы – скажем, Крым или Крайний Север, то там зарплата геолога может достигать 100-120 тысяч рублей.

Геологи нередко работают в отдаленных регионах – и неплохо там устраиваются. Все зависит от желания. Среди моих знакомых есть те, кто работает на Камчатке в Долине гейзеров, а Якутии или на месторождениях Ямала. Но те, кто выбрал эти пути, на жизнь не жалуются.

Москвички о научной карьере: «Это лучше, чем офис от звонка до звонка»>>

От Крымского моста до Арктики

- Геология разделена на множество направлений. Например, я – инженер-геолог, занимаюсь изысканиями для строительства домов: изучаю геологический разрез для закладки фундамента и определяю уровень грунтовых вод.

Бывает, приезжаешь на участок, а хозяин жалуется: тут почва никакая, глина да болото! На самом деле, грунт вполне хороший – просто нет дренажных сооружений. Обычный человек не увидит того, что видит геолог.

Мы работаем при возведении зданий, мостов, коттеджных поселков, коммуникаций. Именно геологи выясняют, какие грунты залегают в конкретном месте, и что надо сделать, чтобы построить надежное здание или проложить качественные коммуникации, причем без ущерба для окружающей среды.

Также в геологии есть нефтегазовое направление. Есть маркшейдеры – прокладчики тоннелей: они, помимо прочего, очень востребованы в метро. Есть те, кто ищет минералы, есть гидрогеологи, занимающиеся подземными водами, есть геодезисты – составители специальных карт.

Сейчас вот Арктику активно изучают – и там задействованы геологи. Или, например, при строительстве Крымского моста работали почти 5 тысяч специалистов по геологии.

Гончар из Подмосковья: как слепить «поющий» горшок и снять стресс глиной>>

Почему геологи поздно женятся

- Профессию геолога нельзя назвать мужской: половину нашей группы в университете из 24 человек составляли девушки. Они учились с нами наравне, работали в поле, стирали вещи в ледяной воде речек… Среди моих коллег и сегодня есть немало представительниц прекрасного пола.

В основном они заняты камеральной обработкой данных: получают информацию с полей, обрабатывают данные на компьютерах, создают чертежи. Но и на этом поприще можно добиться многого. Скажем, одна моя знакомая работала над прокладкой тоннеля к станции метро «Некрасовка» в Москве. Сейчас уехала в США – строит метро в Вашингтоне.

Как правило, люди этой профессии женятся поздно – сказываются постоянные разъезды и командировки, что явно не способствует личной жизни. Отчасти поэтому девушки-геологи предпочитают работать в офисах – чтобы быстрее устроить личную жизнь, завести семью.

«В тренде турки и американцы» — сваха из Подмосковья о том, за кого нужно выходить замуж>>