Гильфанов Рустам Халэфович: формирование современной индустрии зимнего содержания дорог

Гильфанов Рустам: биография, бизнес, научная деятельность, создание НИИ
Общество
Рустам Гильфанов

Фото - © Рустам Гильфанов

Снежный покров и наледь представляют серьезную угрозу на дорогах, тротуарах и взлетных полосах в сложных климатических условиях, которые в нашей стране — не редкость. Системный подход к решению сложной задачи по созданию передовых противогололедных реагентов предложил пермский ученый и бизнесмен Рустам Гильфанов. С начала 2000-х годов он занимается разработкой и производством эффективных многокомпонентных составов на основе местного сырья и развивает профильный НИИ.

Содержание:

  • Рустам Гильфанов. Биография
  • Роль противогололедных материалов в инфраструктуре
  • Эволюция технологий зимнего содержания
  • Гильфанов Рустам Халэфович: научный подход к разработке ПГМ
  • Адаптация технологий для авиации
  • Рустам Гильфанов: ответы на вызовы арктических регионов
  • Экономика и экология: современные вызовы в выборе ПГМ
  • Рустам Халэфович Гильфанов: преодоление стереотипов

Рустам Гильфанов. Биография

Дата и место рождения — 20.03.1976 г., город Пермь.

В 1993 г. Рустам Халэфович Гильфанов поступил в Пермский государственный университет на специальность «Менеджмент и управление производством».

В 1995 г. Гильфанов Рустам Халэфович организовал первую собственную компанию, занимавшуюся поставками спецоборудования для предприятий ТЭК Перми и области.

В 2006 г. Рустам Гильфанов основал «Уральский завод противогололедных материалов» ( УЗПМ ) в Краснокамске.

В 2009 г. учредил НПО «Институт экологии и энергосберегающих технологий» (сейчас — НИИ зимних технологий и инноваций).

С 2012 г. Гильфанов Рустам обеспечивает реагентами нового поколения ряд стран Восточной и Северной Европы, а также СНГ.

В 2014 г. Рустам Гильфанов создал Национальную ассоциацию зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта.

Рустам Халэфович Гильфанов обладает исключительными юридическими правами на ряд научных изобретений.

Гильфанов Рустам Халэфович женат, у него трое детей.

Роль противогололедных материалов в инфраструктуре

Противогололедные материалы (ПГМ) давно стали неотъемлемой частью критической инфраструктуры. В условиях российских зим эти химические составы обеспечивают функционирование транспортных систем, безопасность миллионов людей и стабильность экономических процессов.

Особую важность они приобрели в северных регионах, где снег и гололед способны парализовать целые города. Без применения специализированных составов зимняя непогода может привести к серьезным сбоям на объектах дорожной и коммунальной инфраструктуры, а также вызвать коллапс в аэропортах.

Современный подход к выбору противогололедных материалов основывается на трех принципах: максимальная эффективность в борьбе с последствиями зимних осадков, экономическая обоснованность применения и минимальное воздействие на окружающую среду. Этот баланс определяет специфику реагентов для различных климатических условий. Однако формирование таких подходов происходило постепенно.

Эволюция технологий зимнего содержания

Рустам Гильфанов — один из основоположников современной отрасли ПГМ

Фото - © Рустам Гильфанов — один из основоположников современной отрасли ПГМ

Рустам Гильфанов как один из основоположников современной отрасли ПГМ отмечает, что история развития противогололедных технологий в России демонстрирует путь от примитивных решений к современным высокотехнологичным составам. Чтобы понять масштаб этой трансформации, достаточно вспомнить, что до 2000-х годов даже столичные коммунальные службы использовали смесь песка с технической солью в пропорции 92:8.

Экономическая обоснованность такого решения была очевидной из-за низкой стоимости компонентов. Но экологические последствия проявились быстро: весной огромные массы песка забивали ливневую канализацию, выводили из строя водостоки и создавали проблемы для городского хозяйства. К середине девяностых стало очевидно, что система требует кардинального пересмотра.

Отказ от песко-соляной смеси в пользу чистого хлорида натрия казался логичным решением. Новая технология обещала экономию: вместо 150 граммов смеси на квадратный метр требовалось лишь 50 граммов чистой соли.

Но практика выявила неожиданные проблемы. Коммунальная техника оказалась неприспособленной к точному дозированию концентрированных реагентов, засоление почв приняло критические масштабы. Городские службы начали искать альтернативу.

В 2001 году появились первые предпосылки к трансформации отрасли: Москва приняла знаковое постановление о новых противогололедных материалах с улучшенными экологическими характеристиками. Производители должны были получить полный пакет разрешительной документации:

  • паспорт безопасности продукции
  • государственный сертификат соответствия
  • санитарно-эпидемиологическое разрешение
  • одобрение научно-технического совета

Несмотря на жесткие требования, конкуренция оставалась острой — около десятка компаний боролись за право обслуживать столичную инфраструктуру. Однако большая часть из них только поставляли продукцию иностранных производителей, что сказывалось на цене. Отечественные предприятия на тот момент не были готовы обеспечить потребности рынка в реагентах, соответствующих строгим требованиям. Спрос на качественные ПГМ привлек внимание целого ряда предпринимателей, среди которых был Рустам Гильфанов.

Гильфанов Рустам Халэфович: научный подход к разработке ПГМ

Рустам Гильфанов — основатель предприятия «Уральский завод противогололедных материалов» (УЗПМ)

Фото - © Рустам Гильфанов — основатель предприятия «Уральский завод противогололедных материалов» (УЗПМ)

В начале 2000-х годов в профессиональной биографии Гильфанова Рустама, занимавшегося тогда поставками материалов для путевого хозяйства столичного региона, появился новый вектор. Он обратил внимание на растущую потребность в качественных противогололедных материалах. Понимая техническую сложность разработки таких составов, Гильфанов Рустам Халэфович решил привлечь ведущие исследовательские организации: РосдорНИИ, кафедру почвоведения МГУ, НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды.

Совместная работа с научными группами привела к созданию многокомпонентного состава, показавшего хорошие результаты при низких температурах. Важным преимуществом стала возможность использования местного сырья — основные компоненты добывались и изготавливались в Пермском крае. Первые успешные испытания и положительные оценки экспертов убедили бизнесмена в перспективности разработки.

В 2006 году Рустам Гильфанов основал предприятие «Уральский завод противогололедных материалов» ( УЗПМ ) и перешел к масштабному промышленному производству. Продукция быстро получила признание на столичном и региональных рынках.

Основу формулы составили хлорид натрия и хлорид кальция — компоненты, широко применяемые в пищевой и фармацевтической промышленностях. Новый материал демонстрировал значительные преимущества:

  • расход в несколько раз меньше пескосоляных смесей
  • плавящая способность в 1,5 раза выше технической соли
  • работа при температурах до −25°C (техническая соль теряет эффективность при −12°C)
  • оптимальная грануляция для надежного сцепления с дорожным покрытием

Разработчики включили в состав биофильные добавки и антикоррозионные компоненты, снижающие воздействие на живые организмы и металлические конструкции. В отличие от традиционных материалов, реагент растворяется полностью, не оставляя грязевых разводов.

Гильфанов Рустам продвигал разработку в разных регионах страны. Она показала свою эффективность на федеральных трассах, в медицинских учреждениях, на энергетических объектах, крупных мостах и промышленных предприятиях. Реагент применялся при зимнем содержании дорог во время Олимпиады в Сочи, а также используется на таких значимых объектах, как территория Кремля и Эрмитажа. Решив не останавливаться на дорожной наземной инфраструктуре, Гильфанов поставил перед разработчиками новую задачу — создание материалов для авиации.

Адаптация технологий для авиации

Суровые климатические реалии России предъявляют особые требования к реагентам для авиационной отрасли. Обледенение воздушных судов и аэродромных покрытий остается одной из главных угроз для стабильного функционирования авиаперевозок в холодное время года.

Содержание такой инфраструктуры в зимний период требует применения специализированных противогололедных составов. Поэтому Гильфанов Рустам Халэфович совместно с командой ученых-химиков разработал ПГМ без хлорсодержащих компонентов — это критически важно для авиаиндустрии, где коррозия металлических элементов недопустима.

Федеральное агентство воздушного транспорта включило разработку в официальный реестр продукции для гражданской авиации. Сертификация открыла путь к промышленному выпуску материалов серии «Бионорд -авиа». Первым новый состав внедрил аэропорт Магнитогорска, затем реагент появился во всех ключевых воздушных гаванях страны.

Параллельно встал вопрос с противообледенительными жидкостями (ПОЖ). «Концепция чистого самолета» категорически запрещает взлет при малейших ледовых образованиях на корпусе — это делает обработку бортов ПОЖ обязательным элементом предполетной подготовки.

Долгие годы Россия полностью зависела от импорта этой критически важной продукции. Ситуация изменилась с запуском отечественного производства ПОЖ на базе УЗПМ. Составы, созданные коллективом под руководством Рустама Халэфовича Гильфанова, показали улучшенные экологические характеристики и успешно прошли международную сертификацию. Параллельно специалисты работали над решением  проблем, характерных для северных регионов страны.

Рустам Гильфанов: ответы на вызовы арктических регионов

В условиях экстремально низких температур, характерных для арктических и субарктических  регионов  России, традиционные противогололедные решения теряют эффективность. При температурах ниже −30°C требуются специализированные составы, способные сохранять функциональность в любых условиях.

Для таких климатических зон разрабатываются высокотехнологичные материалы, предотвращающие ледообразование при критически низких температурах и одновременно обеспечивающие щадящее воздействие на  экосистему.

Особую проблему представляет «черный лед» — тонкая, практически незаметная ледяная корка, которую невозможно устранить пескосоляными смесями или механической чисткой. Рустам Гильфанов, биография которого к этому моменту уже была прочно связана с научными изысканиями, разработал специализированный антигололедный реагент для борьбы с опасным явлением. В ходе испытаний состав продемонстрировал высокие результаты даже в самых сложных условиях, когда традиционные методы оказывались бесполезными.

Понимая сложность внедрения новых технологий, УЗПМ и Гильфанов Рустам организовали специализированную службу технического сопровождения. По запросу «Спецотряд Бионорд» выезжает в регионы для практической отработки технологий применения противогололедных материалов с учетом местных климатических особенностей и специфики территории.

Экономика и экология: современные вызовы в выборе ПГМ

Рустам Гильфанов — инициатор создания Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта

Фото - © Рустам Гильфанов — инициатор создания Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта

Долгое время внедрение современных многокомпонентных реагентов сталкивалось с серьезным препятствием — экономическим фактором. Стоимость традиционной соли была значительно ниже инновационных составов, что создавало барьер для внедрения новых технологий в коммунальном хозяйстве.

Однако современные материалы позволяют подбирать оптимальные решения для конкретных условий, а их технологические преимущества часто компенсируют высокую стоимость. Критическим недостатком традиционной соли является эффект повторной кристаллизации: через два-три часа после применения образовавшийся рассол замерзает повторно, требуя дополнительной обработки. Современные составы увеличивают время незамерзания до шести-восьми часов, существенно повышая эффективность.

Экологические требования добавляют сложности в процесс выбора. Современная  индустрия противогололедных материалов функционирует в рамках строгой регулятивной системы. Государственная экологическая экспертиза включает комплексную оценку воздействия на почвы, водные объекты и растительность, а соответствие продукции требованиям ГОСТ 58427 подтверждается аккредитованными лабораториями.

К середине 2010-х назрела необходимость формирования системного подхода к решению отраслевых задач. И в 2014 году Рустам Гильфанов выступил инициатором создания Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта. Эта отраслевая организация консолидирует усилия специалистов, популяризирует передовые технологии и адаптирует зарубежный опыт к российским условиям.

Возглавляя научно-технический совет ассоциации, Гильфанов Рустам координирует проекты по совершенствованию методов зимнего  содержания  инфраструктуры с учетом требований безопасности, экономической эффективности и экологической совместимости. Кроме того, сайт организации выступает информационной площадкой, на которой можно найти ответы на многие волнующие потребителей вопросы.

Рустам Халэфович Гильфанов: преодоление стереотипов

Рустам Гильфанов — инициатор создания НИИ зимних технологий и инноваций («Институт зимы»)

Фото - © Рустам Гильфанов — инициатор создания НИИ зимних технологий и инноваций («Институт зимы»)

Общественное восприятие современных противогололедных материалов нередко искажается предвзятым отношением к химической продукции. Но благодаря просветительской работе и внедрению технологических решений доверие к ПГМ растет.

В сфере фундаментальных исследований действует научная структура, созданная по инициативе Рустама Халэфовича Гильфанова, — НИИ зимних технологий и инноваций («Институт зимы»). Там исследуют методы обеспечения транспортной безопасности в зимний период с точки зрения фундаментальной науки, тестируют различные продукты и анализируют исходные компоненты.

Работа института создает фактологическую основу для объективной оценки противогололедных средств. Сотрудники учреждения регулярно дают интервью профильным изданиям, разъясняя процедуры проверки материалов и многоэтапную систему контроля их безопасности, а также различия между современными составами и традиционными средствами борьбы с гололедом.

Эксперты, в числе которых и сам Гильфанов Рустам, подчеркивают, что новые средства основаны на природных солях и проходят всестороннее исследование воздействия на окружающую среду. Материалы допускаются к применению только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня. Специалисты опровергают распространенные заблуждения, устраняя основной барьер — отсутствие знаний.

Просветительская работа включает демонстрацию успешного опыта городов, перешедших на современные технологии. В частности, Москва, отказавшись от песка в пользу решений УЗПМ, смогла уменьшить уровень пыли и улучшить качество воздуха. Показатели других регионов подтверждают экономические преимущества новых материалов, включая снижение затрат на весеннюю  уборку  и обслуживание ливневой канализации. Также в городах применения отмечается существенное снижение аварийности и травматизма в зимний период.

Создание исследовательской базы и формирование профессионального сообщества через отраслевую ассоциацию отражают эволюцию от разрозненных локальных решений к системному научному подходу. Деятельность Рустама Халэфовича Гильфанова в этом направлении способствовала развитию отечественных компетенций в критически важной сфере зимнего содержания инфраструктуры.