Рост цен и неопределенность: Центробанк о настоящем и будущем российской экономики

Рост цен и неопределенность: Центробанк о настоящем и будущем российской экономики
Акценты

Банк России опубликовал бюллетень «О чем говорят тренды», где оценивается нынешняя ситуация в макроэкономике и дается срез состояния некоторых рынков. Как изменились цены, потребительская активность, структура спроса и почему летняя экономическая активность пошла на спад в сентябре, читайте в материале РИАМО.

Цены начали расти

После определенного снижения в летние месяцы в сентябре цены начали расти как на продовольственные, так и непродовольственные товары, констатируют аналитики ЦБ. Резко ускорился рост стоимости услуг – до 11% в сентябре после 1,8% в августе. Эксперты отмечают, что такой стремительный рост вызван действием в том числе разовых факторов: удорожанием услуг зарубежного туризма, связи и стоимости полиса ОСАГО.

В целом рост цен обусловлен рядом причин, считают в Центробанке. Во-первых, «продолжается ослабление эффекта переноса от укрепления рубля во II квартале в цены» (то есть эффект от укрепления рубля во II квартале снижается). Во-вторых, повышательное давление на потребительские цены, вероятно, оказало снижение ключевой ставки, начиная с II квартала. В-третьих, сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию закончилось. В-четвертых, и это самое важное для дальнейшей динамики ИПЦ (индекс потребительских цен – прим. ред.), сохранился повышенный рост цен среди наименее волатильных компонентов потребительской корзины.

«Черный вторник» 90‑х и нынешние реалии: грозит ли России обвал рубля и взлет цен>>

Компании адаптируются к новой реальности

Аналитики Центробанка отмечают, что ситуация в российской экономике продолжает определяться рядом шоков на стороне предложения товаров и услуг, характером их развертывания во времени, способностью российских компаний адаптироваться к этим шокам и объемом мер поддержки от государства.

«В целом можно отметить успех в рамках первичной адаптации компаний к "новой реальности" в части изменения логистики импортных и частично экспортных поставок, заключения договоров с альтернативными поставщиками сырья, материалов и комплектующих», – отмечается в документе.

В нефтедобыче и нефтепереработке удалось удержать уровень производства благодаря увеличению поставок на альтернативные рынки. В строительстве, несмотря на неблагоприятные тенденции, завершение ранее начатых проектов поддержало объем работ. Все это обеспечило стабилизацию и даже некоторый рост экономической активности летом. Однако в начале осени она начала снижаться на фоне роста неопределенности — в том числе начала ослабевать потребительская активность.

«Сокращение численности рабочей силы после объявления о частичной мобилизации может осложнить компаниям решение проблем, связанных с ограничениями на стороне предложения, сдерживая общую динамику экономической активности в ближайшие месяцы. Обострение ситуации с дефицитом кадров на рынке труда в перспективе сдержит рост производительности», — отмечают аналитики ЦБ.

Авторы бюллетеня пишут, что основной негативный эффект внешних ограничений в нефтяной отрасли и на поставки инвестиционных и высокотехнологичных товаров, по-видимому, еще впереди.

«Они проявятся к концу этого года, а в основном в 2023 году. До этого времени переход российской экономики к устойчивому росту вряд ли произойдет. Помимо этого, дополнительно возросли риски ужесточения действующих внешнеторговых и финансовых ограничений, что усилит негативное действие связанных с ними шоков предложения», – говорится в документе.

Рынок ускоряется: за 3–5 лет все платежи в России могут перейти на платформу СБП>>

Изменение структуры спроса и расходов населения

На фоне падения реальных располагаемых доходов в I–II кварталах 2022 года, ухудшения потребительских настроений и нарастания неопределенности после событий конца февраля домохозяйства временно переключались на сберегательную модель поведения, не только ускорив формирование накоплений, но и несколько изменив структуру повседневного потребления в пользу более доступной продукции. Так, по данным августовских опросов Nielsen, для 73% потребителей низкие цены были главным критерием выбора магазина, а статистика торговых сетей и онлайн-ритейлеров фиксировала всплеск популярности скидок и промоакций до уровней выше докризисных (52% в офлайн-ритейлерах и 80% в онлайне). За год удвоился спрос на продукцию собственных торговых марок розничных сетей и усилилась восприимчивость населения к программам лояльности.

Уровень потребительской активности на основе индексов «Сбера» и «Тинькофф» снижался и в III квартале, существенно отставая от значений предыдущего года. Подобная динамика прежде всего отражает сокращение числа посещаемых торговых точек, сужение ассортимента покупаемых товаров и услуг, а также повышение концентрации трат в отдельных категориях. Подтверждают данные тенденции и индексы посещаемости торговых центров, которые опустились до минимумов за последние четыре года на фоне закрытия магазинов популярных марок, ранее выступавших основными генераторами трафика, отмечают эксперты ЦБ.

«Однако доходы населения после значительного падения в первом полугодии начали восстанавливаться. Выросли реальные зарплаты на фоне сохранения уровня безработицы на исторических минимумах, были дополнительно проиндексированы пенсии. На протяжении большей части III квартала улучшались потребительские настроения, возобновился рост розничного кредитования», – говорится в бюллетене регулятора.

Объемы потребления тоже начали восстанавливаться, но не так быстро, как доходы. При этом наметились значительные изменения в структуре расходов населения. Наиболее устойчивой оказалась динамика платных услуг: их объем восстанавливался на протяжении последних месяцев, и отставание от уровня начала года уже невелико. Вместе с тем потребление непродовольственных товаров упало наиболее сильно и после частичного «отскока» в конце весны – начале лета опять снизилось, говорится в материалах ЦБ.

Торги на Мосбирже в 2022 году: новые валютные пары и выгода от них>>

Ясно то, что пока ничего не ясно

Давая общий прогноз на ближайшее время по развитию ситуации, аналитики ЦБ пишут, что «текущая динамика кредитования и параметры бюджета на 2022 и 2023 годы ускорят рост денежной массы, что может вызвать некоторое усиление инфляционного давления в экономике в ближайшие кварталы».

В целом, «влияние частичной мобилизации и возросшей неопределенности на потребительский и инвестиционный спрос, предложение кредитов и спрос на них, а также рынок труда, заработные платы и доходы населения в настоящее время трудно оценить. Они могут оказаться в целом как дезинфляционными, так и проинфляционными, и, более того, их направленность может изменяться на разных временных горизонтах».

Другими словами, во-первых, инфляция может расти, и при этом сложно сказать, о каких конкретно цифрах идет речь, а во-вторых, многие параметры экономической жизни пока трудно оценивать и тем более прогнозировать вектор их изменения в силу того, что экономика подвержена воздействию множества внешних факторов.

Страховка от санкций: ЦБ хочет по‑новому рассчитывать курс доллара, евро и юаня к рублю>>