Карантин вместо медового месяца: сколько теряют туристы из‑за коронавируса

Истории

Пандемия коронавируса оставила без отпуска многих москвичей. Туристы до сих пор не могут вернуть деньги за билеты и отели, а кому-то пришлось срочно возвращаться домой из-за границы. Обозреватель РИАМО расспросила горожан, сколько они потеряли из-за сорвавшихся поездок и как пытаются вернуть траты.

Все, что нужно знать о коронавирусе. Спецпроект РИАМО>>

Мария, 28 лет, собиралась в Вену и Будапешт

Сколько потеряла: 30 000 рублей

«У меня были билеты в Вену на 6 апреля и обратно из Будапешта на 14 апреля, потому что 15 апреля заканчивается виза. Мне очень хотелось успеть проскочить перед толпами туристов на майские и перед этой непонятной ситуацией с вирусом и курсом евро, но при этом застать цветение.

Но «корона» оказалась быстрее, и в субботу 14 марта я проснулась от sms, что мой рейс в Вену отменен.

Следующие два дня теплилась надежда, что съездим в Будапешт – будем отмокать в купальнях, есть гуляш и посетим Парламент. Однако спустя пару дней стало понятно, что и Будапешт отменяется. В итоге сделала запрос на возврат денег у обеих авиакомпаний.

Туда мы должны были лететь авиакомпанией Utair, обратно – «Уральскими авиалиниями». С Utair я пока спокойна, хотя деньги мне еще не вернули, но на их сайте написано, что возврат денег от 5 до 15 дней, а «Уральские авиалинии» уже ушли в отказ – они предлагают либо переносить даты вылета в течение 365 дней со дня покупки, либо купить другой билет с доплатой. Таким образом, на билетах я потеряла пока 30 тысяч рублей.

Отменила гостиницу в Вене, а в Будапеште еще нет – рука не поднимается: там забронирован шикарный отель, не самый дешевый, но я решила, что за пару дней в таком можно и раскошелиться. Думаю, может, просто перенести бронь? На booking у меня везде бесплатная отмена бронирования, то есть я ничего еще не платила.

Но самое обидное то, что до этого я маму почти не вывозила в Европу, ездила в основном одна. И стоило нам в первый раз съездить вдвоем на Рождественские каникулы, стоило ей восхититься всем этим и решить, что ну ее эту Турцию и в 2020 мы будем держать курс на Европу, как вот – «корона» и евро под 90. Ни позже, ни раньше. В прошлом году мы бы не так расстроились, а в этом уже настроились, продумали все маршруты. И теперь непонятно, когда в следующий раз получится выбраться в Европу».

Самое важное о коронавирусе. Онлайн‑трансляция РИАМО>>

Анна, 35 лет, собиралась в ОАЭ

Сколько потеряла: 54 000 рублей

«Отпуск в ОАЭ в конце марта мы запланировали еще в декабре. Там живут наши родственники, и для нас это был повод собраться всей семьей, отметить день рождения свекрови и племянника, потусить с друзьями, а заодно погреться на солнце и покупаться в море. Тур мы не брали, купили билеты на регулярный рейс «Аэрофлота» и забронировали квартиру. Когда ситуация с коронавирусом стала обостряться, мы до последнего верили, что нас она не коснется, ведь мы не были завязаны с отелями или чартерными рейсами.

Ближе к поездке страны одна за другой стали закрывать границы, но в направлении ОАЭ по-прежнему было все спокойно. Карантин казался нам даже каким-то бонусом: в связи с закрытием всего нам обещали бесплатно дать машину в прокат, переселить за те же деньги из квартиры в комфортабельную виллу, а пустынные пляжи и тишина лично меня только подкупали. Мы были в Эмиратах не раз, так что достопримечательности и магазины нас не интересовали.

Дети просто бредили этой поездкой, за три дня до вылета трехлетняя дочка ходила по дому в купальнике и постоянно спрашивала: «Мама, а мы сейчас едем на море?». Поэтому мы надеялись до последнего. Я даже пообещала шефу работать удаленно в отпуске, ведь из-за коронавируса у нас аврал, и я не могла бросить коллег в беде.

Вылет был намечен на 20 марта, но 19 марта ОАЭ закрыли границы. Самое интересное, что «Аэрофлот» рейс не отменил, а просто перенес на более позднее время, и даже прислал нам приглашение на регистрацию. На вопрос, зачем нам лететь, если визу в ОАЭ нам не дадут, и как выбраться обратно, на горячей линии авиакомпании нам ответить не смогли, а позже она и вовсе перестала работать. Конечно, мы никуда не полетели, и надеюсь, что деньги за билеты нам вернут.

Сначала было очень обидно, особенно за детей. Но не зря все так сложилось. Наши друзья из Екатеринбурга, с которыми мы хотели встретиться в ОАЭ, вылетели туда 17 марта, несмотря на все предупреждения. В итоге их возили из отеля в отель, а 21 марта отправили обратно домой.

Четыре дня стресса – и теперь они на двухнедельном карантине с четырьмя детьми, а это тоже испытание.

К тому же, у мужа сложная ситуация с работой, и если бы мы не смогли вовремя вернуться, то его отсутствие могло стать фатальным».

Страх хуже любого вируса: психологи о том, как не поддаться панике из‑за коронавируса>>

Светлана, 28 лет, планировала поехать в Италию и Индонезию

Сколько потеряла: 69 200 рублей

«Все началось с того, что я решила сделать подарок на Новый год своему молодому человеку. Это была бы его первая поездка за границу. Выбрала Италию в начале апреля. Тепло, красиво, вкусно, дружелюбная атмосфера. Для первого путешествия просто идеально.

В конце декабря купила билеты. Отели и апартаменты были моментально забронированы. Параллельно мы делали загранпаспорт, получали визу. Все складывалось прекрасно.

В январе начала поступать информация о том, что в Китае обнаружен коронавирус. Но при таком уровне изоляции, как в Китае, я и подумать не могла, что болезнь расползется за три месяца по всему миру!

Переживать я начала в начале февраля, когда в СМИ заговорили о закрытии северных регионов Италии. До последнего я не хотела сдавать билеты, однако закинула удочку на отмену. «Австрийские авиалинии» не хотели возвращать полную сумму, поэтому я стала просто ждать: если уж отменят, то вернут сумму полностью. Так и случилось в начале марта, когда начали закрывать перелеты в Италию. Авиакомпания оперативно вернула деньги. Я списалась с хозяевами квартиры, но Марио смотрел на ситуацию оптимистично и говорил, что в Риме ничего страшного, как преподносят СМИ. Тогда он не знал, как эпидемия ударит по Италии... Мы потеряли 2700 рублей за билеты на поезда. Итальянские поезда отменяются только с комиссией.

После отмены Италии мы решили: поедем греться на море. У «Катарских авиалиний» была распродажа авиабилетов на сказочный остров Бали.

Не раздумывая, я купила билеты на Бали через «Озон Трэвел», забронировала отели и начала закупаться купальниками. Но у коронавируса были свои планы.

Ночью 17 марта из новостей я узнала, что Индонезия вводит визовый режим для всех иностранцев, а 28 марта у нас вылет. Я начала срочно записываться в поликлинику на сдачу анализов, затем к терапевту. Ближайшая дата была 26 марта! Естественно, я бы ничего не успела, а без справки у меня даже не приняли бы документы на визу.

Параллельно стала писать в «Катарские авиалинии», которые отменили рейс, и в «Озон Трэвел». Но с 18 марта мне так никто и не ответил. На данный момент потеря по авиабилетам составляет 60 тысяч рублей. Также один отель был забронирован на Booking по тарифу basic. Booking отказывается возвращать деньги, так как Индонезия официально не закрывала границы. Здесь потеря составит 6500 рублей.

В итоге подарок не удался, настроение – карантинить.

Теперь неизвестно, когда мы сможем куда-либо улететь отдохнуть, ведь положение всех стран из-за эпидемии выглядит удручающе. Непонятно, когда откроют границы, будет ли следующая вспышка».

«Тревожный чемоданчик» в эпоху коронавируса>>

Василина, вернулись из Ирландии через 3 дня после вылета

Сколько потеряла: около 100 000 рублей

«Поездку в свадебное путешествие в Ирландию мы планировали за полгода. В планах было проехать на арендованной машине почти через всю страну. Мы должны были побывать в восьми городах, а в общей сложности проехать 1200 км. Я составила детальный план поездки, забронировала гостиницы и купила билеты в музей и замки, арендовала машину, читала трэвел-блоги и законы. Мы закупились специальной одеждой против местных ветров и дождей. В общем, была стопроцентная готовность.

За несколько дней до поездки проверяли ситуацию в стране с коронавирусом – все было спокойно. Даже не думали, что паника может забраться в такую даль, все-таки не в центр Европы едем. Спокойно отгуляли свадьбу и на следующий день счастливые улетели в долгожданное путешествие.

В аэропорту Дублина нас встретили желтые информационные таблички о коронавирусе, развешанные по всем стенам и столбам в метре друг от друга. На тот момент они вызвали у нас только улыбку. Так как прилетели мы поздно вечером, доехали до гостиницы и заселились. На следующий день пошли гулять по городу.

У нас было запланировано посещение Тринити колледжа, Дублинского замка, Собора Святого Патрика, Музея пива Гиннесс, Ирландского музея виски. Все было закрыто!

Оказалось, что как раз накануне, 12 марта, правительство Ирландии издало рекомендацию, по которой с 13 марта все публичные места должны быть закрыты аккурат до конца нашего путешествия. Мы проверили билеты на другие дни – в зоопарк, на паромную прогулку, в музеи, замки, завод виски – они тоже были недействительны.

Было дико обидно, но мы решили, что природу нам никто не запретит, поэтому будем просто гулять, наслаждаться видами, вкусно есть и пить пиво и виски в пабах. Чем и занялись 14 марта. Пабы и магазины в Дублине были открыты и работали в нормальном режиме. Правда, везде на входах были те же желтые таблички о профилактике коронавируса и стояли дезинфекторы для рук. Перестраховываются люди-паникеры, подумали мы.

Но на следующий день все изменилось кардинально. Началось все с отмены одной из гостиниц на нашем автомаршруте. Мы нашли другой вариант ночлега и пошли гулять по Дублину. И вот тут ужаснулись: половина заведений закрыта, другие в спешке все убирают и закрываются. Хозяева говорят, что с 16 марта вообще все «едальни» и «выпивальни» будут закрыты. Мы запаниковали, но не отчаялись: возможно, такая ситуация только в столице.

По дороге в гостиницу мы зашли в супермаркет и увидели, что полки практически пустые. Заглянули в аптеки – там были сооружены баррикады, через которые отпускают товар, на входах – информация об отсутствии масок и дезинфицирующих средств. Сотрудники всех магазинов и аптек в масках и перчатках. В открытых заведениях распродают остатки и информируют о закрытии с 16 марта.

Почта начала разрываться от писем об отмене брони в большинстве гостиниц и всех ресторанах в городах по нашему маршруту.

Тогда мы приняли единственно правильное, но морально очень тяжелое для себя решение – вернуться домой.

Единственный, кто порадовал во всей этой ситуации с отменой поездки – «Аэрофлот». Нам по звонку бесплатно поменяли билеты на ближайший рейс, с 26 марта на 16 марта. Электронная регистрация была недоступна из-за перегруженности онлайн-сервиса. В аэропорту Дублина мы нашли представительство «Аэрофлота», и сотрудник зарегистрировал нас на рейс заранее, а еще провел на сдачу багажа без очереди, учитывая мое интересное положение.

Почти все достопримечательности Ирландии вернули деньги за бронь и билеты, хотя всего за три дня поездки мы успели потратить примерно 100 тысяч рублей. Именно столько ушло на визы, страховки, международные права, билеты, трансфер до аэропорта, проживание, питание, передвижение на транспорте Дублина.

В России приключения продолжаются. Мы с мужем сидим на карантине. К тому же, я беременна и не могу получить необходимой помощи из-за карантина».

«Забаррикадировалась дома на месяц»: как москвичи сидят на карантине из‑за коронавируса>>

Дарья, 31 год, собиралась в Ригу:

Сколько потеряла: 19 000 рублей

«Я планировала отметить свой день рождения 19 марта в одном из любимых городов – Риге. В январе купила билеты по акции «Победы» и забронировала отель через Booking по тарифу basic, по нему оплата списывается сразу и деньги не возвращаются.

Во второй половине марта масштабно начала развиваться ситуация с COVID-19, 12 марта в Латвии объявили ЧС и закрыли границы. Я до последнего надеялась, что мне удастся как-то попасть в Ригу и не менять планы. Но вечером 14 марта мне пришло письмо от «Победы», что мои билеты аннулированы и деньги в полном объеме вернут в течение 30 дней, они вернулись на карту через три дня.

А вот с Вooking.com решить вопрос по возврату денег за отель не получилось до сих пор. Я писала им несколько раз, на письма они не отвечают, я висела на телефоне по полчаса в call-центре и дважды общалась с операторами. Сначала они сказали, что уточнят, входит ли Латвия в список карантинных стран и есть ли распоряжение о возвратах таких бронирований. Потом мне сообщили о том, что по тарифу basic бронирование через партнеров, то есть нужно ждать ответа партнера, а с ним связь только по почте.

Я сама написала в отель и партнеру Bedsonline, и везде мне очень быстро отвечали, что вопрос можно решить в том случае, если они получат запрос от агента, через которого инициировано бронирование, то есть от Вooking. В итоге из общей стоимости моей поездки в 23 300 рублей 4300 рублей мне пока вернула «Победа». Вопрос с деньгами за жилье еще открыт».