Нефтяное эмбарго повлияет на цену: снизится ли стоимость дизеля на заправках в 2023 году

Нефтяное эмбарго повлияет на цену: снизится ли стоимость дизеля на заправках в 2023 году
Акценты

Согласно данным Росстата, с середины ноября 2021 года дизельное топливо (ДТ) на АЗС подорожало на 3 рубля 85 копеек – почти на 7,4%. Для сравнения, цена бензина марки АИ-95 за то же время выросла всего на 95 копеек, причем в 2022-м даже несколько снизилась. За период с 13 по 19 декабря нынешнего года дизельное топливо подорожало до 58,14 рубля за литр, в то время как усредненная цена за литр бензина составляет 50,85 рубля. Почему стоимость дизеля продолжает расти, как это связано с текущей ситуацией на мировом рынке энергоресурсов и что произойдет с ценами на топливо в 2023 году, читайте в материале РИАМО.

Цены на дизель растут вопреки положительному демпферу

Стоимость дизельного топлива на заправках продолжает повышаться, хотя сентябрьская корректировка демпфирующего механизма его никак не затронула. Демпфер – это выплаты нефтяным компаниям из государственного бюджета части разницы между внутренними и экспортными ценами на топливо при поставках на российский рынок. Его цель – сгладить колебания цен на нефтепродукты внутри страны. Если экспортная стоимость высокая, то правительство компенсирует нефтяным компаниям убытки от продажи топлива внутри страны. Когда же нефтепродукты на внутреннем рынке, наоборот, слишком дороги, то компании платят в бюджет разницу между ценами.

Для бензина демпфер стал отрицательным впервые с 2020 года, в то время как для дизеля он остается положительным.

«Это означает, что теперь уже нефтяные компании должны будут платить в государственный бюджет с продаваемого бензина. Как это будет выглядеть на практике, сказать очень сложно, потому что разрыв между внутренней оптовой ценой и внешней остается очень высоким», – прокомментировал ситуацию в беседе с Life аналитик компании TeleTrade Алексей Федоров.

Нефтяные качели: эксперты спрогнозировали цены на черное золото от 75 до 110 долларов>>

Дизель стал дороже из-за выросшего экспорта нефтепродуктов

Глава Минэнерго России Николай Шульгинов недавно заявил, что цены на нефтепродукты на АЗС растут ниже темпов инфляции и находятся под пристальным контролем регуляторов.

«Министерство энергетики держит ситуацию всегда под контролем. Запасы сформированы на НПЗ, ПНПО и по дизелю, и по бензину. По дизелю – примерно 3 миллиона тонн, по бензину – где-то 1,6 миллиона тонн. Поэтому я не думаю, что нужно волноваться», – заверил Шульгинов.

Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин отмечает, что ситуация с ростом цен на дизельное топливо имеет локальный характер и наблюдается не во всех регионах России. По словам эксперта, объяснить подорожание ДТ сезонными колебаниями потребления топлива в России нельзя.

Кулагин полагает, что перед эмбарго на импорт российских нефтепродуктов, которое планируют ввести 5 февраля 2023 года, страны Евросоюза закупились отечественным дизелем впрок, в результате чего мог возникнуть дефицит топлива внутри страны, повлекший рост цен.

Мнение эксперта подтверждают данные Евростата, согласно которым российский экспорт сырой нефти и нефтепродуктов в страны Евросоюза в январе – августе 2022 года составил 70,9 миллиона тонн, что на 8,2% больше показателя за аналогичный период 2021 года, когда Россия экспортировала в ЕС 65,6 миллиона тонн.

По данным Института развития технологий ТЭК, наибольший объем экспорта российского дизеля составляет летнее (в 2021 году было поставлено за границу 30,7 миллиона тонн), затем межсезонное (2,7 миллиона тонн) и, наконец, зимнее топливо (0,28 миллиона тонн за 2021 год).

Руководитель аналитического департамента компании AMarkets Артем Деев разделяет мнение Кулагина относительно причин подорожания топлива и отмечает, что сейчас наблюдается рост стоимости авиакеросина, который также используется в производстве зимнего дизеля.

Не только цены на нефть: какие факторы влияют на изменение курса рубля>>

Что произойдет с ценами на дизель в 2023 году

Деев считает, что сейчас ситуация на нефтяном рынке неоднозначная: с одной стороны, снижается демпфер, а с другой – повышается налог на добычу полезных ископаемых: с 1 января 2023 года он вырастет сразу в 1,3 раза.

«Это принесет бюджету в сумме около триллиона рублей. На моторное топливо акцизы увеличиваются с января на 4%. Так что есть объективные причины увеличения цен как на бензин, так и на дизель», – полагает аналитик.

По его прогнозам, в январе – феврале 2023 года цены на этот вид топлива могут вырасти на АЗС от 3% до 5% (на 2–5 рублей за литр сразу).

Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов отмечает высокую привлекательность для российских нефтяных компаний европейского рынка из-за дефицита на нем топлива. Однако если в феврале 2023 года Европа введет эмбарго на импорт отечественных нефтепродуктов, то Россия не сможет так массово поставлять их в ЕС, поэтому уже весной на внутреннем рынке начнет складываться профицит, а значит и оптовые цены на ДТ снизятся, прогнозирует аналитик.

Исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс» Артем Тузов высказывает иное мнение. Он полагает, что цены на дизель внутри страны не снизятся, поскольку эмбарго на топливо из России анонсировалось Евросоюзом довольно давно. По словам Тузова, российские нефтяные компании либо уже нашли новых покупателей, либо планово снизят экспорт. При этом цена на дизельное топливо будет продолжать расти вместе с инфляцией в стране, считает эксперт.

Нефтяная промышленность в России в условиях санкций: трудности, рынки сбыта, прогнозы>>