Градостроительный конфликт на Хохловке: что ждет исторический квартал Москвы

Градостроительный конфликт на Хохловке: что ждет исторический квартал Москвы
Акценты

В столице разгорелся очередной градостроительный скандал: на Ивановской горке, недалеко от станции метро «Китай-город», девелопер планирует реконструировать исторический квартал Хохловка и построить бизнес-центр. Проект в целом одобрен городскими властями, но градозащитники бьют тревогу из-за возможной утраты памятников и облика старинного московского квартала. Корреспондент РИАМО разбиралась, за что борются жители, что может потерять город после сноса и как этого избежать.

«Купить тут квартиру – самая большая ошибка в жизни»: москвичи о жизни в Некрасовке>>

Ковш над Хохловкой

Речь идет о реконструкции в границах Колпачного и Хохловского переулков. Девелопером проекта является компания AB Development. Как отмечается на сайте компании, проектом предусмотрена научная реставрация памятников архитектуры, таких как Палаты Дьяка Украинцева, архив и нотопечатня Юргенсона, городских усадеб Г. П Юргенсона, А. Л. Кнопа и Д.А. Четверикова – Ф. Л. Кнопа, а также регенерация здания школы-института международного рабочего движения и сохранение культовых деревьев Даниловской аллейки.

При этом регенерация предполагает снос здания института 1939 года и строительство на его месте нового здания большей площади.

Как неоднократно заявлял в СМИ девелопер, проект прошел все государственные экспертизы. Однако, по мнению местных жителей и градозащитников, тот факт, что не все постройки в зоне реконструкции имеют охранный статус, приведет к тому, что еще две постройки, которые не имеют статуса памятника, могут попасть под снос.

Власти Москвы заявляли, что в ходе обследования здания института не было выявлено ценных элементов, а состояние конструкций и фундамента было признано неудовлетворительным. Поэтому было принято решение о реконструкции этого здания с сохранением общей стилистики исторического района. Девелопер поручил сформировать такую стилистику района дизайн-бюро Артемия Лебедева.

Местные жители пытаются предотвратить снос зданий. Помимо потери исторического лица Хохловки, их беспокоит то, что после реконструкции тихий квартал может превратиться в шумный барно-ресторанный кластер. Сейчас Хохловка представляет из себя богемное пространство с художественными мастерскими, кафе и шоурумами дизайнеров.

Экология в Москве: в каких районах лучше дышится>>

«Киностудия» под открытым небом

Градозащитники в лице Архнадзора уверены, что весь комплекс зданий в указанном квартале Хохловки является памятником и какое-либо строительство на этой территории должно быть запрещено.

Особенность Ивановской горки в том, что это одно из самых старых мест заселения на территории Москвы и лучший по сохранности исторических объектов район в городе, отмечают градозащитники.

«Весь этот район развивался не по генплану, а как бы сам собой, волей хозяев разных небольших домовладений начиная с 16 века. Поэтому все исторические домовладения здесь – разные. Это сочетание разных вкусов и разных эпох дает нам живую ткань города», - считает представитель Архнадзора, житель района Дмитрий Чарахчьян.

По его словам, их нельзя унифицировать единым дизайном или одинаковыми элементами благоустройства. Попытки это сделать, например, в парке «Горка» в Басманном районе, по его мнению, оказались неудачными, исключив пространство из контекста исторического района.

Местная жительница и активистка сообщества по защите Хохловки Люся Малкис добавляет, что, несмотря на отсутствие художественной ценности здания института международного рабочего движения, оно составляет идентичность места, которая при сносе будет утеряна.

«Район Ивановской горки можно рассматривать как киностудию под открытым небом, она таковой и является: до карантина тут чуть ли не каждую неделю снимали фильмы, причем из совершенно разных исторических периодов, здесь, в частности, снимали «Брат-2». Если уйдет этот дом и на его месте появится современный, с типовым благоустройством, дух места испарится. Сейчас здесь есть смешение слоев от XVII до ХХ века. Весь ансамбль застройки создает культурную идентичность и целостность, за которую так любят, например, маленькие европейские города», - рассказывает москвичка.

Как отмечает Чарахчьян, весь район находится на территории охранной зоны, где запрещено любое строительство, кроме воссоздания утраченных элементов историко-градостроительной или природной среды памятников. Согласно архивным данным, на месте института, построенного в 1939 году, раньше был сад.

«Если предположить, что здание института исторически не ценное, то в таком случае регенерировать историческую среду можно только одним способом: вместо здания вернуть тот самый сад. Если девелопер там что-то строит, то он должен объяснить, какие элементы среды он восстанавливает», - поясняет Чарахчьян.

Кроме того, в Архнадзоре уверены, что ансамблю зданий нотопечатни Юргенсона, который входит в зону реконструкции, необходимо присвоить статус объекта культурного наследия федерального значения. Поэтому одна из пристроек по адресу Хохловский переулок 7-9 строение 6, которая сейчас предполагается по проекту под снос, не может быть снесена и де факто имеет историческую ценность.

«В этой романтической постройке в стиле французского шато сохранились интересные элементы декора из дерева, белого камня и модного на рубеже XIX-XX веков бетона. Это характерное строение работы архитектора Величкина», - отмечает Чарахчьян.

Он добавляет, что третье здание под снос, строение 7, возможно, не имеет исторической ценности, однако это должен определить аттестованный эксперт.

Квартира с дворецким и бомжи у метро: москвичи о жизни в Тверском районе>>

Конфликт – проблема для всех

Несмотря на призывы жителей и градозащитников, городские власти отказались вносить здания института и двух пристроек в перечни объектов культурного наследия, о чем на сайте Мосгорнаследия в сентябре были опубликованы соответствующие приказы.

В то же время, по данным «Интерфакса», 15 сентября гендиректор AB Development Алексей Бланин заявил, что проект реконструкции квартала пока не утвержден, а со слов архитектора ряда проектов в границах этого комплекса Алексея Гинзбурга, «задача сноса пристроек не стоит». Он добавляет, что концепция не предполагает создания ресторанного квартала и цели «забетонировать» все общепитом не стоит. По его словам, интерес здесь – «в разнообразии общественных функций».

Причиной такого сценария является то, что общая культура девелопмента в России – низкая, считает руководитель европейского проекта «Цифровые города», директор Центра градостроительных компетенций Ирина Ирбитская.

«Формально основная ответственность за происходящее в городе лежит на властях, но вообще мы все несем ответственность за то, что происходит у нас под окнами. Город заинтересован в крупном инвесторе, не хочет его терять и идет на уступки», - говорит эксперт.

Она добавляет, что это типичная расстановка сил: жители всегда консервативны, а девелоперы – условно прогрессивны, на этом противостоянии город и развивается. Единственная жизнеспособная модель решения таких конфликтов – найти возможность кооперации интересов жителей, властей, девелоперов и города в целом.

По ее словам, в Москве может быть до 15 интересантов, среди которых, помимо девелопера, жителей и властей, локальные бизнесмены, независимые эксперты, учебные заведения, банки и фонды. Учесть интересы всех сторон так важно, потому что, когда проекту оказывается сильное сопротивление, издержки растут: срываются сроки, падает качество, а инвестор в итоге рискует потратить деньги и не продать проект.

По ее мнению, чтобы составить конкуренцию инвестору, горожанам стоит проявлять упорство и привлекать специалистов в тех вопросах, где они некомпетентны. Возможно, даже сделать с их помощью альтернативный проект.

«Нельзя перестроить старый район в урбанизированную коробку»: москвичи о жизни в Перове>>

Альтернативный проект от жителей

Впрочем, планы активистов совпадают с советами эксперта. Они продолжают привлекать внимание к проблеме – координируются через группы в Facebook, проводят одиночные пикеты, а на сайте Change.org размещена петиция за сохранность ансамбля Ивановской горки, которая собрала уже более 18 тысяч подписей.

«Нам хочется знать, что нас ждет, но пока внятного плана развития территории нет. Мы хотим попасть в состав экспертной группы, чтобы участвовать в обсуждении этого проекта», - заявляет активистка и урбанист Люся Малкис.

Жители недовольны проектом здания, которое хотят построить на месте института.«Это посредственный, морально устаревший проект, который не украсит район. Не говоря уже о том, что буквально за углом, в Хохловском переулке, дом 10, строение 1, уже довольно давно пустует новый отреставрированный бизнес-центр», - говорит Малкис. По ее словам, есть идея сделать альтернативный проект, найти «золотую середину», которая устроила бы всех, привлечь консультантов.

«На Ивановской горке мощное комьюнити и много побед, например, несостоявшееся строительство огромного торгового центра на Хитровской площади, на месте которого сейчас сквер», - добавляет жительница Ивановской горки.

«Выбрасывают из окон элитное шампанское»: москвичи о жизни в районе Якиманка>>

Не сносить, а изменить содержание

В свою очередь, Заслуженный архитектор РФ, основатель Института реставрации, член комиссии по монументальному искусству Мосгордумы Лев Лавренов уверен, что на Хохловке нельзя ничего сносить. Он напоминает, что вся территория в пределах Бульварного кольца и смежные территории объявлены исторической ценностью еще при Лужкове.

«Я бы сохранил все как есть, но отреставрировал. Нужно найти какое-то другое применение зданиям, если там уже невозможно жить или работать, то есть как-то внутреннее содержание изменить», - считает Лавренов.

Ирина Ирбитская добавляет, что эпоха стандартов закончилась – чем более уникальные вещи создаются, тем они более жизнеспособны с точки зрения экономики. Ведь конечным клиентом архитекторов является не девелопер, а именно городское сообщество. И если в проекте будут учтены интересы всех, это позволит создать что-то, что можно передать по наследству и генерировать доход.