Один Китай может полностью заместить рынок Евросоюза: аналитик об экспорте российского газа
По результатам аналитической работы Оксфордского института энергетических исследований, Россия может столкнуться с резким падением доходов от экспорта газа, если не найдет альтернативные европейскому рынки сбыта в течение ближайших 2-3 лет. Стоит ли РФ действительно опасаться подобных проблем, РИАМО рассказал заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Евросоюз не сможет восстановить энергопотребление до уровней 2021 года
Аналитики Оксфордского института энергетических исследований считают, что все имеющиеся у «Газпрома» альтернативные варианты являются «второстепенными» по сравнению с потерянным европейским газовым рынком.
По мнению Александра Фролова, проблема не во «второстепенности», а в том, что на европейском направлении уже существует инфраструктура, которая до теракта на «Северных потоках» могла обеспечить поставки более 200 миллиардов кубических метров газа. На иных направлениях необходимы новые вложения и выстраивание дополнительных газотранспортных мощностей, подчеркивает он.
«При этом считать второстепенным китайский рынок или, потенциально, рынки Пакистана и Индии – это крайне смелое заявление. Если убрать вопрос об инвестициях и строительстве новых труб, то один только Китай может полностью заместить рынок Евросоюза. Особенно того Евросоюза, который мы наблюдаем в 2021-2023 годах. Напомню, что потребление газа в ЕС начало сокращаться к концу 2021 года под давлением высоких цен. В 2022-м этот показатель сократился примерно на 55-60 миллиардов кубических метров», – говорит эксперт.
В силу ряда обстоятельств, которые никак не связаны с СВО или санкциями, а только с экономическими сложностями Европы, в прошлом году трубопроводные поставки газа из России в ЕС должны были упасть примерно на 60 миллиардов кубических метров, отмечает Фролов.
«Нет шансов, что Евросоюз сможет восстановить экономическую активность, а с ней и энергопотребление, до показателей хотя бы 2021 года в ближайшем будущем. Иными словами, привлекательность этого рынка снижается. А спрос со стороны Китая растет», – уверен заместитель генерального директора Института национальной энергетики.
Читайте также: Вячеслав Кулагин: Потолок цен на газ в Европе невыгоден прежде всего Норвегии и США>>
Казахстан и Узбекистан хотят получать российский газ
Аналитики Оксфордского института энергетических исследований полагают, что существует потенциал для поставок российского газа в Казахстан и Узбекистан для последующего реэкспорта в Китай, однако подобные меры потребуют времени и инвестиций.
Речь не идёт о реэкспорте, говорит Александр Фролов. И Казахстан, и Узбекистан хотят получать российский газ, так как они столкнулись с нехваткой собственной добычи и предложения со стороны других соседей. Так, Казахстан предлагает «Газпрому» использовать потенциальный транзитный проект, нацеленный на китайский рынок, для организации газоснабжения северо-восточных регионов самого Казахстана.
Не стоит забывать и об Иране, предложившем своповые операции и России, и Туркмении, чтобы за относительно короткий срок организовать поставки в Пакистан и Индию, добавляет Фролов.
Напомним, что своповые поставки – это своего рода обменные операции, в рамках которых страны могут «меняться» рынками сбыта в целях сокращения логистических расходов, экономии времени или обеспечения поставок на те рынки, куда прямые продажи невозможны.
Читайте также: Насколько упал экспорт нефти и газа из России в конце 2022 года: данные Центробанка>>
Китаю нужно много российского газа
По ожиданиям аналитиков, Поднебесная может в ближайшие 10-15 лет увеличить импорт российского газа на 150 миллиардов кубических метров. Часть этих объемов будет закупаться в сжиженном виде, а часть – по трубопроводам.
«Иными словами, потенциал этого рынка огромен», – считает эксперт.
Если учитывать только проекты, по которым уже подписаны контракты, к 2030 году российский трубопроводный газовый экспорт в КНР может вырасти до 50 миллиардов кубических метров. Если добавить сюда «Силу Сибири-2», то эту величину можно удвоить, полагает заместитель генерального директора Института национальной энергетики.
Сможет ли Турция стать газовым хабом для российского газа?
Турецкое направление ограничено нашими газотранспортными мощностями, полагает Фролов.
«Сейчас мы можем подать на газовый хаб, который будет лишь виртуальной торговой площадкой, что-то вроде 5-7 миллиардов кубических метров. Потенциально мы могли бы подать в Турцию еще 31,5 миллиарда кубических метров, но для этого необходимо решить вопрос прокладки морского газопровода», – говорит эксперт.
Ранее прокладкой труб для «Турецкого потока» занимался иностранный подрядчик. Сейчас его работа будет запрещена санкциями Соединенных Штатов, которые вступили в силу в декабре 2019 года. Необходимы собственные трубоукладочные мощности. Но их, по информации эксперта, пока нет.
Постановка вопроса о зависимости РФ – странная
По мнению аналитиков из Оксфордского института энергетических исследований, для РФ может реализоваться сценарий «зависимости от других игроков» на газовом рынке. Однако Фролов считает, что сама постановка вопроса Оксфордским институтом выглядит странно, поскольку такая проблема встречает нас на каждом шагу.
«Например, когда мы идем в магазин, мы оказываемся в зависимости от продавца интересующего нас товара, а тот – в зависимости от нас. Если мы едем в торговый центр на общественном транспорте, то дополнительно оказываемся в зависимости от водителя общественного транспорта», – поясняет эксперт.
Читайте также: Погода или газохранилища: в чем причины падения цен на газ в Европе>>