Скорость до 25 км/ч и проезд по обочинам: главное о проекте ПДД для электросамокатов

Скорость до 25 км/ч и проезд по обочинам: главное о проекте ПДД для электросамокатов
Шпаргалки

Каких средств передвижения могут коснуться изменения в ПДД и в чем суть предлагаемых МВД и Минтрансом поправок, РИАМО рассказали эксперты.

Поправки в правила дорожного движения

В середине октября стало известно, что МВД и Минтранс разработали поправки, которые определяют правила дорожного движения для «средств индивидуальной мобильности» (СИМ), включая гироскутеры и электросамокаты, а также дают определение этому понятию.

Ведомства предлагают внести изменения в постановление совета министров — правительства РФ от 23 октября 1993 года «О правилах дорожного движения». В нем планируется прописать, что СИМ — это «транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)».

«Разработка ПДД для электросамокатов и их аналогов позволит создать правовые рамки регулирования использования СИМ, относящихся к категории средств передвижения повышенной опасности», — говорит доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве России и кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ имени Плеханова Михаил Хачатурян.

Дать определение СИМ Минтранс пытался еще в 2019 году: тогда к ним, помимо прочего, отнесли средства, для передвижения на которых необходимо использовать мускульную энергию человека, — роликовые коньки и самокаты. Однако в нынешней редакции поправок эти средства передвижения отсутствуют.

Автобус по требованию: как использовать сервис «По пути» в Москве>>

Максимальные скорость и вес средств передвижения

МВД и Минтранс предлагают ограничить максимальную скорость езды на СИМ на уровне в 25 километров в час. При этом в версии поправок в ПДД от 2019 года максимальную скорость предлагалось ограничить на уровне в 20 километров в час.

«Ограничения по скорости в 25 километров в час вполне достаточно для комфортного передвижения по городу на самокате», — считает инвестиционный директор кикшеринга (системы краткосрочной аренды самокатов — прим. ред.) «Карусель» Сергей Четвериков. Что касается массы СИМ, то она, согласно поправкам, не должна превышать 35 килограммов, если его владелец ездит там, где ходят пешеходы.

Между тем, по мнению вице-президента по развитию Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование» Татьяны Никифорович, предлагаемое ограничение скорости сможет несколько улучшить ситуацию с СИМ, хотя останется большая проблема использования одного самоката двумя лицами одновременно.

«На основе нашей статистики мы можем сделать вывод, что наиболее частая причина аварий на СИМ — это, по официальной формулировке, «не справился с управлением»: потеря баланса при наезде на препятствие или при езде вдвоем, попытка проскочить, внезапное движение пешехода и так далее», — говорит Татьяна Никифорович.

Как перевозить велосипед в общественном транспорте>>

Разрешенный возраст для управления

Поправки в ПДД делят всех, кто управляет СИМ, на три категории. Первая — дети до 7 лет. Они могут пользоваться СИМ только в сопровождении взрослых в строго отведенных для этого местах. Дети и подростки от 7 до 14 лет могут пользоваться СИМ в тех же местах, но без сопровождения взрослых. Наконец, гражданам старше 14 лет МВД и Минтранс в ряде случаев предлагают разрешить выезд на проезжие части дорог.

«Это не развлечение, а транспорт»: что делать Москве, чтобы самокаты не попадали в аварии>>

Разрешенные места для движения

Владельцам СИМ до 14 лет предлагается разрешить езду по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне движения пешеходов), а также пешеходным зонам. Гражданам старше 14 лет МВД и Минтранс планируют разрешить передвигаться на СИМ по обочине дороги или по правому краю проезжей части, но лишь при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек и ограничении скорости на проезжей части в 60 километров в час.

По мнению Михаила Хачатуряна, регламентация мест, где разрешено и запрещено передвижение на СИМ, станет «несомненным плюсом». «До настоящего времени пользователи электросамокатов передвигаются по тротуарам и даже по дорогам общего пользования совершенно бесконтрольно», — отмечает собеседник РИАМО.

«Он довезет гамбургер, а меня будут отскребать с дороги»: пешеходы vs самокатчики>>

Специальные дорожные знаки

Еще в ноябре 2020 года МВД и Минтранс предложили ввести новые дорожные знаки для владельцев СИМ. Среди них — знак «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено», а также те, которые будут указывать, распространяется ли действие того или иного дорожного знака на СИМ.

«Заткнутые», «столбы» и самокатчики: кто бесит в московском метро>>

ОСАГО для электросамокатов

Помимо МВД и Минтранса, свои предложения, касающиеся электросамокатов, подготовил и Совет по правам человека (СПЧ) при президенте. Среди прочего в Совете предложили ввести обязательное страхование гражданской ответственности людей, берущих СИМ в аренду, — по сути, аналог ОСАГО.

«Следующим шагом после введения ПДД для электросамокатов должно стать ведение для них норм обязательного страхования ответственности по аналогии с автомобилистами», — поддерживает идею СПЧ Михаил Хачатурян.

По словам эксперта, «ОСАГО для электросамокатов» необходимо, поскольку в случае столкновения самоката и пешехода такое ДТП классифицируют как происшествие, произошедшее между двумя пешеходами. Травмы, которые получает и владелец СИМ, и пешеход в этой ситуации, достаточно тяжелые, но страховые компании не принимают претензии по подобным случаям даже к рассмотрению.

Среди других предложений в плане законодательного регулирования СИМ, подготовленных СПЧ, — обязанность водителей СИМ спешиваться, если их движение создает опасность для пешеходов, ограничение скорости передвижения, в том числе исходя из возраста пользователя, а также оснащение СИМ номерными знаками.

Как оформить электронный полис ОСАГО>>