Почему снизилась цена на дизель внутри РФ и что будет дальше: мнения экспертов
С начала текущей недели цены на летнее дизельное топливо в РФ опустились до минимума с 2017 года. Так, 23 января его стоимость составляла 38,9 тысячи рублей за тонну. Неделю назад ФАС объясняла это сезонным фактором. Возможно ли, что влияет также запрет на поставки в Европу нефтепродуктов из РФ, который вступит в силу 5 февраля, читайте в материале РИАМО.
В падении цены на дизель виноваты сезонный фактор и затяжные праздники
В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) считают, что снижение биржевой цены на летнее топливо напрямую коррелируется с сезонным фактором. Речь идет о том, что в зимний период всегда уменьшается спрос на летнее дизтопливо.
Некоторые эксперты согласны с этим утверждением государственного ведомства.
«Основным фактором формирования цен может быть сезонность, поскольку эмбарго на нефтепродукты еще не вступило в силу и перед такими ограничениями компании, как правило, пытаются максимизировать экспорт, – высказывает свое мнение эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов. При этом он добавляет, что перестройка логистики уже началась и часть объемов вполне могли быть переведены с внешнего на внутренний рынок.
Директор департамента инвестиционно-корпоративного бизнеса «Цифра брокер» Александр Цыганов также соглашается с мнением, что сейчас работает сезонный фактор.
«Не думаю, что причиной может являться эмбарго, которое вступит в силу почти через месяц. Не вижу логики в этом. Соглашусь, что это сезонный фактор. Были затяжные праздники, в этот период обычно идет сокращение потребления топлива ввиду сокращения активности», – говорит эксперт.
«Судя по объемам экспорта и данным по добыче и переработке за начало месяца, российские нефтяные компании взяли курс на наращивание экспорта сырой нефти, но пока что переработка не снижается. Поэтому гипотеза об избытке предложения на внутреннем рынке выглядит правдоподобной», – делится своим видением ситуации главный аналитик «Открытие Инвестиции» по нефтегазовому сектору Алексей Кокин.
Новая ситуация для российского рынка
Действительно, фактор сезонности никто не отменял. Но, как правило, не менее половины всего выпускаемого РФ дизтоплива отправлялось на экспорт именно зимой, и европейские страны были основным его потребителем. Поэтому такие колебания цены вряд ли объясняются исключительно сезонностью.
Александр Цыганов, комментируя вероятность изменения цен на российские нефтепродукты в преддверии 5 февраля, говорит, что это «интересная ситуация», которая возникла «в нашей истории впервые».
«Пока наш рынок полностью не изолирован от мирового, поэтому предполагаю, что цены на нефтепродукты будут ходить плюс-минус за мировыми ценами», – считает директор департамента инвестиционно-корпоративного бизнеса «Цифра брокер».
Есть вероятность дальнейшего снижения цен на дизельное топливо, высказывает свое мнение Алексей Кокин. Но демпферный механизм не позволит им резко и глубоко упасть.
Поясним, что демпферный механизм основан на разнице между экспортной и индикативной внутренней ценой топлива, которая может быть как отрицательной, так и положительной. Если разница отрицательная, экспортировать нефтепродукты менее выгодно, чем продавать их на внутреннем рынке страны, а если положительная, то наоборот. В РФ используют демпферный механизм, чтобы предотвратить резкие колебания цены на различные виды топлива. Если мировые цены выше внутренних, государство компенсирует часть потерь нефтяным компаниям. Если мировые цены ниже, нефтяники платят часть разницы в ценах в государственный бюджет.
«Думаю, что переработка крупными НПЗ сократится не так уж значительно, так как им нужно удовлетворять спрос внутреннего рынка на бензин. Более простые и менее крупные НПЗ, ориентированные на экспорт газойля и мазута, могут сократить переработку или остановиться. Но падение экспорта может дать российскому рынку больше дизеля, чем отнимет снижение загрузки», – полагает аналитик «Открытие Инвестиции» по нефтегазовому сектору.
Резкого изменения цен сразу после 5 февраля ожидать не стоит
По мнению аналитика ФГ «Финам» Сергея Кауфмана, российский оптовый рынок уже сейчас начал отыгрывать вступление в силу эмбарго на поставки нефтепродуктов в ЕС.
«Перенаправить экспорт дизеля намного сложнее, чем экспорт сырой нефти, так как крупнейшие потребители российской сырой нефти (Китай и Индия) в нефтепродуктах практически не нуждаются. На этом фоне мы полагаем, что российские нефтяники – как минимум, в первые месяцы после эмбарго – будут направлять максимальные объемы дизеля на внутренний рынок, что продолжит давить на оптовые цены в стране», – говорит эксперт.
По мнению аналитика, ожидать какого-то резкого изменения ситуации прямо после 5 февраля не стоит, так как процесс перенаправления экспорта является не дискретным, а непрерывным, то есть его начало наблюдается уже сейчас.
«При этом мы допускаем, что оптовые цены на дизель внутри РФ еще имеют потенциал снижения в пределах 10-15%», – прогнозирует Кауфман.
Подтверждением тенденции на снижение цен на внутреннем рынке стало падение стоимости бензина и дизтоплива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) до многолетних минимумов, которое случилось 23 января. Так, Аи-92 и Аи-95 стали дешевле на 0,58% и 0,55%, или 33 тысячи рублей и 37,8 тысячи рублей за тонну, соответственно, что является минимальной ценой с 2016 года. Летнее дизтопливо подешевело на 4% и стоило 38,9 тысячи рублей за тонну – это минимум с 2017 года. Стоимость сжиженных углеводородных газов на бирже снизилась на 11% и была равна 2,9 тысячи рублей за тонну.
Читайте также: Мировой спрос на нефть, поставки и запасы нефти в 2023 году: прогноз МЭА>>