«Хлеба хватит всем»: аграрий дал прогноз по урожаю пшеницы в России
На днях ООН снова предупредила мир о грядущих голодных временах. Число недоедающих неуклонно растет и достигло 828 миллионов человек, сообщается в докладе организации. На фоне тревожных заявлений РИАМО поговорило с крупным землевладельцем из Самарской области Иваном Поповым. Он рассказал, грозит ли России дефицит хлеба и как производители зерна работают в условиях западных санкций.
– Иван Викторович, сельское хозяйство – это ваш основной бизнес?
– Да, я занимаюсь сельским хозяйством более десяти лет, хотя это относительно небольшой срок для такого вида бизнеса. Работаю на территории Самарской и Ульяновской областей. Часть земель обрабатывается, другая используется под долгосрочные перспективы: мы сдаем ее в аренду людям, желающим заняться сельским хозяйством.
– Сколько земли должно быть у крупного агрария?
– Скажу так, в Советском Союзе у колхоза средней величины было три–четыре тысячи гектаров. Сегодня есть крупные агрохолдинги, у которых по 600–800 тысяч гектаров и больше. Например, «Зерно жизни» (группа агропредприятий в Самарской области – ред.) обрабатывает 200 тысяч гектаров, есть «Био-тон» (крупнейший производитель подсолнечника в России – ред.) – у него 300 тысяч гектаров. У меня же – порядка 20 тысяч.
Как запустить свою ферму с нуля и не прогореть>>
– Считай, 200 квадратных километров. Легко ли ухаживать за такой громадной площадью?
– Мы постоянно вводим земли в севооборот (чередование посадок культурных растений на одном участке – ред.). Глобальная цель любого производителя – превратить заброшенные земли в пахотные, сделать их плодородными, получать урожай и, в конечном итоге, кормить людей. Но земли находятся в разном состоянии. Приходится много сил и средств тратить на то, чтобы вернуть им первоначальное предназначение. С каждым годом мы обрабатываем все больше территории, а часть сдаем в аренду – растет число людей, которые хотят выращивать хлеб и другие культуры. Это хорошая тенденция.
– Много ли работников требуется, чтобы возделать столько земли и собрать урожай?
– Более сотни человек за сезон. Работа в полях требует большой выносливости и, не побоюсь этого слова, героических усилий. Людей в селе живет меньше, чем в городе, и далеко не все готовы трудиться по-настоящему. Так что самый ценный ресурс у нас – человеческий.
Фермер из Подмосковья: выращивать улиток выгоднее, чем свиней>>
– Как живется агробизнесу сейчас, когда страна под санкциями?
– Все, кто хочет работать, при деле. Есть, конечно, и проблемы. Придется решать, какую технику использовать в новых условиях. У меня половина гаража – импортная, а другая – российская. В технике важны критерии – класс энергопотребления, расход топлива, управление, чтобы урожай можно было быстрее собирать, выгружать большие объемы. Чем выше у техники производительность и ниже затраты на ГСМ, тем выше качество урожая и в конечном итоге – продукта, который дойдет до потребителя.
– Российские компании смогут заменить импортную технику?
– Да, есть российские производители, выпускающие комбайны и трактора, например, АО «Евротехника». Значит, будем пользоваться ей: она практически не уступает мировым аналогам, и в качестве сева мы не потеряем.
«Риск разориться — минимальный»: как начать бизнес по франшизе в Подмосковье>>
– Давайте попробуем для наглядности перевести ваш урожай в продукцию, которая поступает в магазины.
– Возьмем пшеницу. В среднем из одной тонны можно получить около 550 килограммов муки, остальное пойдет на отруби. В прошлом году мы собрали около 12 тысяч тонн пшеницы. Или подсолнечник. Из той же тонны получается около 470 литров масла. Мы собрали 4,3 тысячи тонн подсолнечника. В этом году выращиваем еще горчицу, ячмень, немного чечевицы, гречихи и гороха.
– От чего зависит выбор культур для посадки?
– Когда выстраиваешь севооборот, то учитываешь много факторов: состояние полей, количество осадков, температуру, предшествующие культуры, конъюнктуру рынка, возможность переработки и складирования выращенной продукции. Кому-то может показаться, что это просто – посеять и собрать урожай, но на самом деле это тяжелый труд, в котором много нюансов.
Призрак голода: грозит ли миру глобальный зерновой кризис>>
– Россия последние годы остается лидером на мировом рынке пшеницы и, кажется, не собирается уступать первое место. Нынешняя экономическая ситуация вас с курса не собьет?
– Я стараюсь поддерживать реалистичный настрой в текущей ситуации и реализовывать свои планы вне зависимости от внешних факторов. Поэтому в 2022 году, как и в предыдущие годы, мы продолжим выращивать зерно. Также мы будем продолжать вводить в оборот заброшенные земли, увеличивать производство сельскохозяйственной продукции и сохранять рабочие места.
– Каким урожаем с коллегами-аграриями порадуете страну?
– Что касается урожая, то собранного в 2022 году хватит, чтобы прокормить страну – мы засеяли много зерна. Посмотрим на озимую пшеницу сорта «Московская 39». Осенью сеяли с нормой 3,5 миллиона штук зерен на один гектар. Провели три подкормки удобрениями. Сейчас мы видим, что каждое зернышко дало по три–пять продуктивных стеблей. Судя по листу, он чистый и зеленый – питания хватает, корень развитый. Сейчас пшеница цветет. Погода в этом году была благоприятная – дождливая, что радует. Так что зерно колосится и зреет, есть все предпосылки к тому, что урожай будет отличным, а хлеба хватит всем.
Самый модный агроном России о знаменитых гибридах и импортозамещении>>