Что ждет Европу грядущей зимой: прогнозы экспертов о последствиях газового кризиса
В преддверии зимы в Европе все актуальнее становится тема потребления электроэнергии, серьезно обострившаяся вследствие проблем с поставками энергоресурсов из России. Насколько критична эта ситуация как для простых граждан Евросоюза, так и для экономик его стран-членов, РИАМО рассказали эксперты.
Замерзнуть не должны
В октябре глава «Газпрома» Алексей Миллер, выступая на форуме «Российская энергетическая неделя», заявил, что, если неделя или хотя бы пять дней будут аномально холодными, в Европе «можно заморозить целые города» и даже «целые земли». При этом руководитель крупнейшей газодобывающей компании РФ признал, что концом Европы эта зима все же не станет.
«Да, Европа переживет, только что будет с закачкой газа уже к зиме 2023–2024 годов? Становится ясно, что энергетический кризис пришел не на короткий период времени и его причины носят системный характер», – отметил Миллер.
Эксперты, с которыми обсудил ситуацию корреспондент РИАМО, также полагают, что фатальной для жителей ЕС предстоящая зима не станет. Так, доктор экономических наук, профессор РГУ нефти и газа имени Губкина Юрий Щербанин отметил, что жилища европейцев отапливаются не только газом.
«И в Германии, и во Франции газифицированы далеко не все дома. В очень многих домохозяйствах установлены генераторы, которые работают на дизельном топливе. Если у нас в больших городах везде есть центральные котельные, которые централизованно снабжают население, то в Европе такого нет. Там чуть ли не каждое домохозяйство имеет свою точку снабжения. Поэтому ситуации, при которой половина Европы вымерзнет, быть не может», – утверждает Щербанин.
Ему вторит и доктор экономических наук, профессор кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Игорь Сергеев.
«Конечно, зиму европейцы переживут. И даже на первый взгляд неплохо. Но им будут выставлены очень большие счета за финансовую, энергетическую и политическую помощь», – полагает эксперт.
«Цап‑царап»: дойдут ли до дела угрозы Европы конфисковать резервы России>>
Удар по экономике
Как и глава «Газпрома», Сергеев считает, что эффект от энергетического кризиса в Европе растянется на годы.
«Последствия будут тяжелыми. В ближайшую зиму острота проблемы будет ощущаться преимущественно в жилищно-коммунальном секторе, а в последующие годы дадут о себе знать и последствия экономического спада», – отметил профессор СЗИУ РАНХиГС.
При этом, по словам эксперта, в большей мере пострадают наиболее промышленно развитые страны, представители «большой семерки» – ФРГ, Франция, Великобритания, Италия.
«Их экономики "завязаны" на внешние ресурсы в наибольшей мере. Очень вероятен в будущем рост оттока капитала и квалифицированных специалистов в другие страны, главным образом, в североамериканские и Юго-Восточной Азии», – полагает Сергеев.
Юрий Щербанин также отметил, что предстоящая зима станет серьезным испытанием для европейской экономики.
«Стоимость газа на газораспределительном хабе TTF сейчас довольно высока: это далеко не те цены, по которым “Газпром” некогда поставлял газ на предприятия. В итоге себестоимость производства будет расти, поскольку подорожает и топливо, и первичное сырье. Например, для тех, кто использует газ для производства удобрений. Если цена газа возрастает, то повышается и цена производимой продукции. И возникает вопрос: будет ли экономика конкурентоспособной в таких условиях?», – делает акцент эксперт.
Чем обернется для Европы отказ от российского газа: мнения экспертов>>
Какова потребность Европы в газе
Игорь Сергеев рассказал, что, по данным BP, потребление газа в Европе в 2021 году составило более 571 миллиардов кубических метров, из которых собственная добыча достигла 210 миллиардов, а остальное импортировалось. При этом доля поставок газа из России трубопроводным транспортом и в виде СПГ составила 37% от общего объема потребления.
Эксперт отметил, что месторождения природного газа в Западной Европе практически приблизились к истощению, поэтому доля импорта будет только повышаться. Кроме того, будет расти и доля природного газа в производстве первичной энергии.
«Учитывая развитие затяжного экономического кризиса, цели “зеленого перехода“ очевидно будут отложены на неопределенное будущее, а среди традиционных источников энергии газ является самым предпочтительным», – считает Сергеев.
Холод, голод и здравый смысл: граждане Европы протестуют против антироссийских санкций>>
Ситуация с ПХГ и СПГ
Эксперты рассказали РИАМО, что подземные хранилища газа (ПХГ) созданы не для того, чтобы обеспечивать потребность стран в газе, а для более локальных целей.
«ПХГ – это лишь дополнение для газотранспортной системы. Они используются главным образом для сглаживания пиковых нагрузок и обеспечения надежности поставок. Крупные потребители, такие как Германия, Италия и Нидерланды, имеют емкость хранения 30% от их годовой потребности, поэтому к такому показателю, как «степень заполнения газохранилищ», следует относиться адекватно и не переоценивать его значимость. Основной задачей для стран ЕС остается обеспечение поставок природного газа по импорту», – утверждает Игорь Сергеев.
По его словам, в 2021 году совокупный объем газохранилищ ЕС был немногим более 100 миллиардов кубометров.
Юрий Щербанин отмечает, помимо заполнения ПХГ, в Европе планируют компенсировать нехватку поставок газа по трубам при помощи увеличения количества плавучих регазификационных установок. Это суда, которые служат хранилищами сжиженного природного газа (СПГ) и одновременно оборудованы установкой, позволяющей преобразовывать СПГ в газообразное состояние.
«Таких судов в Европе много, но их все равно не хватает. Цикл их производства длительный, просто купить их, как мешок семечек, нельзя. Откуда европейцы возьмут много единиц такого флота, который весь расписан, сказать пока трудно», – считает эксперт.
Дурные советы: как европейцев учат экономить электроэнергию во время кризиса>>
Откуда Европа берет газ сейчас
Юрий Щербанин напомнил, что поставки газа из России в Европу не прекращались, просто снизился их объем.
«У нас работает “Турецкий поток” и половина газопровода через Украину. Контракты выполняются, поставки идут, причем серьезные. Закрыли только газопровод “Ямал – Европа”, проходящий через Польшу, а также половину транзита через Украину и “Северные потоки”», – пояснил профессор РГУ имени Губкина.
Что касается альтернативных поставщиков, то, по словам Щербанина, основным из них будут США. Но есть и другие каналы импорта «голубого топлива» в Европу.
«У Катара контракты кругом заключены, много не купишь. Но небольшая часть идет по газопроводу из Азербайджана. Часть идет в Южную Европу из Алжира», – рассказал эксперт.
Игорь Сергеев полагает, что с альтернативными поставками газа Европе придется несладко.
«Объемы добычи газа по чисто технологическим причинам не увеличить в короткий срок. Поэтому Европе, ориентируясь на альтернативных поставщиков, остается только возможность “перебивать“ более высокой ценой поставки газа в другие регионы, другим импортерам. Какую-то роль в интересах Западной Европы могут сыграть инструменты геополитики, но тоже ограниченную. Компенсировать нехватку российского газа возможно лишь через два-четыре года в лучшем случае. Но газ будет все равно дороже», – считает профессор СЗИУ РАНХиГС.
Сергеев напомнил, что доля природного газа в общем объеме европейского производства первичной энергии составляет 20%.
«Это не просто цифра. Это значит, что 20% европейского оборудования созданы для использования в качестве сырья именно природного газа. Перевод оборудования на другие источники энергии если и возможен технологически, то довольно затратен», – утверждает эксперт.
Сможет ли Европа пережить зиму без российских энергоресурсов: прогнозы экспертов>>
Экономический кризис в Европе был неизбежен
Игорь Сергеев считает, что происходящее сейчас в Европе было предрешено изначально.
«Экономика Западной Европы во второй половине ХХ века главным образом росла за счет внешних ресурсов: финансовых и геополитических из США, природных российских и трудовых из развивающихся стран. Так долго продолжаться не могло. Европейцы старались укрепить свою экономическую и политическую независимость, но до конца не смогли», – подчеркивает ученый.
При этом предсказать дальнейшее развитие событий, по словам Сергеева, сейчас затруднительно.
«К сожалению, многие вопросы развития европейской энергетики и экономики сегодня “загнаны“ для решения в политическую и даже военно-политическую плоскости. А здесь неопределенность развития событий наивысшая», – резюмирует эксперт.
Упрямство или выгода: как Европа пришла к газовому кризису>>