Возвращение легенды: как власти столицы планируют возобновить производство «Москвича»

Возвращение легенды: как власти столицы планируют возобновить производство «Москвича»
Акценты
Евгений Биятов

Фото - © Евгений Биятов/РИА Новости

В Москве возобновят производство автомобилей под брендом «Москвич» – об этом 16 мая заявил мэр столицы Сергей Собянин. Производство запустят на заводе Renault, который перешел на баланс города. Столичные власти планируют, что сначала завод будет производить машины с двигателем внутреннего сгорания, а со временем там наладят выпуск электромобилей. Подробности о том, как в Москве возрождают производство легендарных «Москвичей», читайте в материале РИАМО.

Завод с историей

Алексей Даничев

Фото - © Алексей Даничев/РИА Новости

Завод, где планируется возродить производство «Москвичей», расположен на Волгоградском проспекте. Около 100 лет назад там выпускались автомобили Ford, а после них на протяжении десятков лет знаменитые «Москвичи». С 1998 года завод сотрудничал с компанией Renault: с его конвейера сходили машины марок Logan, Duster и Sandero. Однако нынешней весной иностранный собственник принял решение уйти с российского рынка из-за сложностей, возникших в результате введения экономических санкций, и завод перешел на баланс столицы.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, эта мера не только позволит вновь выпускать «Москвичи», но и сохранит многотысячный коллектив предприятия. На заводе работает 3,8 тысячи специалистов. Кроме того, работой обеспечат около 40 тысяч производителей автокомплектующих по всей России.

«Мы постараемся сохранить большую часть коллектива, непосредственно работающего на заводе, и у его смежников», – рассказал Собянин в своем блоге.

Он пояснил, что основным партнером обновленного завода станет ПАО «КамАЗ». Сначала там запустят производство машин с двигателем внутреннего сгорания, а в будущем планируется наладить выпуск электромобилей. Сейчас власти города вместе с «КамАЗом» и Минпромторгом России готовят локализацию производства как можно большего числа компонентов на территории страны.

Директором завода «Москвич» был назначен Дмитрий Пронин: он в течение десяти лет занимал руководящие посты в Транспортном комплексе Москвы и имеет большой опыт работы в автомобильной отрасли.

Любители ретро: «У нас есть своя машина времени»>>

«Москвич» по-китайски

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

19 мая стало известно, что правительство Москвы, «КамАЗ» и Минпромторг России ведут переговоры с компаниями из Китая о выпуске машин на заводе «Москвич». В частности, обсуждения проходят с представителями концернов JAC Motors, FAW и BYD. В рамках партнерства предполагается использовать одну из китайских автоплатформ для новой модели, которая будет выпускаться под брендом «Москвича».

Окончить переговоры с компаниями из Китая планируется за две недели – в это время пройдет переоформление документов завода. Если договориться с китайскими предприятиями не удастся, «КамАЗ» займется выпуском машин самостоятельно. В этом случае готовых автомобилей придется ждать долго, поскольку у компании нет своих сертифицированных моделей в легковом сегменте.

Автомобили марок JAC Motors, FAW и BYD практически не представлены на российском рынке.

«Производства у них в нашей стране нет. При этом все три компании крупные, и в Китае они являются лидерами продаж. Эти бренды пришли на российский рынок относительно недавно, позже своих конкурентов, таких как Chery, Haval или Geely», – отметил исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.

По его мнению, на первом этапе производства китайские компании могут начать поставлять машкомплекты, чтобы сохранить загрузку завода. При этом возрожденные «Москвичи» могут использоваться не только для продажи частным лицам, но и для обновления парков такси и каршеринга.

Как найти автомобиль, который эвакуировали из‑за аварии или ремонта дорог>>

Новые цели и идеи

Д. Гришкина

Фото - © Д. Гришкина/Пресс-служба мэра и правительства Москвы

О своем желании поучаствовать в разработке нового «Москвича» уже заявил бывший главный дизайнер автомобильного завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК) Игорь Зайцев. Он работал на предприятии в 1974-1987 годах, когда с конвейера завода вышли модели 2140 и 2141.

«Мне было бы приятно поучаствовать на уровне консультанта», – отметил Зайцев.

Он также добавил, что в возрасте 83 лет уже не может активно сражаться за новые достижения. По мнению дизайнера, при разработке машины необходимо прочувствовать, что вкладывается в новую модель, так как в автомобильном дизайне конструкция, требования безопасности, аэродинамика и промышленные возможности тесно связаны.

«Современный «Москвич» должен быть визуально прочным и аэродинамичным, чтобы во внешности проявлялись аспекты пассивной безопасности», – подчеркнул Зайцев.

В свою очередь, заместитель мэра столицы и глава Дептранса Максим Ликсутов отметил, что на заводе Renault, который перешел на баланс Москвы, всем рабочим выплатят задолженности по зарплате.

«Цели – сохранить производственный потенциал, то есть на этом месте будет только автозавод. Вернуть ему историческое имя «Москвич», обеспечить работой всех тех, кто там работал, выплатить все долги по заработной плате, которые остались нам в наследство. Нужно обеспечить до конца года начало сборки нового автомобиля, который мы разработаем совместно с «КамАЗом» и институтом НАМИ. Уверен, мы найдем платформу и необходимый объем комплектующих», – подчеркнул Ликсутов.

Он добавил, что на первом этапе будет только сборка машин, а в дальнейших планах – полная локализация производства и всех компонентов «Москвича».

Регистрация автомобиля в МФЦ: как поставить на учет транспортное средство>>

Факторы успеха

Евгений Биятов

Фото - © Евгений Биятов/РИА Новости

Как говорит в беседе с РИАМО технический директор сети автосалонов Fresh Auto Максим Рязанов, автомобиль «Москвич» вошел в историю как народная марка. Это были автомобили малого и среднего класса причем с практически всеми вариантами кузова для разных потребностей автовладельцев. Пионером марки можно считать модель «Москвич-420» – доработанную копию Opel Kadett, которая местами превзошла оригинал.

В 50-е и 80-е годы марка оснащала свои модели двигателями и коробками переключения передач, которые вполне могли конкурировать с иностранными аналогами.

«Качество изготовления «Москвичей» было на высоте – до 50% всего производства этих машин приходилось на экспорт, причем не только в соцстраны, но и на территорию нынешнего Евросоюза», – говорит Максим Рязанов.

По словам эксперта, концепция «Москвича» – это малолитражки для городской езды и автомобили повышенной проходимости. Такие машины актуальны и сегодня. Поэтому завод на Волгоградском проспекте мог бы начать выпуск с городских удобных малолитражек, компактных кроссоверов и авто C-класса с полноприводными модификациями.

«За основу их внешности можно взять органичный и узнаваемый дизайн 70-х годов, дополненный актуальными и современными чертами. Другие компоненты успеха – это надежные агрегаты, комфортный для наших дорог дорожный просвет, энергоемкая подвеска, адекватное рулевое управление и, конечно, доступная цена», – считает Рязанов.

Как подготовить автомобиль к поездке после простоя во время самоизоляции>>

Нюансы импортозамещения

Александр Кондратюк

Фото - © Александр Кондратюк/РИА Новости

По мнению Максима Рязанова, путь к производству «Москвича» не будет легким: уже в ближайшее время российскому автопрому предстоит столкнуться с нехваткой комплектующих. При этом за короткий период невозможно полностью перейти на локальное производство – в этом плане хорошей помощью может стать организация параллельного импорта.

«Таким образом, пока в России будут создавать и оттачивать собственные новые мощности, появится возможность приобретать необходимые запчасти. При этом следует помнить, что любой проект в современном автопроме вынужден встраиваться в мировые цепочки поставок – это касается не только России», – говорит эксперт.

Как отмечает Рязанов, создать на 100% локализованный автомобиль – очень дорого, и, скорее всего, подобное производство просто не окупится. Возможным выходом из ситуации может стать переход на электромобили с созданием разветвленной инфраструктуры.

«Если это будет российская разработка, созданная практически с нуля, она, с одной стороны, не потребует большого количества иностранных составляющих. С другой – в России есть богатая сырьевая база, которая сама по себе будет способствовать производству электромобилей», – считает собеседник РИАМО.

В свою очередь, соучредитель группы компаний (ГК) A3F Group Александр Дужников напоминает, что после покупки Renault активов завода «Москвич» в 2015 году эксперты уже неоднократно пророчили возвращение одноименного автомобиля на российский рынок. И сейчас для этого самый удачный момент. Однако партнером по развитию бренда является «КамАЗ», у которого в данный момент нет ни одного легкового автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.

«С наибольшей долей вероятности, предприятие продолжит изготавливать автомобили Renault, ограничившись только сменой шильдика (информационной таблички – прим. ред.), как это уже происходит у Румынской Dacia. Однако официальной информации пока не поступало, и нас могут приятно удивить, например, немного измененным дизайном бамперов», – заключает Дужников.

Аренда земли за 1 рубль в Подмосковье: как стать участником проекта импортозамещения>>