В ожидании российского кино: как кинотеатры переживают кризис без голливудских фильмов
Весной 2022 года сразу несколько крупных голливудских кинокомпаний прекратили сотрудничать с российскими прокатчиками. В результате отечественные кинотеатры оказались в кризисе, потеряв 80% контента. Обозреватель РИАМО поговорила с экспертами о том, как сейчас обстоят дела в киноиндустрии и какие фильмы заполнят опустевшие афиши и спасут отрасль.
Падение выручки
Павел Поникаровский, член Совета Ассоциации владельцев кинотеатров, сообщает, что сейчас в стране не работает около 35% кинозалов, примерно 7% уже закрылись в этом году.
«Экономическое положение у кинотеатров нелегкое. Кто-то смог договориться с торговым центром о снижении арендной платы, кто-то уменьшил штат сотрудников, и такие организации сейчас дрейфуют в сторону точки безубыточности. Но многие другие собственники, к сожалению, находятся в ситуации, близкой к банкротству», – поясняет Павел.
Продюсер и режиссер Мария Ламар приводит такую статистику: общая касса десяти самых популярных фильмов за 33 уикенд 2022 года составила 104,2 миллиона рублей. При этом в 2021 году эта сумма была 523,5 миллиона рублей, а в 2019 году выручка топ-10 за тот же период составила 677,3 миллиона рублей.
«Иными словами, если оценивать финансовые показатели кассовой выручки кинотеатров за десять самых популярных фильмов, то падение весьма существенное, в шесть-семь раз. По итогам 2022 года совокупное падение выручки кинотеатров может быть десятикратным относительно стандартного уровня», – резюмирует Ламар.
Пламя и кровь: пять причин смотреть сериал «Дом дракона»>>
Кинозалы для лекций
Владельцы кинотеатров сейчас по-разному используют простаивающие залы – от простой консервации для уменьшения убытков, до проведения непрофильных мероприятий и показов.
«Креативным подходом можно назвать организацию в бывших кинозалах лекций, семинаров, киберспортивных турниров. Некоторые кинотеатры решили показывать золотую классику СССР и Европы разных периодов, фильмы-влоги популярных блогеров, циклы мультфильмов, альтернативный контент в виде проектов молодых режиссеров, проекты из библиотеки онлайн-кинотеатров, премьеры дружественных стран», – перечисляет Мария Ламар.
Юлия Загитова, медиаисследователь, секретарь Союза журналистов России, руководитель Департамента по развитию региональной журналистики, основатель коммуникационного агентства Breaking Trends, предлагает и другие способы использования кинозалов.
«На мой взгляд, для этого необходимо пересмотреть политику и сместить акцент с просмотра фильмов на трансформацию в креативные кластеры. Кинотеатры могут стать площадкой для публичных встреч с интересными спикерами, местами для выступлений и обсуждений, творческими пространствами», – поясняет Юлия.
Павел Поникаровский, впрочем, считает, что решение показывать советскую классику и предоставлять пространства под встречи и семинары вряд ли серьезно повлияет на финансовое положение кинотеатров.
Мастерские Малого театра: как готовят декорации к спектаклям>>
Альтернативы Голливуду
В числе замен голливудским фильмам сейчас нередко называют кинопродукцию из Индии или Южной Кореи. Однако, по мнению Павла Поникаровского, ситуация здесь практически такая же, что и с российским кинопроизводством: какие-то картины вроде «Паразитов» или «Поезда в Пусан» выстреливают, а другие остаются незамеченными.
«Корейских хитов не настолько много, чтобы они помогли заполнить наши кинозалы. Нет у нас и большой зрительской аудитории болливудского кино. Этой весной фильм RRR в США собрал кассу в 1000 раз больше, чем в России – только потому, что там индийская диаспора примерно в 1000 раз больше, чем в России. Наш зритель тоже любит индийское кино, но большинство людей просто испытывают ностальгию по фильмам, которые смотрели в детстве или молодости, а вот идти в кинотеатры готовы далеко не все», – говорит Поникаровский.
Периодически в прессе появляются сообщения о том, что некоторые голливудские студии уже ищут возможности для возвращения на российский рынок. Такой вариант вполне вероятен, считают эксперты. Но когда это случится – вопрос пока открытый.
Столичный Голливуд: каким будет городской кинопарк в Москве>>
Большие премьеры осенью
Президент сети кинотеатров «КАРО» Ольга Зинякова сообщает, что уход голливудского контента, на который приходилось порядка 80% бокс-офиса, дал толчок к принципиальной перестройке репертуарной модели кинотеатральной сферы.
«Сейчас прокат ждет большого российского кино – за последние пару лет отношение к нему сильно изменилось. После летнего затишья мы с нетерпением ожидаем масштабных премьер, среди которых "Сердце Пармы" Антона Мегердичева. Также уже в сентябре на экраны выйдут участники ММКФ "Кэт" Бориса Акопова и "Недетский дом" Михаила Расходникова. Вместе с ними ждем "Тибру" Анны Гороян, "Экспресс" Руслана Братова, "Кто там?" с Владимиром Машковым и Сашей Бортич. Любителей мелодрам ждет "Лавстори" с Александром Петровым, а маленькие фанаты куколок LOL увидят любимых героинь в большом анимационном фильме», – уточняет Зинякова.
В репертуаре кинотеатров остаются европейские, азиатские и даже американские премьеры. Но в последнем случае речь идет о кинопродукции независимых прокатчиков и небольших компаний.
«В топе зрительских предпочтений, если мы говорим о жанрах, – семейное кино и хорроры. Эти фильмы даже в условиях скромного маркетинга стабильно собирают зрителей. Среди этих жанров наиболее ожидаемые релизы – "Красная Шапочка", "Джиперс Криперс: Возрожденный", "Воронья лощина"», – сообщает президент сети «КАРО».
Без попкорна, но с шампанским: кинотеатр «Художественный» после реконструкции>>
14,5 миллиардов рублей для кинобизнеса
Прокатчики сейчас ищут способы для выхода из кризиса. В частности, большие надежды возлагаются на новое и качественное российского кино, которое привлечет зрителей.
Мария Ламар сообщает, что Министерство культуры РФ в этом году значительно увеличило финансирование производства отечественных фильмов.
«Сто сорок пять проектов утверждено Минкультом, и эти фильмы уже получили финансовую поддержку. Поэтому основной альтернативой ушедшему в небытие голливудскому кино станет именно российское, по крайней мере, именно такую задачу ставит перед собой государство», – добавляет Ламар.
Павел Поникаровский считает, что замена голливудских фильмов отечественными – задача одновременно простая и сложная. Надежду дают недавние успехи некоторых российских фильмов. Но получится ли у киноделов регулярно выпускать добротные картины и впечатлять зрителя?
«С одной стороны, последние релизы крупных отечественных студий показывают, что есть понимание, как это сделать. Но в то же время крупных релизов не так много, и этого количества не хватает, чтобы удовлетворить репертуарный голод кинотеатров. Кстати, в этом году государство выделило на кинопроизводство беспрецедентную сумму в 14,5 миллиардов рублей, и сейчас в стане кинопроизводителей наблюдается заметное оживление», – делится наблюдениями Поникаровский.
Азия и Индия вместо Голливуда: что ждет российские кинотеатры и как изменится кинопрокат>>
Параллельный киноимпорт
Еще одной из действенных мер по возвращению кинотеатров к кипучей жизни считается параллельный импорт. Такой выход в начале июля предложил представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
«Это вариант так называемого бездоговорного использования прав. Суть его в том, чтобы на коллективной основе управлять правами ушедших из России киностудий. Для примера можно взять, скажем, торговые центры или другие общественные места – там часто играет музыка, но при этом права на эти произведения руководство ТЦ не приобретает. Вместо этого происходит перечисление денег в Российское авторское общество, которое является организацией по коллективному управлению правами. Полученные средства РАО выплачивает авторам музыкальных композиций. Это не пиратство, а распределение вознаграждения авторам в соответствии с законом. В отношении голливудских киностудий предлагается поступать так же: брать кино в третьих странах, показывать у нас, и при этом отчислять процент с доходов от проката в пользу производителей контента», – комментирует инициативу Павел Поникаровский.
Пока, впрочем, эта схема нигде не реализуется.
«Властелин колец», «Дом дракона» и вселенная Marvel: самые ожидаемые сериалы 2022 года>>
Государственная поддержка
Еще один способ спасти кинотеатры – финансовая помощь государства. Для того, чтобы отечественные студии вышли активный уровень производства фильмов, требуется время. В этот период кинотеатрам нужно продержаться, покрывая расходы и выплачивая накопившиеся за время вынужденного простоя долги.
26 июля 2022 года генеральный директор объединенной киносети «Синема парк» и «Формула кино» Алексей Васясин направил в адрес Владимира Путина обращение с просьбой «разработать и реализовать в короткие сроки меры реальной поддержки российских кинотеатров в критической ситуации».
Васясин объясняет эту необходимость тем, что за период с марта по июнь 2022 года выручка кинотеатров уменьшилась более чем на 70%, если сравнивать с показателями предыдущих лет.
«Хорошо бы, если бы это была субсидия по аналогии с той, что мы получили в период самоизоляции. Тогда между продюсерами и кинотеатрами было распределено 4,2 миллиарда рублей. Сопоставимая сумма, выделенная в 2022 году, помогла бы кинотеатрам остаться на плаву, закрыть долги и дождаться, пока российская киноиндустрия раскачается и начнет поставлять в кинозалы много хорошего контента», –говорит Павел Поникаровский.
В свою очередь Ольга Зинякова отмечает, что в радикальном пересмотре и больших денежных вливаниях сейчас нуждается маркетинг. И далеко не все дистрибьюторы могут себе это позволить.
«В этом контексте следует как раз говорить о господдержке – субсидиях, грантах, снижении арендных ставок и прочих мерах, которые могут помочь кинотеатрам пережить остаток года и с большей уверенностью шагнуть в 2023 год. Именно к его финалу можно будет говорить о возврате к нормальным для кинопроката цифрам, а не только о потерях», – делает вывод президент сети «КАРО».
Безликие коробки или центры притяжения: как перестраивают советские кинотеатры в Москве>>