Как санкции и мобилизация повлияли на бизнес в России: главные проблемы и пути их решения
Бизнес перешел в режим мобилизации, и это не могло не отразиться на его деятельности. Что больше всего волнует предпринимателей в настоящее время, какие меры поддержки им уже предложены и какие еще нужно предложить, читайте в материале РИАМО.
Внутренний спрос упал
Недавно бизнес-омбудсмен Борис Титов опубликовал результаты опроса предпринимателей по оценке влияния санкций и мобилизации на их деятельность. Нельзя сказать, что эти результаты стали чем-то неожиданным, но все-таки статистика – вещь упрямая и к ней стоит прислушиваться.
Были четко обозначены проблемы, которые больше всего волнуют бизнес в текущих экономических условиях, которые простыми точно назвать нельзя.
Во-первых, главная проблема бизнеса – спад внутреннего спроса. 64% предпринимателей выбрали именно этот фактор как наиболее негативно влияющий на их бизнес.
Во-вторых, дефицит кадров. 34%, или каждый третий, ощущают дефицит кадров, причем с началом мобилизации кадровый голод только усилился.
В-третьих, дефицит оборотных средств и кассовые разрывы (28,9%).
Наконец, разрыв цепочек поставок (26,5%) и сложности при осуществлении доставки по импорту (19,1%).
Экономические прогнозы ЦБ: ускоренная адаптация или глобальный кризис>>
У трети компаний мобилизовали сотрудников
В ходе опроса выяснилось, что у 34% компаний мобилизовали какую-то часть сотрудников. Более чем половине (58,6%) из тех, у кого сотрудников мобилизовали, заместить данных сотрудников не потребовалось либо замена была найдена достаточно быстро. Не смогли пока подыскать замену для выбывших сотрудников 19%. При этом большинство компаний (66%) введенная в России частичная мобилизация вообще не затронула.
Что касается импортозамещения, то 26,7% участников опроса сообщили, что не сумели найти аналоги критически важным иностранным продуктам или сервисам, которые более не поставляются в Россию из-за санкций. 23,6% смогли найти новых поставщиков таких же продуктов или их аналогов, причем как в России (22,3%), так и за рубежом (13,5%).
Рост цен и неопределенность: Центробанк о настоящем и будущем российской экономики>>
Санкции оценили по-разному
По мнению авторов опроса, в целом предприниматели оценили влияние санкций по-разному. Если 10,5% опрошенных заявили, что не смогли справиться с последствиями санкционных ограничений, то 16,3 % не заметили их вовсе.
Можно предположить, что это связано с тем, к какой именно отрасли экономики относится тот или иной бизнес. Для части предпринимателей санкции как катком прошлись по их бизнесу, для других, наоборот, «почистили поляну», убрав все вредные сорняки в виде иностранных конкурентов. Хорошо ли для экономики, что конкуренция значительно снизилась – однозначно нет, это плохо. Но для конкретных предприятий это стало настоящим «подарком судьбы», ведь на безрыбье и рак рыба.
30,4% опрошенных заявили, что выручка упала, но ситуация подконтрольна, 27% отметили «серьезный спад», 7% – «кризис». 6% респондентов сказали, что бизнес пришлось или вскоре придется закрыть. 55,4% полностью адаптировались или продолжают адаптацию к западным санкциям.
Российский экспорт бьет рекорды на фоне санкций: эксперты объясняют, почему>>
Меры поддержки
Ситуация не столь радужная, как это иногда пытаются преподнести, говоря о настоящем как исключительно о времени возможностей. Неслучайно государство на протяжении текущего года предпринимало действенные меры поддержки бизнеса.
Среди уже принятых таких мер наиболее высокие оценки получили мораторий на проверки (его назвали 52,2% респондентов) и снижение ставок УСН и имущественного налога в регионах (37,4%). Почти четверть опрошенных (23,9%) отметили важность льготных кредитов для МСП или системообразующих компаний.
Инвестбанкир, профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган считает, что улучшить условия кредитования для малого и среднего бизнеса в России можно с помощью так называемых «зонтичных» поручительств.
«Зонтичные» поручительства – это упрощенный способ получения кредита, если у предпринимателя не хватает залога. В случае «зонтиков» до 50% рисков кредитных обязательств берет на себя Корпорация МСП – федеральный институт поддержки малого и среднего бизнеса. Данный механизм был запущен почти год назад – в сентябре прошлого года – и уже 25 тысяч предпринимателей под «зонтиками» получили почти 177 миллиардов рублей.
«Само по себе "зонтичное" поручительство может снижать процентные ставки. Но нередко в договорах банки прописывают дополнительные комиссии, способные значительно повысить изначальную ставку. Недовольство бизнеса этими условиями услышали в Корпорации и ввели новые ограничения для банков», – объясняет Коган.
По словам главы Корпорации МСП Александра Исаевича, «чтобы прекратить банковские поборы по договорам с нашими "зонтичными" поручительствами, мы ввели новые ограничения. Банкам теперь запрещается устанавливать комиссии, сборы и другие избыточные платежи».
Верните мозги в страну
Есть ряд мер, реализацию которых бизнес бы хотел видеть на практике. Первое место по популярности занимает списание части налогов (об этом сказали 52% респондентов), далее следует снижение страховых взносов до 15% со всего объема зарплаты (46,4%), затем – более дешевые и доступные оборотные кредиты (38%) и заморозка тарифов естественных монополий (24,8%).
«Помимо предложенных бизнесом вариантов помощи, также мы считаем целесообразным предложить обсуждавшиеся на Столыпинском клубе меры поддержки экономики. Считаем, что необходимо провести более серьезные изменения, которые позволят выправить ситуацию в отечественной экономике», – пишет в своем Телеграм-канале Евгений Коган.
«Цап‑царап»: дойдут ли до дела угрозы Европы конфисковать резервы России>>
О чем идет речь?
Во-первых, необходимо вернуть рабочую силу, ученых и предпринимателей из зарубежья, считает инвестбанкир. В последние кварталы произошел очень серьезный отток «мозгов» и капитала из страны из-за страха перед неопределенностью. От этого пострадали многие отрасли экономики.
«Если этот огромный потенциал развития останется вне пределов страны, это приведет к серьезному будущему сокращению ВВП, поскольку уехало много талантливых людей. Восполнение таких кадров – дело времени. Достаточно вспомнить, что при проведении индустриализации в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века было привлечено огромное количество иностранных специалистов, что позволило Советскому Союзу подняться. Но этот процесс затянулся на годы», – отмечает Коган.
Во-вторых, помочь предпринимателям может дерегуляция бизнеса и отмена уголовной ответственности за большинство экономических преступлений, а также отмена пени по налогам и соцвзносам и возможность отложить выплату штрафов по административной ответственности для предпринимателей.
В-третьих, и это, по мнению Евгения Когана, главное – важно забыть о мобилизационной экономике, потому что это отпугивает бизнес и приводит к закрытию компаний (а зачастую к релокации).
«В предстоящие кварталы можно ожидать еще большего снижения показателей ВВП, а также роста безработицы. Переход к мобилизационной экономике не только вреден, но и не является необходимым. В США во время Второй мировой войны была проведена либерализация экономики, разработана система государственных закупок (начиная от зажигалок и одежды, заканчивая автомобилями), бизнесу были предложены стимулы для его поддержки», – проводит аналогию инвестбанкир.
«Черный вторник» 90‑х и нынешние реалии: грозит ли России обвал рубля и взлет цен>>