Своя рубашка ближе к телу: китайские и турецкие банки соблюдают санкции США против РФ

Своя рубашка ближе к телу: китайские и турецкие банки соблюдают санкции США против РФ
Акценты
pressfoto

Фото - © pressfoto/Freepik

В последнее время ряд российских компаний рассказали, что столкнулись с отказами турецких банков проводить денежные переводы в счет оплаты поставки товаров. Одновременно с этим стало известно, что и банки Китая также ужесточают комплаенс-процедуры (комплаенс – соответствие правилам, законам) в отношении российских клиентов. Каковы будут последствия такой ситуации, читайте в материале РИАМО.

ПочемуКитай и Турция сохраняют нейтральные отношения с США и ЕС

Министерство иностранных дел КНР

Фото - © Министерство иностранных дел КНР

На самом деле проблема началась несколько месяцев назад, напоминает доцент кафедры финансов и кредита ГУУ, д.э.н, к.т.н. Николай Кузнецов. Еще в октябре прошлого года начали возникать первые трудности при проведении транзитных платежей, когда компания или физическое лицо из России осуществляли перевод денежных средств на счет американской компании, используя для расчетов не доллар и не рубль, а валюту третьей страны.

«Самыми „ходовыми” валютами на этот момент у нас были турецкие лиры и китайские юани. Тогда нашим партнерам недвусмысленно дали понять, что помощь россиянам в обходе международных санкций будет иметь негативные последствия. В качестве демонстрации силы были введены точечные санкции против небольшого числа второстепенных компаний. И вот китайские, а вслед за ними и турецкие банки массово перестали проводить такие платежи», – отмечает эксперт.

Сегодня дело дошло уже и до компаний, взаимодействующих непосредственно с турецкими и китайскими контрагентами. Банки Турции и КНР хотят быть уверены, что осуществляемые сделки и проводимые платежи не нарушают международных ограничений.

«В финансовом мире, пожалуй, как нигде больше, действует принцип „своя рубашка ближе к телу”. Что Китаю, что Турции сегодня гораздо выгоднее сохранять если уж не дружественные, то хотя бы нейтральные отношения с США и ЕС, чем зарабатывать на помощи российскому бизнесу», – считает Кузнецов.

Конечно, возникает вопрос о том, что будет дальше.

Когда ключевые российские банки отключили от международных платежей, трагедии не произошло, говорит эксперт. Были придуманы обходные пути для денег, однако платежи стали медленнее, сложнее и ощутимо дороже.

«Когда заблокировали и эти пути, опять не случилось коллапса, просто все стало еще сложнее и еще дороже. Уверен, что и в этот раз мы тоже выкрутимся. Но заплатим за это свою цену», – резюмирует Кузнецов.

Чем руководствуются банки дружественных стран при взаимодействии с РФ

Фото - © Adobe Stock

Тенденция на усиление санкций путем ужесточения контроля за дружественными странами нарастала в течение всего 2023 года, в 2024 году логично ожидать ужесточения давления из-за вторичных санкций, считает заместитель управляющего Санкт-Петербургским филиалом РосДорБанка Яна Граф.

Коммерческие банки в дружественных странах решают эти вопросы, взвешивая соотношение риск-польза, говорит она. Решения бывают разные, не всегда отрицательные для российской стороны. Расчеты в национальных валютах отчасти компенсируют эти потери. Если взаимодействие между странами носит стратегический характер, обе стороны заинтересованы в продолжении отношений и совместно ищут пути выхода из острой ситуации, подчеркивает эксперт.

«Важно понимать, что дружественные страны, безусловно, действуют в интересах национальных экономик. Усиленный комплаенс стал приметой времени турбулентности. Если российские компании правильно оценивают важность соблюдения требований, расчеты с иностранными партнерами в основном проходят корректно», – комментирует Граф.

Продолжится ли санкционная война

fabrikasimf

Фото - © fabrikasimf/Freepik

Действительно, определенное сходство между китайскими и турецкими банками, которые с начала этого года ужесточили процедуру в отношении сделок с российским бизнесом, существует. Но в то же время это процесс не новый и он характерен не только для Турции или Китая, отмечает экономист Лазарь Бадалов. Другие дружественные страны также усиливают комплаенс-процедуры.

«Безусловно, все участники финансовых отношений на рынке опасаются вторичных санкций. Тем более прецеденты уже существуют, когда иностранные компании из дружественных стран попадали под вторичные санкции. Это не новость, а продолжение санкционной экономической войны, которую Запад ведет против России», – полагает эксперт.

По его мнению, на ситуацию повлияло также то, что в течение 2023 года многие российские финансовые организации, у которых были налажены корреспондентские отношения с партнерами (в том числе с турецкими и китайскими банками), оказались в санкционных западных списках (и ЕС, и США), и таким образом цепочки платежей прервались.

Поскольку возникшие проблемы не являются чем-то принципиально новым, то финансовые организации все равно адаптируются и найдут способы проведения платежей, считает Бадалов.

«Во многих случаях компании все больше будут отказываться от расчетов в недружественных валютах и переходить на национальные, искать альтернативные способы осуществления платежей, и в этом контексте особую актуальность приобретают цифровые финансовые активы как инструмент платежей», – комментирует эксперт.

В конечном итоге цель санкций – изолировать российские банки от западной финансовой системы, а это означает, что российскому бизнесу нужно свести к минимуму использование недружественных валют и максимально использовать дружественную расчетно-платежную инфраструктуру, резюмирует Бадалов.