«Стартапы вырастут следом за экономикой»: эксперты о ситуации на рынке молодых IT‑компаний
Западные санкции в 2022 году заметно отразились на рынке отечественных IT-стартапов. Впрочем, ряд экспертов считает, что проблемы эта отрасль начала испытывать значительно раньше. Теперь же у многих проектов, нацеленных на российского пользователя, наоборот появились возможности для развития. Обозреватель РИАМО поговорил со специалистами о том, какие перспективы ждут молодые IT-компании из России.
Вынужденная релокация
Индустрия IT-стартапов в России неоднородна, но проблемы так или иначе затронули если не все компании отрасли, то явное большинство. Непросто в новых условиях пришлось тем участникам рынка, которые изначально ориентировались на экспорт.
«Практически все стартапы – это 80–90% –, нацеленные на создание международного продукта, были вынуждены совершить релокацию из России. Они переехали кто куда: в Прибалтику, Казахстан, Армению, Грузию. Большая часть этих команд там остаются и по сей день, пытаясь продолжать развитие своих продуктов», – рассказал РИАМО интернет-предприниматель, экс-гендиректор медиахолдинга «РБК» и стартапа Anews Вячеслав Масенков.
Это подтвердили и в Фонде развития интернет-инициатив (ФРИИ), одном из крупнейших венчурных фондов России.
«Хуже всего пришлось стартапам, которые работали на международных рынках: их платежная система была завязана на Apple, Google и другие платформы, эти игроки элементарно не могут собирать платежи на свои сервисы и продукцию. Им придется ехать и открывать счета и юридические лица в других странах», – сообщил РИАМО директор акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев.
Льготная ипотека и субсидии: как в кризис поддерживают бизнес и IT>>
Недостаток западных инвестиций
Разрыв международных связей сказался не только на технических возможностях вроде использования глобальных платежных систем или IT-продуктов, но и на сотрудничестве отечественного и западного рынков в целом.
«Российским предпринимателям стало сложнее привлекать деньги от западных инвесторов. Какие-то основатели были вынуждены закрыть бизнес, потому что строили бизнес-модель в расчете на инвестиции и не смогли собрать очередной раунд, так как западные инвесторы отказались от предыдущих договоренностей. Многие российские фонды потеряли возможность инвестировать. В том числе на это повлияли запреты на предоставление займов нерезидентам и приобретение долей в иностранных компаниях без разрешения Банка России», – рассказал Калаев.
«Период кризиса – лучшее время»: эксперты о том, стоит ли открывать бизнес в 2022 году>>
Задолго до украинского кризиса
Некоторые эксперты отметили, что проблемы российских IT-стартапов начались до 2022 года.
«На все стартапы – как ориентированные на экспорт, так и на внутренний рынок – повлияли события последних 6–7 лет. Сначала 2014 год, потом ковид», – отметил Масенков.
Один из руководителей успешного московского стартапа, проданного «Яндексу» до присоединения Крыма, поделился историей о том, как изменился бизнес-климат после западных санкций в 2014 году.
«После Крымских событий уже произошел колоссальный отток институциональных инвесторов из России. В 2015 мы ездили на стартап-конференцию в Хельсинки, чтобы привлечь деньги в новый проект. Потенциальные инвесторы интересовались стартапом, но узнав, что он из Москвы, говорили: "Мы с Россией не работаем". Такова была реакция 100% людей, с которыми мы общались», – сказал собеседник РИАМО.
«Санкции – стимул к взрывному росту»: айтишники о новых возможностях для развития в России>>
Айтишники возвращаются
Вопрос о якобы массовом отъезде IT-специалистов из страны всколыхнул общественность. Эксперты согласны: такой процесс действительно идет, но его масштабы оцениваются по-разному.
«Мы и ранее видели отток на уровне четыре-пять тысяч человек в год. Это было обусловлено как глобальными амбициями уезжающих, так и необходимостью релокации для быстрого роста», – пояснил Калаев.
Специалисты отмечают, что многие из уехавших айтишников уже успели вернуться.
«Мы не замечаем серьезного оттока. Да, часть IT-специалистов действительно уехала в феврале – марте, просто испугавшись происходящего. Но большинство из них уже вернулось обратно: оказалось, что жизнь за границей не так и радужна, даже для IT-специалиста», – сказал финансовый директор компании Hopper IT Дмитрий Брагин.
Войти в IT: как освоить цифровую профессию в 2022 году>>
Время для готовых решений
Эксперты отмечают, что уход западных IT-компаний с российского рынка освободил множество ниш, но заполнить их будет не так просто, как может показаться на первый взгляд.
«Чтобы заменить качественный международный продукт и занять нишу, освободившуюся после ухода западной компании, нужно потратить столько же времени и столько же денег, сколько потратила международная компания, чтобы сделать свой продукт настолько качественным. Времени после ужесточения санкций и ухода с рынка западных компаний прошло мало, и аналоги западных IT-продуктов, которые сейчас появляются, пока еще очень сырые и недоработанные», – считает Масенков.
Ему вторит гендиректор сервиса гибридной разработки Swiftle Игорь Озеров.
«Нужно понимать, что масштабных компаний мирового уровня в России немного – от силы пара десятков. Чтобы оценить рыночные ниши и потенциально успешные продукты, необходимо время. Это не решается за пару месяцев – первые результаты можно будет оценить только через один-два года», – говорит эксперт.
Впрочем, некоторые аналитики смотрят на ситуацию более оптимистично.
«Стоит ожидать взлета стартапов и решений на волне импортозамещения. Это буквально все ниши – от русского аналога запрещенного сервиса фотографий до отбеливателя для бумаги. Другой вопрос, что в большинстве случаев поздно создавать продукты с нуля. Сейчас время для тех компаний, у которых уже были готовые решения. Раньше они занимали единицы долей рынка, а с уходом конкурентов получили возможность стать лидерами», – полагает Дмитрий Калаев.
Никогда не поздно: как водитель такси в 60 лет получил IT‑специальность>>
Западные продукты стали ненадежными
Какие же направления IT получили возможность для развития в новых условиях?
«Российские стартапы, которые работали на внутреннем рынке, в общем случае не приостановили свою деятельность и продолжают жить без изменений. Часть из них находятся в стагнации из-за экономических сложностей – такие, как e-commerce. Но некоторые отрасли показывают бурный рост, например, EdTech», – ответил на вопрос исполнительный директор и сооснователь компании Jump.Finance Михаил Кириченко.
Дмитрий Брагин полагает, что в выигрыше оказались те, кто делал разработки на базе российских решений.
«Западные продукты резко стали ненадежными, и бизнес стремится быстро их заменить. Мы наблюдаем, например, что компании массово переходят с иностранных корпоративных порталов на отечественные интранеты. Активно идет импортозамещение в области автоматизации, баз знаний. Ушло много крупных компаний, которые занимались RPA, и здесь тоже оказались востребованы российские разработчики, уже имеющие подобный опыт», – пояснил эксперт.
Вячеслав Масенков поделился мнением, что развития стартапов в классическом понимании – быстрорастущих, гремящих на рынке и достигающих миллиардной капитализации – в России в ближайшей перспективе ждать не приходится.
«Возникнет нишевая группа стартапов, нацеленных не на инновации, способные выстрелить в международных масштабах, а на решение текущих проблем реального российского бизнеса, причем очень конкретных проблем. В этом смысле их уже нельзя назвать стартапами, потому что стартапы все-таки подразумевают наличие инновационной идеи в основе. Спрос будут формировать отрасли, которые наименее пострадают от кризиса: нефтегазовая и другие добывающие, оборонка. Это будут специфические стартапы с монозаказчиком, работающие над конкретной задачей», – пояснил Масенков.
Как IT‑специалистам получить отсрочку от службы в армии>>
Многие стартапы ждет успех
Эксперты отмечают, что рынок IT-стартапов сможет стимулировать только общий благоприятный экономический фон в стране.
«Стартапы – это инновационный продукт, они обычно появляются в растущей экономике, когда на них есть спрос, а на ограниченном внутреннем рынке спроса на инновационные продукты чаще всего нет. Только стабильный рост экономики и вера инвесторов в него могут побудить людей рисковать и вкладываться во что-то принципиально новое», – сказал Масенков.
Важным условием развития отрасли является создание благоприятных условий для малых предприятий, уверен Игорь Озеров.
«Ситуация, когда крупные игроки – «Сбер», «Яндекс», «Тинькофф», «Мейл» – забирают себе всех IT-специалистов, не способствует развитию. Ведь если ты без особых рисков можешь хорошо зарабатывать у гигантов, тогда нет мотивации идти и делать свой продукт. Это усугублялось еще тем, что крупные игроки вели себя агрессивно и скупали успешные стартапы на не самых выгодных для фаундеров условиях. Если ситуация изменится, то мы можем ожидать развития российского рынка IT», – полагает эксперт.
Дмитрий Брагин в свою очередь сравнил рынок IT-стартапов с ребенком, который только учится ходить.
«Для того, чтобы бегать, ребенку нужно пройти все стадии развития: научиться вставать, ходить. И только потом бежать. Вот сейчас нас пытаются заставить бежать тогда, когда мы еще и ползать-то особо не научились. Конечно, это чревато жесткими и болезненными падениями», – пояснил свою аналогию эксперт.
Однако в целом он рассчитывает, что нынешнее положение дел подстегнет индустрию IT-стартапов.
«До февраля этого года развитие отрасли шло крайне медленно и неохотно. И нынешний взрывной рост для кого-то станет путевкой в будущее, а для кого-то полным провалом. Тот, кто окажется более устойчивым, напористым и гибким, окажется на коне и добьется громкого успеха. И таких историй, уверен, будет много», – подвел итог Брагин.
«Мама считала, что профессия слишком «мужская»: программистка о стереотипах в IT‑сфере>>