Бизнес‑эксперт Громова: «Основной двигатель развития экономики России – банковский кредит»
Выступая в Госдуме 7 марта, глава Минэкономики РФ Максим Решетников заявил, что в 2023 правительство планирует сократить объемы вложений бюджетных средств в экономику, а основными источниками инвестиций должны стать частные средства и банковские кредиты. Независимый эксперт, приглашенный преподаватель бизнес-программ в РАНХиГСе, МИРБИСе и Институте современного банковского дела (ИСБД) Надежда Громова рассказала РИАМО, справятся ли банки с финансированием экономики и приведет ли сокращение государственных вливаний к буму частных инвестиций.
– Надежда Вячеславовна, какие цели преследует правительство, помимо очевидного желания сэкономить расходы бюджета?
– Смещение инвестиций в национальную экономику из государственного бюджета в рыночную плоскость – это не только желание сократить расходы госбюджета. Российский тип экономики – banks-driven, то есть основной двигатель развития экономики России – банковский кредит.
Когда кредитный риск смещается из банковского сектора в госфонды, госпредприятия, прочие некредитные организации, то Центральному банку довольно сложно отследить и отконтролировать негативные процессы. Например, когда в Америке случился ипотечный кризис в 2007 году, регулятор (Федеральный Резерв) с ужасом обнаружил, что за десять лет кредитование экономики банками сократилось вдвое. В 1997 году банки кредитовали 64% локального бизнеса и физлиц, а 36% приходилось на долю государства. В 2007 году ситуация изменилась с точностью до наоборот: 69% финансирования экономики пришлось на различные организации, не имеющие отношения к кредитованию, такие как госкомпании, госфонды, микрофинанс, и только 31% составляли кредиты банков.
Необходимо уменьшить доминирующую роль государства в финансировании экономики и ставить механизм финансирования инвестиций на рыночные рельсы.
Читайте также: Опустеет ли ФНБ к 2024 году и как избежать дефицита бюджета: мнения экспертов>>
– Каковы плюсы и минусы предлагаемой замены госвложений в экономику частными и банковскими инвестициями?
– Главный плюс этого процесса в том, что запустится механизм рыночных отношений под контролем финансового регулятора. Это важно, потому что в условиях, в которых сегодня функционирует экономика России, необходимы и помощь, и контроль со стороны регулятора.
Минусом может быть раздувание производственного пузыря. Производственный пузырь – это когда идет финансирование, а средства не поступают в производство. Компании не используют полученные фонды для инвестиций в развитие предприятий, а «крутят» их в оборотных средствах, что помогает держаться на плаву, но это абсолютно точно не «инвестиция в себя», не в основные средства, не в оборудование.
– Справятся ли с финансированием экономики банки и будет ли им это выгодно?
– Чтобы понять, выгодно ли это банкам, нужно приглядеться к стоимости банковских обязательств. Конечно, мы знаем, что ключевая ставка Банка России является основной, она задает тренд для фондирования экономики. Но банки имеют базу ликвидности по разным ставкам. Стабильно работающие банки, прежде всего крупные, имеют среднюю стоимость привлечения инвестиций ниже ставки Банка России.
За счет чего это достигается? За счет остатков по счетам предприятий (бесплатных и условно стабильных). За счет средств населения на карточках и счетах до востребования – зарплатных денег. Вот почему банки с большой долей зарплатных схем в картах традиционно имеют избыток дешевой ликвидности. Они обладают условно стабильными остатками средств физлиц и будут способны на проектное финансирование предприятий и без государственных программ. Это, конечно же, системно значимые банки. Это также все банки с государственным участием.
Сложнее со вторым и третьим эшелонами банков – им сложно конкурировать. Менее крупные и значимые банки, не имеющие, скажем, такую безусловную «квазигарантию» господдержки или прямого участия государства, вынуждены привлекать средства по ставкам выше, чем флагманы отрасли. А там, где плата за привлечение средств выше, там и кредиты дороже.
Ну и, вспоминая концепцию прямой корреляции «риск-доходность», можно сказать следующее: где выше доходность, там выше и риск. Соответственно, частные банки без поддержки государства больше рискуют. А это опасно.
Читайте также: «Тинькофф» и другие российские банки попали под санкции: что ждет их клиентов>>
– Приведет ли сокращение вложений госсредств в экономику к буму частных инвестиций?
– Чтобы увидеть бум частных инвестиций, необходимо создать для него условия. С одной стороны, в помощь Минэку наличие в стране большого объема запертого капитала. С другой стороны, не сделано ничего такого, чтобы как-то приблизить частного инвестора к рынку прямых инвестиций.
Пока мы лишь увидели «Обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг» от Центрального Банка, в котором сказано, что инвестиционная активность владельцев брокерских счетов сократилась за год в два раза по сравнению с 2021 годом, но нет ни слова о том, что регулятор намерен предпринять в отношении развития финансового рынка. А ведь эта задача, эта ответственность прямо прописана в статье 3 Федерального Закона 86-ФЗ «О Банке России». Не только контроль и финансовую стабильность обеспечивать, но и развивать финансовый рынок.
Почему это важно? Потому что сегодня большой объем средств находится на счетах Национального расчетного депозитария (НРД). Это деньги, причитающиеся владельцам российских евробондов, которые они покупали не в НРД, а на Западе, с кастодиальным учетом в депозитариях Euroclear и Clearstream.
Задача регулятора – вернуть инвесторам эту денежную массу здесь, в России. Это большие деньги. Ориентировочный объем заблокированных таким образом бумаг, по которым нет ни купонов, ни погашения основного долга, оценивается в 6 триллионов рублей. И вот эти средства сейчас в таком месте, которое называется neverland, то есть нигде. Ни у инвесторов-россиян их нет, ни у банков, ни у эмитентов, ни в экономике страны. Деньги просто изъяли и копят в непонятном месте, а воспользоваться ими не может никто.
Поэтому, чтобы запустить эффективный механизм работы частных прямых инвестиций на финансовом рынке в России, нужно компенсировать вкладчикам понесенные убытки, потому что это есть шаг к возвращению доверия к российскому рынку.