Энергоэксперт Фролов: больше всего доходов в российском ТЭК потерял нефтяной сектор

Энергоэксперт Фролов: больше всего доходов в российском ТЭК потерял нефтяной сектор
Экономика

РИАМО - 3 мая. Сокращение добычи российского газа привело к уменьшению прибыли газодобывающих предприятий, однако основное падение доходов все же пришлось на нефтяной сектор, именно он приносит больше всего денег в бюджет, отметил в беседе с РИАМО эксперт «ИнфоТЭК», замглавы Института национальной энергетики Александр Фролов.

Ранее стало известно, что добыча газа в России в первом квартале 2023 года упала на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, до 180 млрд кубометров.

«Государство понимало, что объемы добычи нефти и газа в 2023 году будут меньше, чем в 2022-м, а цены на топливо – ниже. И поэтому правительство повысило налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), чтобы компенсировать выбывающие доходы от добычи энергоресурсов. В частности, налог для «Газпрома» вырос на 50 миллиардов рублей в месяц», – объяснил Фролов.

По его словам, самый крупный НДПИ в России – налог на добычу нефти, ставка которого меняется каждый месяц – зависит от курса рубля и от рыночной цены марки Urals на мировом рынке, определяемой агентством Argus.

«Данные, которые публикует Минфин, не имеют никакого отношения к реальным ценам продажи российской нефти. Цена, публикуемая в открытых источниках, отражает то, сколько стоила бы российская нефть в текущих условиях в портах Роттердам в Нидерландах и Аугуста в Италии. Обусловлено это тем, что Россия экспортирует главным образом сорт нефти Urals, а до событий 2022 года основным покупателем его была Европа», – отмечает Фролов.

Официальную цену рассчитывает агентство Argus по согласованной с Минфином РФ методике: оно выясняет, сколько стоит транзит российской нефти по спотовым (недолгосрочным) контрактам из портов Приморск и Новороссийск в Роттердам и Аугусту, учитывая стоимость аренды судов и расходы на страхование, уточняет экономист.

Учитывая же, что маршруты поставок российских энергоресурсов за последний год сильно изменились, то подсчеты Argus никакого отношения к реальным ценам продаваемой нефти не имеют, утверждает специалист.

«А поскольку цена нашей нефти подсчитывается по несуществующему рынку приводит к тому, что бюджет недополучает доходы. И единственная возможность в рамках существующего налогового законодательства поднять объемы рублевой выручки бюджета от нефтяных доходов – это снижение курса рубля», – делает вывод Фролов.

По его словам, нынешняя разница между реальной и номинальной рублевой ценой российской нефти составляет порядка 700-800 рублей.

Он также напомнил, что с 1 апреля была введена усовершенствованная схема подсчета НДПИ с целью нивелировать эту разницу.