Ленд‑арт в Подмосковье: как мастера из Истры создают живописные фигуры из дерева

Ленд‑арт в Подмосковье: как мастера из Истры создают живописные фигуры из дерева
Истории
Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Аркадий Ельцов и Игорь Силантьев – единомышленники и друзья, которых связала любовь к резьбе по дереву. Уже 20 лет они трудятся вместе и создают уникальные изделия, которые высоко ценятся и пользуются большим спросом среди заказчиков.

«Живое» дерево

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Однажды будущим мастерам попалась скульптура лошадей из веток, сделанная англичанином. За рубежом направление ленд-арта было популярно уже давно, в России же встречалось редко.

Ленд-арт появился в Америке в 1960-х годах как протест против массовизации и коммерциализации искусства. В основе ленд-арта лежит интеграция художественных образов в пейзаж, использование природных материалов для создания произведений.

Вдохновившись новым направлением, Игорь и Аркадий захотели создать что-то похожее. Первый заказчик нашелся быстро. Дебютной работой мастеров стали пять ландшафтных скульптур оленей в натуральную величину. Сейчас изделия находятся в городе Белоярский в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра. Доставляли фигуры на специальной фуре.

«Каждую ветку мы подбираем по форме, чтобы было максимально реалистично. Тут нога, тут мышца: нужны разные формы. Процесс долгий и кропотливый. На одну фигуру уходит минимум месяц. Кроме того, каждую ветку нужно обработать специальным покрытием, чтобы они не портились от осадков», – рассказывает Игорь Силантьев.

По словам резчиков, ландшафтные фигуры должны быть не только красивыми, но и крепкими. Для этих целей сваривается каркас из прочного металла, который затем «обрастает» ветками.

«Поскольку наши фигуры зачастую украшают городские парки, заказчики требуют в первую очередь, чтобы они выдерживали взрослого человека», – смеется Аркадий.

Мебель ручной работы и традиционный текстиль: чем удивляет пара художников из Подмосковья>>

Шедевры из экологичных отходов

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Ветки для фигур мастера не спиливают, а собирают. По закону, вступившему в силу с 1 января 2019 года, сбор валежника разрешен без ограничений.

«На одну среднюю фигуру у нас уходит целая газель материала. Лесничие уже знают нас и указывают, где упали деревья и что можно пособирать. А вот жителям приходится долго объяснять, кто мы и с какой целью ходим по лесу», – отмечает Игорь.

Около мастерской сушатся бревна – будущие заготовки или на профессиональном языке «баклуши». Эти спилы доставляют к мастерам не из леса, а из города.

«Когда в городе проходит опиловка, мы просим ветки и бревна для себя, и нам дают. Тем самым мы создаем красивые и полезные вещи из отходов и не вредим экологии», – поясняет мастер.

Всем своим знакомым резчики советуют не избавляться от веток, а мастерить из них что-нибудь интересное. Они уверены, что небольшую фигурку, которая будет украшать сад, может сделать каждый.

Фермер из Подмосковья: выращивать улиток выгоднее, чем свиней>>

Из детского увлечения в профессию

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Аркадий и Игорь работают с деревом с детства. Игорь помогал отцу и деду в плотнических делах, а повзрослев, стал обучаться мастерству и получил квалификацию столяра-краснодеревщика. В студенческие годы будущий мастер изготавливал по эскизам художников мебель для съемок в киностудии имени Горького.

Аркадий также выбрал путь столяра-краснодеревщика. Ему довелось поработать в мастерской резных иконостасов. В частности, он вырезал иконостас для одного из приделов Богоявленского собора в Москве. В настоящее время мастера работают исключительно на себя.

Резьба по дереву – кропотливый труд, требующий усидчивости.

«Я в мастерской с 9 часов утра до позднего вечера. Семья уже привыкла к этому и относится с пониманием», – рассказывает Игорь.

Мастера утверждают, что в последнее время интерес к их ремеслу значительно вырос, так что работы много. Во время пандемии многие заказывали ландшафтные фигуры для загородных участков, сейчас пользуются спросом мебель на заказ и предметы интерьера.

«Как-то раз нам принесли восстанавливать мебель из ушедшего из России шведского магазина. За работу мы не взялись и предложили сделать новые изделия. К сожалению, фабричное производство – одноразовое. А деревянная мебель, изготовленная вручную, передается поколениями», – отмечает Аркадий Ельцов.

Самый модный агроном России о знаменитых гибридах и импортозамещении>>

«Все начинается с творческого поиска»

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Любимое занятие Игоря – фигурная резьба по дереву.

«Я беру, к примеру, корягу и начинаю стругать. Зачастую, дерево само подсказывает направление. Тут уберешь, там, и получается скульптура из простой коряги или ветки. А бывает и просто смотришь, а форма ветки уже на что-то похожа. Все начинается с творческого поиска», – делится мастер.

Его коллега Аркадий увлекается скульптурой. В свободное от работы время украшает изделиями из дерева собственный участок.

«Студентом я посещал Московскую художественно-промышленную академию имени Строганова как вольный слушатель. С тех пор скульптура стала моим хобби», – вспоминает Аркадий.

«Изучение рисунков похоже на чтение детектива»: арт‑терапевт — о лечении творчеством>>

Вазы из березы и мебель из корней

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Для одного изделия – орла – мастер заказывал детали аж с Крыма. Однако большинство работ, включая орла, сгорели при пожаре на даче.

В мастерской резчиков на табуретке стоит уже готовое изделие – ваза необычной формы для фруктов.

«Это из капа – нароста на березе. Среди мастеров очень ценится за свою текстуру и плотность», – объясняет Аркадий.

Из капа часто изготавливают небольшие вазы, а для мебели или скульптур больше подойдут корни деревьев.

«Несмотря на то, что природа сделала большую часть работы, нам, чтобы корни стали предметом мебели, приходится немало потрудиться», – отмечает резчик.

В начале работы над любым проектом мастера составляют подробный чертеж и эскиз. Бревна и ветки сначала очищают от коры, затем шкурят и покрывают специальными антисептическими составами. Готовое изделие обрабатывают мебельным маслом.

Китай и другие товарищи: в Азии рассчитывают на совместные проекты с российским бизнесом>>

Передавая знания

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Фестивали, выставки и мастер-классы – это те площадки, где Игорь и Аркадий показывают и продают свои изделия, передают знания и общаются с коллегами по цеху. Сейчас мастера готовятся к поездке на Московский международный фестиваль ландшафтного искусства, садоводства и питомниководства «Сады и люди», который пройдет с 12 по 21 августа на ВДНХ. Подобные фестивали проходят и в родной для резчиков Истре у стен Ново-Иерусалимского монастыря.

Однажды им предложили обучать своему ремеслу детей в местном Доме культуры. Так начался новый этап в их работе.

«Конечно, детей нужно любить, и каждому необходимо уделить внимание. Есть у нас в группе усидчивые ребята, кому можно доверить что-то посложнее вырезания ложек. Чаще это девочки», – улыбается Аркадий.

На занятиях мастера не только обучают основам резьбы, но и рассказывают об истории ремесла, стилях творчества, старинных народных игрушках.

«Студия резьбы по дереву существует восемь лет. За это время сложился коллектив юных умельцев. Новички приходят регулярно. Бывает, что к детям присоединяются и их родители», – рассказывает Игорь.

Несмотря на большой опыт работы, Игорь и Аркадий продолжают обучаться и сами, оттачивая искусство в ежедневном труде.

Параллельный импорт: как это работает, что будет с ценами и чем рискует покупатель>>