«Период кризиса – лучшее время»: эксперты о том, стоит ли открывать бизнес в 2022 году

«Период кризиса – лучшее время»: эксперты о том, стоит ли открывать бизнес в 2022 году
Акценты

В 2020 году многие компании не смогли пережить появившиеся из-за пандемии коронавируса ограничения, а сегодня предприниматели оказались в непростой ситуации из-за экономических последствий военной спецоперации России на Украине. Те, кто мечтали начать свой бизнес, уже несколько лет не знают, когда для этого настанет подходящее время. Обозреватель РИАМО пообщалась с экспертами и выяснила, когда лучше начать свое дело и на какие ниши стоит обратить внимание.

Лучшее время для бизнеса

Многие эксперты считают, что период кризиса – лучшее время для открытия своего бизнеса. По мнению генерального директора коммуникационного агентства PR Partner Инны Анисимовой, в настоящее время уровень конкуренции стал ниже.

«На российском рынке появилось больше места для стартапов и начинающих предпринимателей. Поэтому в целом кризисное время – подходящее для открытия своего бизнеса», – объясняет эксперт.

При этом предприниматель Сергей Юшков считает, что бизнес стоит открывать, когда есть продукт или услуга, которая закрывает потребности целевой аудитории. В таком случае не важно, есть кризис или нет.

«Главное понимать, какие проблемы решает ваш продукт или услуга. Однозначно в кризис таких проблем становится больше, и тут возможности у тех, кто эти проблемы видит и умеет их решать», – уточняет Сергей.

Также эксперты уверены, что возможности для открытия собственного бизнеса нужно искать и использовать в любые времена.

«Важно быть гибким, быстро адаптироваться под меняющуюся реальность, легко принимать крушение планов. Это правда, что в кризис выстреливают совершенно неожиданные вещи, главное – действовать», – говорит основатель онлайн-платформы для детей 1-4 класса iSmart Екатерина Скрибот.

«Без ползунков не оставим»: кто заменит иностранные компании в сегменте товаров для детей>>

Минимизация рисков

Однако некоторые будущие предприниматели боятся трудностей, с которыми они могут столкнуться в период открытия собственного дела. Для того чтобы этих проблем было меньше, необходимо готовиться к определенной работе. По мнению директора факультета технологического предпринимательства университета «Синергия» Станислава Скуйбеда, необходимо удержаться на рынке, найти первых пользователей, привлечь инвестиции и нарастить капитал для дальнейшего развития.

Эксперт дает несколько советов, которые позволят молодым предпринимателям избежать банкротства: необходимо анализировать траты, оптимизировать работу команды, а также упорядочивать финансы.

«Начать бизнес без посторонней поддержки – кредита или инвестора – крайне сложно. Старайтесь одалживать суммы, которые в случае, если проект не выстрелит, не приведут к разорению. Не берите кредиты в валюте – неустойчивый курс может увеличить сумму займа в кратном размере», – отмечает Скуйбеда.

Однако даже в случае грамотного построения бизнеса, нужно быть готовым ко всему. По мнению генерального директора XWAY Антона Ларина, сейчас больше всего на предпринимателей влияет волатильность курса, поскольку от этого зависит юнит-экономика дела.

«Если затраты растут, важно оперативно пересматривать ценообразование и повышать конечную цену продукции. Многие продавцы этого не учитывают и впоследствии вынуждены жертвовать маржинальностью. Кроме того, нужно регулярно мониторить предложения конкурентов: чтобы товар продавался, цена на него должна оставаться в рынке», – говорит эксперт.

Какие профессии востребованы в 2022 году: ситуация на рынке труда в России>>

Свободные ниши

Тем, кто все же задумывается об открытии своего дела, эксперты предлагают обратить внимание на сферу торговли. По словам Антона Ларина, торговля кажется наиболее привлекательным и наименее рискованным делом, так как люди всегда будут покупать.

«В сложившихся реалиях у предпринимателей из сферы ритейла есть преимущество: часть зарубежных брендов ушла с рынка, освободив популярные категории: одежду и обувь, продукты питания, бытовую химию, косметику, детскую продукцию и многие другие ниши», – уточняет Ларин.

Собеседник РИАМО также уверен, что в период неопределенности стоит отдавать предпочтение электронной коммерции, где лидером продаж остаются маркетплейсы.

Кроме того, эксперт Станислав Скуйбеда считает, что будущим предпринимателям стоит обратить внимание и на следующие отрасли: сервисы по цифровизации и автоматизированию процессов, системы конвертации и денежных переводов с применением цифровых денег (криптовалюта, рубль), услуги проектного менеджмента в области автоматизации бизнеса или трансфера технологий, ивент-менеджмент на онлайн- и офлайн-площадках.

Среди востребованных свободных ниш, по мнению Инны Анисимовой, также оказались сферы общепита и консалтинга.

Льготы и налоговые послабления: какие меры поддержки бизнеса действуют в Подмосковье>>

Советы предпринимателям

Прежде чем открывать бизнес, необходимо выбрать сферу, в которой вы разбираетесь. После нужно поставить цель и описать задачу, уверен международный предприниматель и основатель Lampo Артем Трофимов.

В свою очередь, Екатерина Скрибот считает, что все время необходимо учиться, даже если вы много знаете. Кроме того, нужно изучать аудиторию, для который вы делаете свой продукт, набрать команду профессионалов, чтобы вы могли делегировать часть обязанностей, а также следить за финансами.

«Получайте миллион консультаций, но никогда не следуйте за чьим-то мнением. Ежедневно впитывайте все это, но делайте по-своему. И главный совет – будьте честны на своем пути», – советует эксперт.

Минимализм и котики: как работает столичный бренд мебели Archpole>>