Пока горит зеленый свет: как российские бренды одежды с выгодой используют санкции

Пока горит зеленый свет: как российские бренды одежды с выгодой используют санкции
Акценты

Уход зарубежных брендов одежды и аксессуаров из России позволил отечественным маркам заявить о себе покупателям и увеличить продажи своих товаров. Происходит это не без труда. Производителям приходится искать новых поставщиков, перестраивать логистические цепочки и продвигать товар на новых платформах. Обозреватель РИАМО расспросила представителей российских брендов о том, с какими трудностями они столкнулись после санкций и как планируют завоевать покупателя.

Бренды ищут аналоги импортных материалов

По словам Александра Дыбушкина, управляющего партнера бренда сумок из натуральной кожи CNS – COINS, главная проблема для производителей аксессуаров заключается в росте цен на комплектующие: кожу, итальянскую краску, оборудование.

Несмотря на то, что компания выпускает сумки на собственной фабрике в Ростове-на-Дону, большинство материалов она получает из Европы. После санкций цены на них выросли от 40% до 120%.

Чтобы не прерывать производственный цикл, бренду пришлось закупать сырье на стремительно пустеющих складах. Материалов хватит для работы на три-четыре месяца, а за это время марке предстоит найти достойные аналоги.

Еще одна непреложная часть работы бренда – маркетинговое продвижение. Годами налаженные механизмы стали недоступны, и бизнес пытается быстро адаптироваться, используя российские социальные сети и другие площадки. Без таргетинга и рекламы у блогеров, утверждает представитель CNS – COINS, непросто продавать даже самый качественный продукт.

Где и как покупать одежду после санкций и ухода популярных брендов>>

Проблемы с логистикой и закупками

Бренд сумок из биокожи Seven Pieces тоже прочувствовал на себе влияние санкций. Основатель марки Ирина Леонова подчеркивает: сложностей с поставками материалов нет, потому что их закупают в нейтральной Турции.

Тем не менее из-за новых логистических путей изменилась стоимость товаров. Торговые запреты сказались и на договоренностях с контрагентами, и на переводе денежных средств.

Но и есть и положительный момент: многие звезды, которые раньше брали товар как бартер за рекламу в соцсетях, теперь сами покупают сумки, добавляет Леонова.

С коллегами согласна и дизайнер Вера Якимова, чей одноименный бренд женской одежды (Vera Yakimova) столкнулся с проблемой закупки подходящего утеплителя: раньше его приобретали в Германии.

«Уже сейчас понятно, что под российские утеплители придется переделывать лекало, и мы очень расстроены этим», – говорит Якимова.

Кроме того, стали недоступны стоки европейских тканей и фурнитуры, поэтому бренду пришлось переключиться на закупку материалов в Китае и искать варианты в России.

Отсутствие привычных каналов заставило Vera Yakimova вкладываться в раскрутку на маркетплейсах и развивать рекламу сайта.

Что носить вместо Adidas и Crocs: российские бренды обуви для будней, спорта и вечеринок>>

Спрос есть и без рекламы

За последнее время на торговых площадках в интернете действительно возросло число локальных брендов одежды. Однако многие российские марки – нишевые, в отличие от ушедших гигантов масс-маркета. Поэтому переориентироваться на широкую аудиторию у них быстро не получается.

Впрочем, опрошенные РИАМО дизайнеры считают, что отечественным брендам выпал шанс повысить узнаваемость, и громко заявить о себе, даже если раньше они на это не решались. Тем более, условия рынка таковы, что покупатели сами готовы знакомиться с российскими марками.

Основатель бренда повседневной одежды Vsvoem Антон Темеров подтверждает, что за последние несколько месяцев вырос интерес его продукции, которая производится на фабриках в Москве и в Краснодаре. При этом дополнительных усилий для этого не прилагалось.

«Санкции никак не повлияли на поставки тканей для производства, несмотря на то, что бренд использует зарубежные материалы. Сложности возникали лишь тогда, когда доллар был в районе 150 рублей», – поясняет Темеров.

Пока для российского бизнеса горит зеленый свет и есть возможность обойти иностранных конкурентов, отмечает дизайнер, нужно выходить на маркетплейсы, запускать таргетированную рекламу в разрешенных соцсетях и продвигать свою продукцию на внутреннем рынке.

Что носить вместо ZARA и H&M: 15 интересных российских брендов одежды>>

Продажи российской одежды растут

Вера Якимова напротив не заметила увеличения числа клиентов после ухода Zara, Mango, H&M. В 2021 году ее бренд вырос почти в четыре раза, но готовы ли россияне так же тратить деньги теперь, пока не ясно, говорит дизайнер.

Сейчас марка, владеющая собственным производством в Москве, работает по плану и не сокращает объемы производства. В связи с экономическим кризисом бренд расширил линейки эконом-класса, чтобы привлечь новых покупателей.

Между тем, повышение спроса ощутил крупный российский ритейл. Очевидно, Melon Fashion Group (Zarina, Befree, Love Republic и Sela) смогли закрыть часть потребностей покупателей, предполагают дизайнеры.

Чем заменить ушедшие компании: 10 отечественных брендов уходовой косметики>>

Шанс для легкой промышленности

Экономист Анатолий Чургель считает, что нынешняя ситуация – это луч света в конце тоннеля для легкой промышленности России, поскольку ряд отечественных фабрик только выиграл от западных санкций.

Так, у швейно-производственного объединения (ШПО) «Красная площадь», выпускающего текстильные изделия, проблем с поставками сырья нет. Традиционные партнеры фабрики находятся на родине ткацкого искусства – в Иванове, а также в Узбекистане.

В новых реалиях увеличилось количество поставок прочнейшей кордуры (толстая нейлоновая ткань) и натуральных тканей. Кроме того, ШПО стало больше сотрудничать с дизайнерами, освоило новые методы нанесения принтов и другие современные технологии.

Эксперт отмечает, что в условиях санкций потенциал для развития есть не только у российских дизайнеров, но и у специалистов швейного производства, в которых сейчас нуждается рынок.

Возвращение легенды: как власти столицы планируют возобновить производство «Москвича»>>