«Похоронили 16 соседей»: беженка из Мариуполя о жизни под обстрелами
В ходе российской военной спецоперации на Украине, которая началась 24 февраля, продолжается освобождение Мариуполя. На данный момент из города эвакуировали более 19 тысяч человек, в том числе и Людмилу, которой вместе с семьей удалось бежать из города под обстрелами. Обозреватель РИАМО пообщалась с женщиной и узнала, как люди жили в подвалах, делили еду и самостоятельно хоронили соседей.
В материале есть описание жестоких сцен. Не рекомендуется к прочтению впечатлительным людям. 18+
Днем — в туалете, ночью — в подвале
Людмила приехала в Мариуполь в 1980 году, когда ее отцу-военному выдали там квартиру. Женщина жила в частном доме, а 24 февраля 2022 года ей пришлось покинуть его.
«У меня 23 февраля был день рождения, мы отмечали, а 24-го разбомбили мой дом полностью. Выскочила из дома раздетая, без ничего. Приехала к маме, она жила у меня в двухкомнатной квартире на Черемушках. Я осталась у нее, но тоже начались обстрелы», — рассказала РИАМО Людмила.
Маме Людмилы 85 лет, она инвалид и не может передвигаться самостоятельно. Когда начались обстрелы, женщины прятались в туалете — они обкладывались подушками и одеялами.
«Вот там мы скрывались, сидели в туалете ровно 12 дней. На ночь спускались в подвал, где трубы, холодно и сыро. Днем поднимались наверх», — рассказывает женщина.
Да и в квартире было не сильно теплее, вспоминает она. Дом уже был частично разрушен: не было окон и дверей. Из-за этого при температуре минус 10 градусов на улице в квартире было минус 3.
Как и чем можно помочь беженцам из ДНР и ЛНР>>
Город в трупах
Как рассказывает Людмила, в ее подъезде на девятом этаже сидели украинцы с гранатометами.
«Они выстрелят, и потом в это же место (в сторону стрелявших — прим. ред.) ответ идет. Мы возмущались очень на это», — рассказывает женщина.
Бывало, к дому подъезжала машина, стреляла и ехала дальше. Однако кто это делал и для чего, никто не понимал.
Многие соседи Людмилы погибли. За время, проведенное в квартире у мамы, она вместе с другими жильцами дома похоронила 16 человек. Однако страшнее всего для нее оказалась гибель 13-летнего мальчика.
«Он лежал под шифером на площадке возле дороги — трупы в городе никто не забирает. Мы на девятый день пошли, и женщины сами копали яму и этого мальчика хоронили. Девять дней мама не отходила от него, сидела и держала его за руку», — рассказывает Людмила.
По словам женщины, весь город находится в плачевном состоянии. И левый берег, и правый берег, центр, магазины и аптеки — все разрушено. Людмила показала, как выглядит дом, в котором они долгое время прятались с мамой — здание буквально выжжено полностью. Кроме того, весь город усыпан трупами.
«Едешь или идешь по улице, и прямо по краям дороги лежат трупы», — сказала женщина.
Как отметила Людмила, город обещают полностью восстановить, но не это сейчас самое главное.
«Спасибо, что живые остались», — сказала женщина.
Признание ДНР и ЛНР: главное из обращения Владимира Путина к россиянам>>
Грели воду и делили хлеб
Как рассказывает Людмила, все время, пока она оставалась в Мариуполе, есть было нечего.
«Мы на костре у дома грели воду, чтобы хоть горячей воды попить, и кусок хлеба делили на пять-шесть человек. Голодные сидели. Это было очень тяжело», — сказала она.
Спасала гуманитарная помощь, которую привозили русские солдаты. Однако иногда украинские военные попросту отнимали ее.
«Вот русские дадут тушенку или какую-то шоколадку ребенку, а они придут, заберут. Наверное, брали, чтобы самим кушать, а то, что мы голодали, никого не интересовало. Или вот телефоны отбирали», — вспоминает Людмила.
Через почти две недели, когда обстрелы усилились, женщины перебралась к младшей дочери Людмилы.
«Сидели с дочкой на полу в коридоре и Богу молились, чтобы это все мимо пролетело. Было очень страшно. Когда у соседа гараж взорвался, дом полностью рухнул, и их там похоронило. Тогда мы и решили уезжать», — вспоминает Людмила.
Как спасти сбережения в условиях кризиса: советы финансовых экспертов>>
Встретили как родных
В 5:30 17 марта Людмила с мамой, дочерью, внуком и собакой выехали в Бердянск. Они отъехали на 200 метров от Мариуполя, и там уже стояли русские солдаты с белой повязкой на рукавах.
«Они очень вежливо нас встретили, накормили и даже собаке корм дали. Так хорошо нас провожали, так приятно нам было. Большое спасибо ребятам, конечно», — рассказывает Людмила.
В Бердянске семью также встретили радушно. Помогли со всем необходимым и разместили в пансионат, но проживать она в нем могла лишь две недели. После семья отправилась на автобусе в Крым. Там родственники переночевали и сели на поезд в Москву. По словам Людмилы, в пункте временного размещения в Московской области их встретили как родных.
«Все нам дали, обеспечили и питание, и жилье, все для нас делают. Мы очень довольны и очень рады», — рассказывает женщина.
Семья живет в пункте временного размещения с 7 апреля. Однако мама Людмилы находится в тяжелом состоянии.
«У мамы моей сердце в воде, легкие в воде, ноги у нее в воде. Да еще и пневмонию заработала. Сейчас она в больнице. Врач сказала, что это все на стрессе», — рассказывает она.
В больнице сейчас и ее внук, который сломал руку еще в Мариуполе, пока бежал до бомбоубежища. Сейчас мальчику уже поставили пластины, а в скором времени его отправят на реабилитацию. Кроме того, на ребенке сказался стресс — внук Людмилы до сих пор заикается и не может отойти от пережитого.
Украинские «фабрики лжи» и пропаганда Запада: как отличить правду от фейка о спецоперации>>
Пугающая неизвестность
В Мариуполе у Людмилы остались дочь с внуком. Они тоже хотели выехать из города, но у них не вышло.
«Они жили на одном конце города, а мы на другом. И город фактически разделили пополам. Их через эту границу в городе не пропускали. В итоге нас вывезли, а они остались там», — рассказывает она.
Не смог выехать из Мариуполя и брат Людмилы. При этом женщина настроена возвращаться обратно, чтобы искать своих родных. С 24 февраля с ними нет никакой связи, и судьба их неизвестна до сих пор.
«Мы через Красный Крест узнали, что дочка 30 марта получила гуманитарную помощь на одного человека. А где внук, мы не знаем, связаться не можем», — сказала женщина.
По словам Людмилы, они находятся на распутье — у семьи не осталось ни кола, ни двора.
«Иногда бывает, что спишь ночью, что-то где-то громыхнет, самолет пролетит, и тут же вздрагиваешь, начинаешь бояться. Это все отразилось на нас. Столько перетерпеть, столько перенести — это, конечно, тяжело», — заключила Людмила.
Националисты на Украине: нападения на ветеранов и осквернение памятников>>