План реконструкции МКАД: что ждет кольцевую дорогу в ближайшие годы

План реконструкции МКАД: что ждет кольцевую дорогу в ближайшие годы
Акценты

В ближайшие несколько лет в Москве запланирована масштабная реконструкция развязок на МКАД, призванная разгрузить главную транспортную артерию столицы. Она коснется трех шоссе и двух улиц. По мнению чиновников, масштабные работы на МКАД смогут освободить дорогу от бесконечных заторов. Однако эксперты относятся к этим прогнозам с определенным скепсисом. О том, какое будущее ожидает МКАД в ближайшие годы, читайте в материале РИАМО.

Платная «Минка»: что ждет трассу после реконструкции в 2021 году>>

Реконструкция развязок и новые съезды

21 сентября пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы сообщила, что в ближайшие несколько лет в столице запланирована масштабная реконструкция развязок на МКАД. Речь, в частности, идет о пересечении Московской кольцевой автодороги с Алтуфьевским и Осташковским шоссе, с улицами Верхние Поля и Капотня, а также с Липецкой улицей.

«В ближайшее время завершится реконструкция дорожной развязки на пересечении МКАД и Волоколамского шоссе, еще четыре таких транспортных объекта будут сданы в течение нескольких лет», – рассказал заместитель мэра Москвы вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.

По словам Бочкарева, реконструкция развязок позволит увеличить пропускную способность прилегающих участков МКАД и обеспечит беспрепятственный выезд на федеральные трассы и городские дороги. Кроме того, предполагается постройка дополнительных боковых проездов, разгонных полос, направленных съездов и пешеходных переходов.

Как отметили в пресс-службе московского Комплекса градостроительной политики и строительства, всего с 2011 года в столице реконструировали или построили 17 развязок на МКАД с общей протяженностью дорог более 150 километров.

Платные дороги в Московском регионе: скорость или новые пробки>>

Волоколамка раньше срока

Первая из пяти будущих развязок на пересечении МКАД с Волоколамским шоссе может быть открыта досрочно в конце текущего года – работы закончены на 90%.

«Данная развязка является одним из крупнейших дорожных объектов, реконструкцию которого мы планируем завершить уже в ближайшие месяцы, на год раньше контрактного срока», – сообщил мэр Москвы Сергей Собянин, лично посетивший объект.

Развязка на пересечении МКАД с Волоколамским шоссе входит в число наиболее загруженных транспортных узлов в столице. Ее малая пропускная способность была причиной возникновения постоянных заторов. Реконструировать развязку начали в конце 2018 года.

Устаревшее сооружение решили заменить на современную многоуровневую развязку с направленными съездами. Ее проект предусматривает создание 7,7 километров новых дорог, включая реконструкцию двух существующих и сооружение трех новых эстакад.

По планам столичных властей, в результате открытия развязки будет улучшена транспортная доступность районов Митино, Строгино, Южное и Северное Тушино, Щукино, Покровское-Стрешнево, а также подмосковного города Красногорска.

Транспортный коллапс на Волоколамском шоссе: два часа до метро в утренний час пик>>

От Севера до Юга

Реконструкцию второй транспортной развязки на пересечении МКАД с Осташковским шоссе (Северо-Восточный округ Москвы) власти намерены начать в конце 2020 года.

«Предстоит построить и реконструировать более пяти километров дорог, четыре искусственных сооружения, подземный пешеходный переход», – заявил руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.

В рамках проекта реконструкции запланировано строительство двух боковых проездов с внутренней и внешней стороны МКАД протяженностью 1,1 километра каждый, в том числе два путепровода по 80 метров.

Будет построен левоповоротный съезд с Осташковского шоссе по направлению в область на внешнюю сторону МКАД протяженностью 700 метров. Также планируется строительство подземного пешеходного перехода в районе Осташковской улицы, дом 30, протяженностью 50 метров.

А на другом конце Москвы – в Южном округе – в конце 2020 года начнется реконструкция третьей развязки, которая находится на пересечении МКАД с Липецкой улицей. В ходе работ там планируется построить и реконструировать свыше 23 километров дорог.

Вместе с развязкой реконструируют также прилегающий участок Липецкой улицы. В ходе реконструкции предполагается построить три боковых проезда, шесть съездов, три путепровода и один тоннель.

«Для обеспечения безопасности пешеходов и организации непрерывного движения здесь будут возведены четыре надземных перехода», – отметил Андрей Бочкарев.

Начало реконструкции четвертой из запланированных развязок, находящейся на пересечении МКАД и Алтуфьевского шоссе (Северо-Восточный округ Москвы), как и в двух предыдущих случаях запланировано ближе к концу 2020 года. В ходе работ в общей сложности предстоит построить и реконструировать более трех километров дорог.

В частности, планируется возвести направленный левоповоротный съезд с Алтуфьевского шоссе при движении в область на внешнюю сторону МКАД. Он будет включать в себя путепровод длиной 430 метров на две полосы движения.

Реконструкция развязки также предусматривает строительство направленного левоповоротного съезда с внешней стороны МКАД на Алтуфьевское шоссе в сторону центра. Дополнительно в районе 85-го километра МКАД планируется построить надземный пешеходный переход.

А позже всего – в 2021-2022 годах – начнется реконструкция пятой из запланированных развязок, на пересечении МКАД с улицей Верхние Поля (Юго-Восточный округ Москвы). Улица будет реконструирована на участке от МКАД до улицы Марьинский Парк.

На участке протяженностью 3,4 километра расширят проезжую часть до 24 метров (три-пять полос в каждом направлении), обустроят тротуары и построят правоповоротный съезд на Чагинскую улицу.

«Еду и плачу!»: автомобилисты рассказали про Ярославское шоссе>>

Необходимость реконструкции

Опрошенные РИАМО эксперты сходятся в том, что реконструкция развязок на МКАД – вопрос, давно назревший и действительно требующий решения. Как объясняет координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов, если рассматривать развязку МКАД и Липецкой улицы, движение там затруднено постоянно. На этом участке порой собираются многокилометровые пробки, а случайные ДТП и вовсе делают ситуацию катастрофической.

«Не менее проблемный участок – это развязка на пересечении МКАД и улицы Верхние Поля. Там находятся сразу три гигантских торговых комплекса – «Садовод», MEGA и OBI, из-за чего дорожная сеть в этом месте имеет чудовищную нагрузку, и проехать там порой просто невозможно. Конечно, реконструкция нужна», – говорит Шкуматов.

По словам эксперта, вопрос с развязкой на пересечении МКАД и Алтуфьевского шоссе стоит не так остро просто потому, что за Алтуфьево по направлению в область нет никаких крупных объектов. А с Осташковским шоссе ситуация куда серьезнее – спрос на него очень велик, поскольку эта трасса ведет к Мытищам. И пока не будет построен путепровод к улице Мира в Мытищах, нагрузка на шоссе будет сохраняться.

«В комплексе, после завершения всех работ, реконструкция развязок на МКАД может дать положительный эффект. Но на время проведения работ водителям на главной трассе столицы будет очень некомфортно. Пример тому – завершающаяся реконструкция развязки с Волоколамским шоссе: проезд в этом месте сегодня очень затруднен», – объясняет эксперт.

Между тем координатор общественного проекта «Движение» Андрей Орел подчеркивает: реконструкцию развязок необходимо проводить с умом, иначе работать они не будут из-за «забытых» дублеров или съездов. А тогда смысл всех дорогостоящих работ сводится на нет – и подобные примеры уже существуют.

«Скажем, есть Новая Рига, где даже построили эстакаду. Но съезд в центр там не дополнен дублером – и водители стоят в 2-3 ряда, чтобы повернуть направо. А раз этот вопрос не решен, особого смысла в построенной там большой и красивой развязке попросту нет», – говорит эксперт.

Новорязанское шоссе: «беспробудные» пробки, злобные камеры и веселый дом‑слон>>

Работы на городских улицах

По мнению руководителя направления «Сопровождение строительных проектов» группы компаний SRG Алексея Ефанова, пропускной способности МКАД, исключая локальные участки, которые сейчас расширяются, теоретически вполне достаточно для текущего трафика с учетом предстоящего запуска Центральной кольцевой автодороги, которая должна отвести от МКАД существенную долю потока.

Однако с самого начала основными проблемами МКАД были и остаются съезды и транспортные развязки. Именно на них и образуются пробки, приводящие к заторам и на самой автодороге.

Как объясняет Ефанов, сейчас эти проблемные места устраняются путем реконструкции с увеличением пропускной способности на съездах и пересечениях с магистралями, что, конечно, улучшит положение дел.

«Однако только этих мер не будет достаточно для ликвидации пробок. Дело в том, что поточное движение автомобилей по бессветофорной магистрали существенно отличается от городского движения, где транспортный поток дробится и движется дискретно», – говорит эксперт.

Поэтому, по мнению Ефанова, если сразу за съездом на городской улице будет находиться светофор или пешеходный переход, то съезд, несмотря на расширение, все равно будет продолжать продуцировать заторы.

А значит, пропускная способность МКАД будет зависеть не только от реконструкции транспортных развязок и съездов, но и от того, насколько грамотно будет переустроено дорожное движение на прилегающих городских улицах.

Важный элемент экономики

Между тем в истории с реконструкцией развязок на МКАД есть еще один важный аспект – экономический. Как отмечает первый заместитель председателя правления ПАО «РосДорБанк» Эдуард Христианов, транспортная отрасль и все, что связано с развитием инфраструктуры, являются одним из важнейших элементов экономики.

Развитая дорожно-транспортная система напрямую влияет как на развитие социальной сферы городских агломераций, так и на рост ВВП страны в целом.

«Государство прекрасно понимает, что все инвестиционные программы по развитию транспортной инфраструктуры останавливать нельзя, даже с учетом кризиса, связанного с пандемией коронавируса», – говорит эксперт.

Если это сделать, экономика затормозится гораздо сильнее, чем, если не справится, например, сфера услуг, так как на перезапуск инфраструктурного строительства потребуются гораздо большие ресурсы, чем на перезапуск, например, ресторанного или гостиничного бизнеса, заключает Христианов.

«Переехав за МКАД, ты как будто попадаешь в сказку» — москвичи о переезде в Подмосковье>>