Биометрия в метро: как будет работать оплата лицом в московской подземке
В настоящее время столичная подземка активно тестирует систему распознавания лиц. А в следующем году Москва готовится одной из первых в мире запустить биометрическую оплату проезда. Как будет работать инновационная технология, выясняла обозреватель РИАМО.
Проект «Время ранних»: как получить скидку 50% на проезд в метро>>
Флагман по биометрии
В 2021 году в Москве запустят пилотный проект биометрической оплаты проезда в метро. Об этом сообщили в пресс-службе департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы. Подготовка к введению новой формы оплаты проезда уже активно ведется: на станциях подземки тестируют систему распознавания лиц.
Ожидается, что оплата за проезд с помощью биометрии поможет пассажирам сэкономить драгоценное время за счет существенного ускорения движения потока людей перед входами на станциях. Также пилотный проект повысит уровень безопасности и комфорта в метро. После того, как система видеонаблюдения московской подземки из 5 тысяч камер будет дополнена технологией биометрической оплаты FacePay, очереди перед турникетами могут уйти в прошлое.
Примечательно, что российская столица может стать первым городом в мире, где запустят инновационную технологию.
Как восстановить и персонализировать карту «Тройка»: новое в приложении «Метро Москвы»>>
Встать в круг и посмотреть в камеру
В основе проекта биометрической оплаты проезда будет лежать технология компании VisionLabs – резидента «Сколково». Ее платформа распознавания лиц уже активно используется для идентификации людей в режиме реального времени в России и других странах мира.
«Для оплаты проезда пассажирам нужно будет скачать на телефон мобильное приложение и пройти небольшую процедуру регистрации: сделать селфи лица и ввести данные банковской карты. Технология VisionLabs зашифрует полученное изображение лица в биометрический дескриптор. Система оплаты привяжет полученный дескриптор к банковской карте», – рассказал РИАМО генеральный директор VisionLabs Дмитрий Марков.
Чтобы заплатить за проезд лицом, пассажиру будет необходимо войти в зону рядом с турникетом, отмеченную черным кругом, и посмотреть в камеру, установленную возле валидатора. Система распознает лицо пассажира, откроет створки турникета и спишет с карты необходимую сумму за проезд.
«Токийское метро, как фиолетовая ветка в час‑пик»: чем могут удивить подземки других стран>>
Очки и маска – не помеха
По словам генерального директора VisionLabs, пассажирам не нужно будет снимать головной убор, очки и другие возможные аксессуары на голове для того, чтобы система их распознала.
«Технология VisionLabs правильно распознает и более серьезные изменения лица», – подчеркивает Марков.
Сегодня компания проводит большую работу по формированию наборов данных, на которых обучаются ее нейронные сети. Мозг технологии учитывает наличие на лицах людей разнообразных атрибутов, среди которых – очки, головные уборы, маски, макияж, изменение причесок, наличие бороды, возрастные изменения.
«Биометрические шаблоны лиц, которые мы получаем с помощью нашей нейронной сети, устойчивы к подобным изменениям – они не влияют на результат распознавания», – подчеркивает эксперт.
В частности, это подтверждается лидирующими позициями компании при независимых тестированиях ее алгоритма распознавания лиц Национальным институтом стандартов и технологий США (NIST).
«На данный момент мы занимаем второе место в мире по точности распознавания лиц по фотографиям людей с большой разницей в возрасте и третье – по распознаванию людей в масках. В случае распознавания по фотографиям людей, сделанным с разницей больше 12 лет, это точность 99,71 % при доле ложных срабатываний 1 на 100 тысяч. В случае распознавания людей в масках, это на данный момент 96,5 % при доле ложных срабатываний 1 на 100 тысяч», – отмечает Марков.
Сокращение очередей и применение в магазинах
Среди главных плюсов биометрической оплаты проезда эксперты VisionLabs называют удобство и безопасность. Пассажирам не нужно будет искать и доставать карту для оплаты проезда – достаточно просто посмотреть в камеру.
«Распознавание занимает доли секунды, поэтому в целом проход через турникеты становится быстрее, что особенно важно в часы пик. Кроме того, биометрический идентификатор невозможно забыть или потерять – он всегда с вами», – говорит Марков.
Как отмечает эксперт, направление Face2Pay в настоящее время набирает обороты. У компании уже есть большой опыт в реализации подобных проектов для бесконтактной оплаты покупок с помощью биометрии лица.
«Так, в 2018 году совместно с нашим технологическим партнером мы запустили сервис по оплате покупок с помощью селфи SelfieToPay. Решение было запущено в сети магазинов «Магнит», пиццериях Papa John’s, бургерных #ФАРШ. Кроме того, мы разработали собственный платежный девайс LUNA POS, который может использоваться в финансовых, банковских, платежных и иных системах, использующих лицо в качестве первичного или дополнительного фактора подтверждения личности. Такой сервис совместно со Сбербанком мы запустили в сети кафе PRIME», – рассказывает Марков.
Как сообщали СМИ в октябре, поправки в законодательство, которые позволят широко использовать биометрическую оплату в магазинах и вендинговых аппаратах, могут принять в России до конца 2020 года.
Поймай меня, если сможешь: где в метро лучший мобильный интернет>>