«Висит груша – нельзя скушать»: удастся ли россиянам разморозить свои европейские активы

«Висит груша – нельзя скушать»: удастся ли россиянам разморозить свои европейские активы
Акценты

Фото - © Adobe Stock

Разрешение на разблокировку активов россиян в международных депозитариях Euroclear (Бельгия) и Clearstream (Люксембург), данное 20 декабря прошлого года, перестало работать в воскресенье 8 января. И хотя многие инвесторы и брокеры успели подать заявки на разморозку своих вкладов, ответ на их запросы получен не был. Разблокировка активов возможна только в том случае, если она позволит прекратить все отношения с попавшим под санкции Национальным расчетным депозитарием РФ (НРД) к 7 января 2023 года, сообщал ранее Минфин Люксембурга. Смогут ли россияне разморозить свои активы, несмотря на действующие ограничения, и какие еще шаги можно предпринять брокерам для разблокировки вложений в случае невозможности воспользоваться генеральной лицензией, РИАМО рассказали эксперты.

«Люксембургская оттепель»: разморозит ли Запад российские зарубежные активы в 2023 году>>

«Висит груша – нельзя скушать»

Фото - © Pxhere

По словам юриста, преподавателя Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Игоря Семеновского, суть предложенного европейскими странами механизма разблокировки счетов российских бенефициаров ведущими клиринговыми центрами можно наглядно и емко описать фразой «Висит груша – нельзя скушать».

Эксперт считает, что установленные Минфином Люксембурга сроки разморозки российских активов, приходящиеся на период новогодних праздников в странах Европы и России, заранее предполагали минимизацию числа отечественных инвесторов, которые смогут воспользоваться предложенным окном возможностей, а учитывая объем необходимых операций и проверочных процедур, удовлетворить заявки брокеров было физически невозможно.

«Вероятнее всего, данная инициатива предусматривала цель прощупывания почвы: насколько вообще высок интерес ущемленных в правах инвесторов к их восстановлению? Кто и как из них попытается предпринять пусть даже гипотетические шаги к возврату своих средств и активов? И, наконец, предоставленная номинальная возможность разморозить средства не подпавшим под санкции лицам может служить основанием для признания действий финансовых властей Европы добросовестными в случае обращений с жалобами на них в национальные суды или Суд Европейского Союза пострадавших предпринимателей», – полагает Семеновский.

Руководитель аналитической службы юридической фирмы «Инфралекс» Ольга Плешанова называет предоставленные Бельгией и Люксембургом сроки на разморозку российских активов «издевательством», но при этом отмечает, что финансовые власти этих стран имеют полное право устанавливать любые временные рамки, поскольку действуют в своей юрисдикции.

Долгосрочная инвестиция или дешевеющий актив: эксперты оценили перспективы евро>>

Все заявки, поданные в срок, будут рассмотрены

Фото - © Adobe Stock

Заведующий бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов считает, что основной вопрос заключается даже не в том, почему были установлены такие сжатые сроки, а в том, каков сам механизм разблокировки активов – при том, что у Euroclear и Clearstream он значительно отличается.

Адвокатов «Де-юре» этот вопрос интересует непосредственно, поскольку совместно со своими английскими партнерами организация осуществляет в настоящее время юридическое сопровождение получения индивидуальных лицензий для своих доверителей.

«Нами были поданы заявления на получение лицензии до установленного срока (7 января 2023 года). При этом часть запрошенных документов мы физически не успевали предоставить, в связи с чем направили запрос в Главное управление Казначейства Бельгии. И вот буквально недавно получили официальный ответ о том, что наши заявки находятся на рассмотрении. Мы выполнили главное условие – соблюли срок. Казначейство также предупредило, что, поскольку поступивших запросов очень много, оно не может гарантировать быстрый ответ на них. Тем не менее, это не повлияет на исполнение решения (отказ или авторизация)», – считает Филиппов.

По его словам, Казначейство Бельгии осознает, что выполнение всех условий до 7 января 2023 года может быть затруднено, и гарантирует принятие дополнительных документов, подтверждающих первоначальные заявки, даже если эти документы будут отправлены после крайнего срока. Таким образом, все те, кто успел подать заявки до 7 января 2023 года включительно, могут рассчитывать на то, что их запросы (даже неполные) будут приняты и обработаны, уверяет юрист.

Эксперты советуют россиянам держать 20% активов в золоте>>

Разрешат ли Люксембург и Бельгия разморозить активы в индивидуальном порядке

pixabay.com

Фото - © pixabay.com

5 января Минфин Люксембурга распространил информационное сообщение о том, что индивидуальные лицензии выдаваться не будут. Аналогичную информацию он доводит и отдельно до лиц, которые продолжают отправлять заявки на индивидуальные лицензии. Казначейство же Бельгии подобных заявлений не делало.

«Выдача отдельных индивидуальных лицензий на разморозку активов россиян в исключительных случаях возможна даже в "санкционном неправовом" поле Европейского Союза. Это может быть реализовано. Наибольшая вероятность успеха имеется у тех лиц и корпораций, которые обладают наибольшим лоббистским потенциалом в институтах и странах ЕС, а также тех компаний, которые будут принимать на себя дополнительные обязательства по неукоснительному соблюдению санкционного режима», – утверждает Игорь Семеновский.

Однако в целом в текущей ситуации бессмысленно надеяться на положительные действия в правовом поле властей стран, декларировавших на словах и на бумаге, но не реализовавших на практике такие незыблемые постулаты, как «неприкосновенность частной собственности», «свободная конкуренция», «рыночная экономика», «бизнес вне политики», «наука без границ» и другие, уверяет эксперт.

В свою очередь Никита Филиппов считает, что в текущей ситуации возможность выдачи индивидуальных лицензий после истечения установленного срока маловероятна. По крайней мере, в ближайшее время – до принятия соответствующего политического решения.

«Тем не менее, мы полагаем, что на практике уже принятых индивидуальных заявлений, которые были поданы до 7 января, будет определен и отработан порядок перевода активов, после чего возможен второй раунд принятия заявлений о выдаче индивидуальных лицензий с уже ясными правилами о том, какие именно документы нужны, куда можно перевести активы, кто и как будет осуществлять проверку на неподсанкционность и так далее», – выражает надежду спикер.

Куда лучше вложить наличные рубли: советы экспертов>>

Какие еще шаги могут предпринять инвесторы для разморозки активов

Фото - © Adobe Stock

Филиппов считает, что в данной ситуации наиболее действенный шаг – это подготовка заявлений и проработка документов, необходимых для получения индивидуальных лицензий. Это нужно для того, чтобы успеть грамотно подать заявку, если откроется окно возможностей.

Заместитель генерального директора компании «Открытие Инвестиции» Андрей Салащенко предлагает в случае отказа в выдаче индивидуальных лицензий обратиться в Суд Европейского Союза и «показать соблюдение всех условий и полностью добросовестное поведение наших участников рынка, при одновременном отсутствии каких-либо действий уже со стороны Euroclear и Clearstream, а также их регуляторов».

Юрист Игорь Семеновский отмечает, что основанием для обращения в Суд Европейского Союза является «Хартия Европейского Союза об основных правах», положения которой очевидно и недвусмысленно являются нарушенными. При этом надеяться на справедливый суд в странах, нарушивших свои же незыблемые правовые и экономические принципы, может оказаться бессмысленным, считает эксперт.

«В то же время, если не предъявлять претензии и не получать аргументов, то и не к чему будет апеллировать и призывать, не на что будет ссылаться. В этой связи необходимо предпринимать все возможные и допустимые меры правовой защиты, чем уже с весны и занимаются такие крупные российские предприниматели, как Роман Абрамович, Алексей Мордашов, Алишер Усманов, Александр Пумпянский и другие», – советует Семеновский.