«Люксембургская оттепель»: разморозит ли Запад российские зарубежные активы в 2023 году

«Люксембургская оттепель»: разморозит ли Запад российские зарубежные активы в 2023 году
Акценты

Фото - © Pxhere

20 декабря стало известно, что Минфин Люксембурга разрешил разблокировать активы россиян, замороженные из-за санкций против входящего в группу Московской биржи Национального расчетного депозитария (НРД). В начале июня Евросоюз внес НРД в санкционные списки в рамках шестого пакета санкций против России. Решение разморозить российские счета вопреки принятым ограничениям выглядит неожиданным и вызывает вопросы. Экономисты рассказали РИАМО, почему Люксембург разблокировал активы россиян, как ими можно будет воспользоваться в условиях санкций и является ли данный шаг прецедентом для разморозки российских активов в дальнейшем.

«Возобладал здравый смысл»

Philip Serracino Inglott

Фото - © Philip Serracino Inglott/Wikipedia.org

Заместитель генерального директора компании «Открытие Инвестиции» Андрей Салащенко полагает, что решение Минфина Люксембурга о разморозке российских активов было принято в ответ на изначальный запрос НРД о предоставлении генеральной лицензии и многочисленные последующие обращения российских депозитариев и инвесторов. По его словам, данной генеральной лицензией может воспользоваться любой вкладчик.

Член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев констатирует, что рынок отреагировал на новость позитивно, однако ожидать смягчения санкций в ближайшей перспективе не стоит.

«Здесь неожиданно возобладал здравый смысл. Такое решение Люксембурга продиктовано стремлением восстановить торговлю и движение капитала. Должны, конечно же, быть и официальные переговоры. Но они будут только после завершения текущего вооруженного конфликта. Вообще заморозка наших активов противоестественна», – считает эксперт.

Резолюция без последствий: Европарламент признал Россию «государством‑спонсором терроризма»>>

Решение Люксембурга не противоречит санкциям

Владимир Сергеев

Фото - © Владимир Сергеев/РИА Новости

По словам адвоката, члена Московского отделения Ассоциации юристов России, специалиста в области санкционного права и правового регулирования цифровой экономики Алексея Середы, решение министерства финансов Люксембурга о разморозке российских активов не противоречит санкциям, поскольку оно основано на принятой в начале октября этого года статье 6b Регламента Совета ЕС 269/2014, которая предоставляет отдельным государствам-членам Евросоюза право разморозить активы, заблокированные в связи с введением санкций в отношении Национального расчетного депозитария.

«Формально данное решение направлено на защиту интересов рядовых вкладчиков, чьи активы были размещены на счетах, открытых НРД в Clearstream – международном депозитарии, зарегистрированном в Люксембурге», – утверждает юрист.

Вместе с тем он отмечает, что Национальный расчетный депозитарий не является собственником заблокированных активов, поэтому введение каких-либо ограничений по распоряжению ими потенциально грозит судебными исками в отношении принявших соответствующие решения органов и организаций от владельцев активов, не являющихся адресатами ограничительных мер Европейского союза.

«В этой ситуации Минфин Люксембурга предпочел минимизировать собственные риски и разрешить вывод активов, принадлежащих не включенным в санкционные списки лицам, в строгом соответствии с положениями законодательства ЕС», – объясняет адвокат.

Вызов для развития: как западные санкции и спецоперация влияют на экономику России>>

Как воспользоваться размороженными активами в условиях санкций

Фото - © Adobe Stock

Чтобы воспользоваться предоставленной лицензией, нужно подать заявление о разблокировке активов, которое должно содержать обязательство по их переводу на счет, открытый в финансовой организации, не связанной с НРД – например, расположенной в дружественном России государстве, говорит Алексей Середа.

«В случае надлежащего обоснования отсутствия в предлагаемом решении каких-либо подсанкционных субъектов шансы на освобождение активов достаточно существенны», –утверждает эксперт.

При этом он добавляет, что принятое Минфином Люксембурга решение вызывает немало вопросов в части процедуры его реализации. Так, разблокировка активов возможна только в том случае, если она позволит прекратить все отношения с попавшим под санкции НРД к 7 января 2023 года. Кроме того, в рассматриваемом акте содержится требование по представлению письменного доказательства прекращения отношений с НРД не позднее 14 января 2023 года, однако какие-либо пояснения относительно формы таких доказательств в акте отсутствуют, поэтому следует считать, что решение по каждому конкретному заявлению будет приниматься отдельно.

«С учетом подобной правовой неопределенности и сроков принятия самого решения стоит предположить, что исполнение установленных требований окажется невозможным, что формально наделит регулятора правом оставить блокировку активов в силе, а заявителям придется прибегнуть к судебной форме защиты своих прав и законных интересов», – считает юрист.

В свою очередь Андрей Салащенко отмечает, что решение Минфина Люксембурга позволяет претендовать на разблокировку как самих ценных бумаг россиян, так и доходов по ним, и в случае успеха инвесторы смогут свободно распоряжаться своим имуществом.

Российский экспорт бьет рекорды на фоне санкций: эксперты объясняют, почему>>

Появился ли повод для разморозки других российских активов

Николай Корешков

Фото - © Николай Корешков/РИАМО

«Вряд ли данное событие станет прецедентом для разблокировки наших активов в других странах ЕС. Возможность таких лицензий была предусмотрена в октябре. Они были достаточно ожидаемы, но условия очень жесткие, поэтому не стоит говорить о какой-то смене вектора в части заморозки активов. С учетом этого сейчас вряд ли имеет смысл предполагать, что может произойти с замороженными активами в дальнейшем, выпущенные лицензии определенности не добавили», – комментирует Салащенко.

После опубликования общей лицензии на вывод средств из Clearstream многие эксперты ожидали принятия аналогичного акта Казначейством Бельгии, в юрисдикции которого находится Euroclear – главный европейский держатель заблокированных средств НРД, объем которых, по некоторым оценкам, в несколько раз превышает стоимость активов в Clearstream. Тем не менее, информация о выпуске общей лицензии бельгийским регулятором была достаточно быстро опровергнута, поэтому в данном случае заявителям придется запрашивать разрешение на вывод средств, основывая свои требования напрямую на положениях законодательства ЕС.

Исходя из этого, специалист по санкционному праву Алексей Середа полагает, что принятое Минфином Люксембурга решение не будет иметь существенного значения при определении судьбы иных заблокированных активов, принадлежащих РФ, а также ее гражданам и организациям.

«Санкционная политика ЕС пока не предполагает какого-либо смягчения ранее введенных ограничений, а недавнее расширение санкционных списков лишь свидетельствует о стремлении постоянно наращивать давление на Россию», – констатирует эксперт.

Где лучше всего хранить криптовалюту в условиях санкций: советы криптоаналитика>>

Как поступит Запад с золотовалютными резервами РФ в 2023 году

Фото - © Pxhere

Александр Разуваев считает, что после завершения СВО Запад разморозит резервы ЦБ, а Россия, в свою очередь, разблокирует акции инвесторов из недружественных стран.

«Вывод денег будет большой, поскольку дивидендов накопилось много. В этом случае часть наших резервов уйдет на стабилизацию рубля. Принципиально же ничего не изменится: ни с точки зрения котировок наших акций, ни с точки зрения курса рубля», – прогнозирует экономист.

Однако не все эксперты разделяют оптимизм Разуваева. Так, доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Финансы и кредит» Южного федерального университета Олег Свиридов полагает, что в случае победы России в СВО власти США категорически откажутся разморозить золотовалютные резервы РФ. Однако отдельные страны ЕС могут, по его мнению, разблокировать активы конкретных физических и юридических лиц из России в своих экономических целях, причем вне зависимости от исхода конфликта. При этом он допускает, что позиция США относительно резервов ЦБ РФ может измениться после выборов американского президента в 2024 году, хотя и признает, что это маловероятно.

В свою очередь, доцент кафедры экономики Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Лазарь Бадалов полагает, что история с заморозкой российских золотовалютных резервов продлится на многие годы, если не десятилетия. При этом он утверждает, что Запад не пойдет на конфискацию активов РФ.

«Для них это будет очень сильный репутационный удар, и после этого рассматривать Европу и Америку как тихую гавань для инвестиций никто не будет. Финансовая репутация не восстанавливается через год-два, и спустя годы это будет восприниматься гораздо острее, чем сейчас: про конфликт между Россией и Украиной будут вспоминать мало, а событие с конфискацией активов будет гореть "красной лампочкой". На Западе это прекрасно понимают, и таких проблем себе не хотят», – объясняет эксперт.

Более реалистичный сценарий, по мнению Бадалова, – это заморозка резервов на длительные годы: никто их не заберет, но и не отдаст.

«Цап‑царап»: дойдут ли до дела угрозы Европы конфисковать резервы России>>