Что решили в Евросоюзе по поводу использования прибыли от замороженных активов России
Фото - © Виталий Тимкив/РИА Новости
На днях стало известно о новом решении Совета ЕС в отношении прибылей, полученных от замороженных активов Банка России, и о правилах их хранения. В чем суть этого решения и что оно означает, читайте в материале РИАМО.
Часть депозитариев ЕС утратила возможность использовать прибыль от замороженных российских активов
Фото - © Ozkan Guner/Unsplash.com
Постановление Совета ЕС гласит, что «центральные депозитарии, владеющие активами ЦБ РФ на сумму более 1 миллиона евро, должны отдельно учитывать чрезвычайные остатки денежных средств, накопившиеся в результате ограничительных мер ЕС, а также должны хранить соответствующие доходы отдельно». Депозитариям также запрещается распоряжаться полученной чистой прибылью, сообщил Reuters.
Напомним, что две трети (из общей суммы в 300 миллиардов евро) замороженных средств РФ находятся в ЕС, причем большая их часть принадлежит бельгийской клиринговой палате Euroclear. До настоящего времени только налоги на активы в Бельгии направлялись в специальный фонд для Украины, которым находится в управлении Брюсселя.
Новое постановление Совета ЕС означает, что центральным депозитариям ценных бумаг, таким как Euroclear, будет запрещено использовать чистую прибыль, и они будут обязаны хранить доходы от российских активов отдельно.
Каждый такой депозитарий в любой европейской стране несет ответственность за российские деньги, которые там хранятся. И если у кого-нибудь возникнет желание использовать эти средства, что называется, «по собственному усмотрению», то нельзя уже будет сослаться на «общеевропейское решение». В случае судебных исков нести ответственность придется конкретной стране, где расположен депозитарий.
Напомним, что в начале феврале Евросоюз не поддержал предложение Бельгии использовать замороженные российские активы как залог для помощи Украине. Там сочли, что для ареста суверенных активов другой страны нет правовых оснований и такая мера чревата отказом инвесторов от евро.
Читайте также: Наш ответ Западу: какие зарубежные активы перешли и могут перейти в управление РФ>>
Замороженные активы РФ не будут изъяты в пользу третьих государств
Фото - © Freepik, ededchechine
«Новость, безусловно, положительная, однако я бы не стал переоценивать ее значение», – высказывает свое мнение начальник казначейства ПАО «РосДорБанк» Алексей Андросов.
По сути, это просто на законодательном уровне решили, каким образом депозитариям, в частности, Euroclear и Clearstream, учитывать доходы от замороженных активов Банка России, говорит эксперт. Использовать прибыль от этих активов они и так не могли, так как это юридически неправомерно. Чтобы депозитарии могли использовать замороженные активы, должны быть приняты какие-то политические решения. Сами по себе ни Euroclear, ни Clearstream не могут распоряжаться доходами от этих активов, подчеркивает Андросов.
«Однако новость положительная в том плане, что юридическая система в Европе работает, и не совсем правомерная процедура заморозки активов российского Центробанка все-таки не развивается дальше. Речи об изъятии этих активов в пользу третьих государств, как я понимаю, больше не идет», – отмечает финансист.
При этом данное заявление пока никак не скажется на замороженных российских активах, считает Андросов.
Компромиссное решение по замороженным российским активам в ЕС
Фото - © Adobe Stock
На Западе давно уже идет обсуждение того, как использовать замороженные российские активы для какого-то варианта финансирования Украины, отмечает основатель Bespalov Finance Александр Беспалов. И так же давно обсуждается использование прибыли, полученной от размещения этих активов: дивидендов, платежей по купонам, процентных платежей. Ведь все эти активы тем или иным образом были размещены в какие-то ценные бумаги либо другие инструменты, которые обеспечивают доходность, объясняет он.
Соответственно эта доходность теперь должна будет аккумулироваться на отдельных счетах. Это как бы шаг в сторону того, чтобы эту прибыль отдавать Украине, считает Беспалов. С юридической точки зрения это такой же сомнительный механизм, как и конфискация, поскольку эта прибыль тоже принадлежит России, говорит финансист.
«Но, с другой стороны, это компромиссное решение, поскольку сами активы не конфискуются, а лишь используются так, как нужно западным странам. Понятно, что решение не в пользу России, но с другой стороны, это все-таки не конфискация. Получается, и волки сыты, и овцы целы», – комментирует ситуацию эксперт.
Процесс узаконивания грабежа замороженных активов РФ – длительный и болезненный
Фото - © rawpixel.com/Freepik
Постановление Совета ЕС о резервировании прибылей, полученных от замороженных активов Банка России, можно рассматривать как очередной шаг легализации возможности в одностороннем порядке признавать доходы не принадлежащими законному владельцу, считает ведущий научный сотрудник лаборатории социального моделирования ЦЭМИ РАН Сергей Гатауллин.
«С учетом того, что неприкосновенность и гарантия собственности является одним из краеугольных камней западной цивилизации, такие шаги будут неоднозначно восприняты прежде всего европейским электоратом. Поэтому процесс узаконивания грабежа такой длительный и болезненный, при этом создаст глобальный прецедент», – подчеркивает он.
Что касается интересов РФ, то в любом случае, замороженные российские активы станут одним из компонентов геополитического размена при формировании нового мирового порядка, полагает эксперт.
Конфискация российских активов самоубийственна для западных экономик
Фото - © Imelda/Unsplash.com
Данное решение Совета ЕС является попыткой легитимизировать конфискацию золотовалютных резервов РФ, высказывает свое мнение доцент кафедры экономической политики и экономических измерений ГУУ Максим Чирков. В принципе, это решение абсолютно иррационально, поскольку потери западных стран вследствие принятия подобных решений будут гораздо больше, чем те средства, которые потенциально можно конфисковать, добавляет он.
«Я думаю, что в принципе конфискация российских активов абсолютно самоубийственна для западных экономик и абсолютно нерациональна. Это подтверждает тот факт, что уже два года идут поиски вариантов использования российских резервов, но до сих пор серьезных действий по этому вопросу не предпринято. В случае конфискации части российских резервов или доходов от них также возможны судебные последствия», – говорит Чирков.
Читайте также: Санкции стран Центральной Азии против России: миф или реальность>>