Китайские детали и параллельный импорт: как выживает российский рынок автозапчастей

Китайские детали и параллельный импорт: как выживает российский рынок автозапчастей
Акценты
Алексей Сухоруков

Фото - © Алексей Сухоруков/РИА Новости

Президент Владимир Путин подписал закон, разрешающий ввозить зарубежные товары в страну через параллельный импорт. Это важная новость, в том числе и для российских водителей: многие из них столкнулись с дефицитом деталей. Обозреватель РИАМО опросил экспертов, когда стабилизируется рынок автозапчастей и удастся ли вернуть цены на уровень 2021 года.

Ремонт впрок

Фото - © Сайт мэра Москвы

6 марта вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин посоветовал российским водителям не откладывать ремонт машин, чтобы не столкнуться с дефицитом запчастей из-за решения ряда иностранных производителей и компаний приостановить экспорт в Россию.

«Запчасти пока еще есть, для ряда автомобилей они и будут, но ключевая проблема даже не в них, а в логистике. Запчасти доставляются преимущественно морем, контейнерным транспортом, а большая часть крупнейших глобальных операторов контейнерных перевозок уже сказали, что отказываются принимать и отправлять грузы в Россию и из нее», – сказал Шапарин.

Он предположил, что больше всего пострадают владельцы новых машин, так как запчасти для них поставляли официальные представительства, а китайских аналогов на рынке еще недостаточно. Эксперт рекомендовал не только посетить автосервис и устранить неисправности, но и запастись расходниками впрок.

По мнению Шапарина, продавцы автозапчастей должны были переключиться на других логистических операторов, но такой процесс обычно занимает один-два месяца плюс время на доставку контейнеров с товаром.

Параллельный импорт: как это работает, что будет с ценами и чем рискует покупатель>>

Автовладельцы экономят на деталях

Кирилл Брага

Фото - © Кирилл Брага/РИА Новости

Прогноз Антона Шапарина подтвердился уже 1 апреля, когда состоялась встреча представителей сервисных центров по обслуживанию автомобилей с замглавы администрации подмосковных Котельников Светланой Мокшиной. Они рассказали о перебоях с поставкой импортных запчастей, отметив, что в наличии есть качественные аналоги китайских производителей, которые предлагаются клиентам в зависимости от выбора и финансовых возможностей.

В то же время у многих водителей появился соблазн сэкономить деньги и отдавать автозапчасти под восстановительный ремонт, чтобы не покупать новые детали. Однако по мнению главы правления «Союза автосервисов» Александра Пахомова такой подход работает не всегда. В частности, эксперт назвал бессмысленной попытку вновь использовать бумажные фильтры двигателей и каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, поскольку им не удастся вернуть первоначальный вид.

«Сайлент-блоки у современных автомобилей сконфигурированы таким образом, что при работе в разном направлении они имеют разную жесткость. А залитая полиуретаном восстановленная деталь будет иметь одинаковую жесткость. Поэтому подруливающие свойства подвески немного пострадают, но ездить автомобиль будет исправно», – отметил Пахомов.

Возвращение легенды: как власти столицы планируют возобновить производство «Москвича»>>

Продолжается поиск импортеров

Владимир Астапкович

Фото - © Владимир Астапкович/РИА Новости

Как говорит в беседе с РИАМО руководитель отдела сервиса группы компаний «Обухов» (официальный представитель марок Volvo, Geely, GAC, DFM и Changan) Дмитрий Дегтев, сегодня автозапчасти в Россию могут идти двумя путями. Первый – через поставщика с налаженными путями доставки из Европы. Второй – из Китая, Турции, Армении и других стран.

«В связи с тем, что на рынок хлынул поток дешевого фальсификата, необходимо обращаться к проверенным поставщикам», – подчеркивает эксперт.

Специалисты сервиса по проверке и подбору автомобилей с пробегом «Автокод» также считают, что ситуация с автозапчастями на российском рынке остается сложной. Тем не менее, по их данным, многие поставщики и частные сервисы находят выход из ситуации, договариваясь с подрядчиками из ближнего зарубежья.

«Сейчас активно идет сотрудничество с Белоруссией и Арменией по этому направлению. Связи укрепляются, находятся новые пути решения проблемы. К сентябрю на рынке автозапчастей мы надеемся увидеть некую стабилизацию и новых надежных поставщиков», – считают в «Автокоде».

Между тем основатель проекта «Сток Pro» (автоматизация авторазбора и анализ рынка запчастей) и маркетплейса запчастей Parts.Auto Артем Потехин объясняет, что оптимальный способ найти запчасти особо не изменился даже в нынешних реалиях. Водителям поможет поиск на сайтах интернет-магазинов и компаний кросс-докеров, которые агрегируют склады поставщиков.

«Новый тренд – это покупка старых запчастей, поскольку некоторые детали новыми уже не найти: они будут ехать от 40 дней или стоить очень дорого. Если нужна запчасть, то искать ее нужно на сайтах объявлений или специализированных сервисов, которые собирают информацию по разборкам», – говорит Потехин.

Автолюбителю не обязательно искать запчасти самому. Эту задачу можно оставить специалистам сервиса, которые все равно их найдут по обозначенной выше схеме, только быстрее и точнее, отмечает эксперт.

Строительный рынок России: тяжелый удар санкций и попытки выжить>>

Запчасти выросли в цене

Пелагия Тихонова

Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО

За несколько месяцев цены на запчасти в России увеличились от 30 до 80%, говорит Дмитрий Дегтев. На это влияет как дефицит, так и перемена логистических путей доставки деталей.

«Цены на запчасти изменились неравномерно. Это зависит от бренда и канала их поставки. Больше всего в цене выросли официальные запчасти от производителей. По ним рост доходил от 50 до 100% на фоне роста курсов валют и приостановок поставок», – утверждает Артем Потехин.

Детали для машин после гарантийного срока наоборот подорожали не так чувствительно – от 5 до 50%. Кроме того, специалисты фиксировали заметный рост цен на автомобильные масла вплоть до трехкратного повышения. Правда, сейчас стоимость начала снижаться.

Несмотря на рост цен на запчасти, нынешней весной россияне стали чаще покупать дорогостоящие детали. Об этом говорят данные «ЮКаssa» (финтех-сервис компании «ЮMoney»), предоставленные РИАМО. Так, с 1 марта по 31 мая доля оплаченных через «ЮKassa» покупок стоимостью от 30 до 50 тысяч рублей выросла на 14% по сравнению с весной прошлого года. Автозапчасти от 50 до 80 тысяч рублей покупали на 48% чаще, а за суммы от 80 до 100 тысяч рублей – на 98% чаще.

Большинство покупок по-прежнему приходится на ценовой диапазон от одной до пяти тысяч рублей. Их доля этой весной составила 50%, как и в прошлом году.

Чем санкции против России обернутся для Запада: прогнозы экономистов>>

Рынок на распутье

Кирилл Брага

Фото - © Кирилл Брага/РИА Новости

Дмитрий Дегтев прогнозирует, что рынок запчастей будет насыщаться запчастями, а их стоимость – снижаться. Впрочем, к ценам 2021 года получится вернуться только тогда, когда в Россию вернутся официальные поставщики. Однако Артем Потехин придерживается иного мнения.

«В дальнейшем цены на запчасти могут продолжить рост в зависимости от категорий, но уже не за счет курса валюты, а за счет сложностей в логистике и в переводе денег за рубеж. На разные категории запчастей он может составить от 10 до 30%», – предполагает эксперт.

Сегодня наблюдается дефицит определенных групп запчастей – к примеру, ступичных подшипников и фильтров, говорит Потехин. Потребность удается постепенно гасить за счет параллельного и серого импорта.

Что касается автосервисов, то, по словам Дмитрия Дегтева, многие из них не меняли цены на услуги.

«Но нашлись и те, кто захотел заработать на текущей ситуации. Хотя по сути явных оснований на увеличение цен за работу нет – только желание самих автосервисов», – подчеркивает Дегтев.

Артем Потехин в свою очередь указывает на то, что прайс на услуги автосервисов изначально повысился из-за резкого наплыва пользователей, которые хотели обслужить свои автомобили «по старым ценам».

«Сейчас цены зафиксировались на уровне скачка. Но у тех, у кого скачек был больше – как правило, это официальные дилеры – постепенно началось снижение», – заключает эксперт.

Мифический, а не фактический: для чего Запад заявил о «дефолте» в России>>