Долой офшоры: что такое деофшоризация и как ее правильно провести в России
21 февраля президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию поручил правительству и парламенту разработать дополнительные меры для ускорения деофшоризации российской экономики. Что такое деофшоризация и как ее можно воплотить в жизнь, читайте в материале РИАМО.
Что такое деофшоризация и для чего она нужна
Деофшоризация – это меры, направленные против сокрытия доходов компаний, находящихся в офшорах, с целью противодействия отмыванию криминальных денег. Льготные условия ведения бизнеса на этих территориях, такие как предельно низкие налоги, непрозрачная отчетность и право на сокрытие личностей владельцев, часто используются для совершения экономических преступлений: коррупции, мошеннических операций и других.
Доктор экономических наук, профессор кафедры «Мировые финансы» Финансового университета при правительстве РФ Ирина Ярыгина в своей статье «Деофшоризация: проблемы и решение» отмечает, что Россия по масштабам экспорта капитала из страны уступает только Китаю. По данным Центробанка, 2022 год стал рекордным по объему вывоза капитала из РФ за последние 28 лет: потери оцениваются до 246 миллиардов долларов, что более чем в 1,5 раза превышает предыдущий рекорд – 152 миллиарда долларов за 2014 год. Этому способствовала беспрецедентная по масштабам эмиграция наиболее платежеспособной части населения страны за границу с связи с начавшейся в феврале прошлого года спецоперацией и и объявленной в сентябре частичной мобилизацией. Поэтому деофшоризация как необходимое условие поступательного развития отечественной экономики сегодня актуальна как никогда.
Также необходимо отметить, что офшоры являются препятствием к гармоничному развитию международных экономических отношений, поскольку миграционные потоки капитала в низконалоговые юрисдикции обусловлены желанием оптимизации налогового администрирования, а не повышения производительности экономики.
Как нужно проводить деофшоризацию
Деофшоризация экономики должна проводится комплексно, с учетом экономического, институционального, административно-правового и налогового аспектов, подчеркивает экономист Евгений Смирнов.
«Деофшоризация должна достичь следующих целей: во-первых, перемещения хозяйственных операций под российскую юрисдикцию, а во-вторых, ограничения деятельности нерезидентов в значимых отраслях», – обозначает эксперт.
Для реализации поставленных задач, по мнению Смирнова, необходимо:
во-первых, улучшить экономическую ситуацию и инвестиционный климат в стране за счет совершенствования налоговой системы и повышения размера налоговых вычетов на приобретение недвижимости;
во-вторых, усилить и оптимизировать государственный контроль за валютными операциями, а именно: сформировать надежный механизм информирования о нарушениях валютного законодательства, усложнить регистрацию банков в офшорах, ввести электронную отчетность банков и активизировать участие России в Международном соглашении об автоматизированном обмене налоговыми данными.
«Также нужно ввести для управляющих офшорными компаниями, статус которых будет доказан, обязанность раскрывать конечного бенефициара. Для тех, кто этого не сделает, можно установить административную ответственность, а также доначислить налоги, если будет установлен факт существования офшорной компании», – предлагает меры экономист.
При этом важно создать возможность амнистии для капиталов, находящихся в офшорах, и разработать механизм возврата в страну незаконно выведенных средств, добавляет эксперт.
Читайте также: Налог для богатых в России: стоит ли его повышать и к чему это приведет>>
Административные меры эффективны только в комплексе с рыночными
Экономист Ирина Ярыгина подчеркивает, что проводить деофшоризацию российской экономики исключительно командными методами неэффективно и бесполезно.
«Очевидно, что административные меры важны и принесут ожидаемый результат только в комплексе с экономическими, рыночными методами. Важно повысить привлекательность российской экономики и юрисдикции посредством реформы судебной системы, усиления защиты прав собственников, усиления ответственности и прозрачности банковского бизнеса», – объясняет эксперт.
Совершенствовать инвестиционный климат в России и обеспечивать государственную поддержку институциональных инвесторов она предлагает с помощью выпуска так называемых «инфраструктурных облигаций», основными характеристиками которых являются номинал, выраженный в иностранной валюте, и обеспечение в форме государственных гарантий.
Также в рамках деофшоризации необходимо исключить компании, контролируемые офшорным капиталом, из стратегически важных для государства сфер деятельности (добыча полезных ископаемых, транспорт, связь, банковская деятельность, инновации, оборонная промышленность), считает экономист.
На глобальном же уровне нужно развивать межгосударственные связи с государствами, использующими в том числе офшорные режимы, с целью заключения двусторонних соглашений о раскрытии информации об операциях российских резидентов, добавляет Ярыгина.
Законопроект «О деофшоризации» от 23 января 2023 года и его значение
23 января 2023 года депутаты от «Справедливой России» во главе с заместителем председателя думского комитета по экономической политике Михаилом Делягиным внесли в Госдуму законопроект «О деофшоризации». Инициатива предусматривает передачу всех активов, находящихся на территории России и принадлежащих или управляемых зарегистрированными в офшорных юрисдикциях юридическими лицами, в управление уполномоченному правительством федеральному органу.
В случае принятия законопроекта владельцы офшоров обязаны будут в течение полугода перерегистрировать свои доли в российских компаниях на российских юридических или физических лиц. В противном случае активы «конфискуются в собственность Российской Федерации как бесхозное имущество».
По словам директора Высшей школы финансов РЭУ имени Плеханова Константина Ордова, данную законодательную инициативу нужно воспринимать как реакцию России на санкции Запада в финансовом секторе и нежелание транснациональных компаний инвестировать в российскую экономику.
«Сейчас очень многие иностранные бизнесмены, работающие в России, готовы либо смириться с убытками, либо заморозить свои инвестиции в ожидании улучшения ситуации. Законопроект 23 января как раз призван не допустить массовое закрытие таких предприятий и сокращение в них рабочих мест и заработной платы сотрудникам, а напротив, дать возможность этим компаниям развиваться. А в изъятии активов офшоров и передаче их более эффективному собственнику нет ничего плохого, иначе деградация предприятий может негативно отразиться на темпах роста ВВП российской экономики и снижении бизнес-мотивации», – объясняет Ордов.
Он считает, что России нужно перенимать у Запада лучшие практики управления бизнесом в рамках интересов общества – например, стремиться к ESG-трансформации, то есть способствовать внедрению социальной ответственности среди предпринимателей.
Читайте также: «Финансово крепкий регион»: почему иностранные инвесторы выбирают Подмосковье>>