Никогда не поздно: как водитель такси в 60 лет получил IT‑специальность

Никогда не поздно: как водитель такси в 60 лет получил IT‑специальность
Люди

В октябре 2021 года Яндекс Такси и сервис онлайн-обучения Яндекс Практикум запустили программу обучения для водителей, решивших поменять профессию. Проект стоимостью в 20 миллионов рублей позволил таксистам получить новое образование, став программистами, веб-дизайнерами или аналитиками данных. Насколько успешной оказалась затея, РИАМО рассказал один из выпускников курса Камиль Гумеров.

Как возник интерес к информационным технологиям

У меня с детства проявились способности к математике. В родной Уфе я участвовал в районных, городских и республиканских олимпиадах и занимал призовые места. В 70-е IT-отрасль в СССР только зарождалась, но уже существовали вычислительные машины серии БЭСМ и другие. Для работы с ними требовались специалисты, программисты, которых готовил наш техникум. Забавно, но тогда считалось, что работа программистом больше подходит женщинам. Меня это не остановило: ЭВМ пришлись по душе. Я выбрал себе занятие согласно моим способностям и тогда даже не думал, что через несколько десятков лет эта профессия станет одной из самых востребованных в мире. И когда я подал документы, оказался единственным парнем среди кандидатов на поступление.

«Санкции – стимул к взрывному росту»: айтишники о новых возможностях для развития в России>>

Карьера до Яндекса

К сожалению, по семейным и финансовым причинам мне пришлось уехать в другой город и там поступить в нефтяной техникум, где стипендия была почти в три раза больше, чем в обычных техникумах. Получив геологическое образование, мне все же довелось поработать с машинами БЭСМ-4, на которых я программировал. Можно сказать, жизнь второй раз подкинула шанс остаться в отрасли.

Но тут меня пригласили в Новый Уренгой на должность начальника отдела управления буровых работ. Конечно, в 26 лет стать руководителем геологического отдела и еще получить квартиру было престижно и заманчиво. И я согласился.

В 1991 году меня перевели в Москву, где я с тех пор и обосновался. Почти сразу на волне дикого капитализма вместе с друзьями ушел в бизнес, и до 2008 года все шло успешно: занимались нефтянкой, строительством дорог, разными стартапами, выучился на финансиста по короткой программе, затем на фондового инвестора. А потом грянул кризисный 2008 год. Который, я по многим причинам, пережить не смог. Приземление было быстрым и коротким. Я пытался вернуться в бизнес, но время и силы уже были не те. И так постепенно ушел в такси. Главные плюсы в этой работе – всё зависит только от тебя, также свободный график.

Легко ли в 60 лет заново учиться

У Яндекс Такси есть приложение, где мы получаем заказы и узнаем новости. И однажды мне пришло сообщение, что водители через сервис онлайн-образования Яндекс Практикум могут бесплатно и с нуля освоить новую профессию в IT-отрасли. Я, не раздумывая, записался на собеседование. А смысл тянуть? Такая возможность редко выпадает.

По природе мне учиться легко, в шестом классе знал школьную программу по математике на два года вперед. Конечно, на курсе есть сложные разделы, например, непросто дается статистика и теория вероятности. Нужно запоминать большой объем информации, в 60 лет это бывает непросто. И все же специальность аналитика данных, которую я выбрал, мне очень близка.

Реально оценив свои возможности, я выбрал то, что сейчас легче всего освоить исходя из жизненного и бизнес-опыта. Конечно, можно было бы остановиться на веб-разработчике, программисте C++, Java или Python, графическом дизайнере. Но эти профессии требуют более глубокой подготовки и непрерывного развития. В общем, не для моего возраста. Будь я лет на 20-30 моложе, точно выбрал бы программиста. Даже немного завидую молодым ребятам, которые с помощью Яндекс Такси получат эту профессию.

Права работников при сокращении: что нужно знать>>

Как проходило обучение

Все обучение происходит онлайн. Мы, студенты, изучаем теорию и решаем практические задачи через специальный «тренажер». Если возникают вопросы, обращаемся к преподавателям, которые помогают разобраться в материале или задачах. Наши преподаватели из Яндекс Практикума работали выше всяких похвал. Чувствуется, что это профессионалы, знающие свой предмет и умеющие доступно донести информацию до студентов. Когда ты учишься онлайн и у тебя нет возможности лично встретиться с преподавателями, это очень важно.

Всего по программе обучались более 300 человек, и не только из России. Благодаря куратору в группе сформировалась дружеская и рабочая атмосфера. В специальном чате для студентов наиболее активные студенты обсуждали различные вопросы обучения, делились опытом и помогали друг другу. Ко мне коллеги часто обращались за помощью и советом, видимо, потому что я быстро усваивал предмет. Вообще, это странно, но, оценивая этот насыщенный период в Яндекс Практикуме, у меня совершенно не возникло ощущения, что я занимался онлайн. Вся система настроена на то, чтобы студент глубоко погрузился в учебу.

Учеба занимает от 10 часов в неделю в зависимости от сложности теоретического материала или выполняемого проекта. Конечно, один человек может усвоить что-то за минуту, а другому на это потребуется час: несколько раз перечитать, запомнить. Я схватывал быстро.

Работа таксистом непростая, бывает сильно устаешь, а еще нужно найти время на учебу. Мне в этом плане повезло: я работаю как самозанятый на своей машине, меня не напрягает аренда и потому могу регулировать нагрузку. Отдохнул, потом сижу, занимаюсь столько сколько потребуется. Если начинается сложная тема или проект, то на работу не езжу, занимаюсь дома.

Волновался, что не получится

Моя супруга всегда поддерживает меня в любых начинаниях и была только рада, когда я решил получить новую профессию. У меня два сына из трёх обучаются в ИТ-сфере. Надеюсь, что своим примером показал, что в любом возрасте можно упорно добиваться своей цели. Да они и сами такие.

Друзьям и знакомым про свою затею в основном не рассказывал. Я ведь не знал, как все будет. А вдруг у меня бы не получилось? Это же позор на мою седую голову! Теперь, когда я закончил учебу спустя полгода, есть чем похвалиться, но пока преждевременно – ещё не все цели достигнуты. Написал финальный проект, набрал нужное количество баллов и вот-вот получу диплом.

Я учился IT, чтобы найти работу по новой специальности и заниматься тем, что нравится. Таксист – не самая плохая профессия на свете, но большой любви у меня к ней нет. Сейчас это просто возможность заработать деньги. Аналитик данных, как правило - сотрудник штатный. Чаще всего востребован в банках, ритейлах и телекомах, где требуется аналитическая обработка больших объемов данных. Чем она мне нравится ещё – возможностью работать удалённо.

С апреля я рассылаю резюме. Сейчас непростой период на рынке. Если раньше, мне от сервисов поиска работы почти каждый день приходило тематическое предложение, то теперь только раз в неделю. Думаю, ситуация выправится, и я обязательно найду подходящее место. Пока же продолжаю работать в такси.

Никогда не поздно поменять жизнь

Если человек не может решиться на перемены, то он никогда в жизни не начнет. Потому мой совет - никогда не сдавайтесь, даже в самых безнадёжных ситуациях. Дерзайте и боритесь, счастья может не прибавится, но жизнь точно не будет скучной.

На самом деле не так важно, 40 тебе или 60. IT-специальность можно получить в любом возрасте. Есть пример, когда в 85 лет человек освоил программирование. Поэтому не нужно бояться нового, надо браться и идти. Тем более что программист – интересная и перспективная специальность. Без работы не останешься.

У меня было два этапа собеседования, где проверяли на мотивацию. И обучение было очень серьезным, которое под силу только тем, кто действительно хочет получить новую профессию. Сам факт, что Яндекс Такси пытается найти среди своих водителей тех, кто хочет изменить свою жизнь, дорогого стоит. Большое спасибо компании за то, что дает людям такой шанс.