«Ты просто должен прийти и помочь»: как работают волонтеры в Подмосковье
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
Волонтерское движение во время пандемии стало по-настоящему масштабным – люди поняли, насколько важно в сложной эпидемиологической ситуации оказывать помощь пострадавшим и нуждающимся. Волонтеры оперативного штаба адресной помощи #Мырядом в Одинцове рассказали корреспондентам РИАМО, как они пришли в волонтерскую деятельность и ради чего готовы бесплатно трудиться и отдавать свое свободное время.
Как работает штаб
Волонтерский штаб адресной помощи #Мырядом в Одинцове был создан в октябре 2020 года.
«У нас было много волонтеров в разных организациях Подмосковья, и Главное управление социальных коммуникаций Московской области приняло решение всех объединить», – рассказывает заместитель руководителя волонтерского штаба Мария Шалыгина.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
Именно в главный штаб поступают все заявки о помощи по горячей линии, а затем распределяются по городам Подмосковья.
«В каждом городе есть маленький оперативный штаб, за ним закреплен куратор, который отслеживает заявки. У нас есть единая база, где собраны все муниципалитеты. Когда заполняется форма с указанием города, она автоматически попадает в базу того муниципалитета, куда пришла заявка. Мы видим в своей базе все, а они видят только свой город», – объясняет Мария.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
Когда на горячую линию поступает звонок, оператор обязан заполнить специальную форму согласно скрипту, который есть у всех операторов кол-центра. Оператор спрашивает ФИО, дату рождения, в чем нуждается человек. Затем заявке присваивается индивидуальный номер, она попадает в таблицу, и на ее выполнение дается два дня.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
«После обработки заявки мы посылаем на заявку нашего волонтера – они всегда есть у нас в штабе. Важно также всегда быть на связи с заявителями, чтобы они не беспокоились, ведь за каждой заявкой – человек со своей проблемой и историей», – рассказывает Мария.
В день волонтеры могут выполнять по 3-4 заявки.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
«Горячая линия очень важна для волонтерской работы – если таблица «упадет», мы не сможем оказывать помощь. На штаб трудится команда операторов: 10 человек работают дистанционно, 5 – в штабе. Бывает, что один оператор получает в будний день по 40-50 звонков. Два оператора работают ночью, так как линия помощи круглосуточная. В нашей команде даже есть мальчик-инвалид. Он не может ходить, но стремится помогать. Есть и координатор, который работает с волонтерами и занимается приемом звонков на линии», – говорит руководитель кол-центра Анна.
Как стать волонтером в Московском регионе>>
Необходимая помощь и необычные заявки
Самые распространенные заявки – адресная помощь. Например, волонтеры покупают и доставляют продукты.
«Заявители составляют список продуктов, который им нужен, все это есть в заявке. Когда ты идешь в магазин, то сразу спрашиваешь и процентную жирность молока, и какую марку заказчик любит, какие мандарины ему нужны», – рассказывает волонтер Елена.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
Также волонтеры забирают и доставляют лекарства, в том числе выписанные по рецепту.
«Волонтер приходит к врачу, называет фамилию, получает рецепт и лекарство. В больницах знают в лицо наших волонтеров и готовы их поддерживать», – говорит Мария.
Помимо доставки продуктов и лекарств, волонтеры помогают по дому – выносят мусор, гуляют с собакой, оплачивают на почте счета за ЖКХ.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
Иногда на горячую линию звонят люди, которым нужно просто поговорить.
«Был такой случай – позвонил человек, он был на грани отчаяния. Когда мы задали ему вопрос, чем мы сможем помочь, он сказал: «Мне достаточно, чтобы вы со мной просто поговорили». Он был одинок, семьи не было. Всю жизнь работал, а тут его посадили на карантин, и он остался в четырех стенах», – вспоминает Мария.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
Одной из необычных заявок стал звонок от пенсионера, который не справлялся с техникой. Он попросил о том, чтобы волонтер помог разобраться с телефоном. Волонтеры также помогают организовать транспортировку тяжелых больных. Мария вспоминает, что они однажды помогли женщине с онкологией добраться до места лечения.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
«Бывают, что звонят люди и говорят, что есть нечего, нет денег, чтобы заплатить за продукты. Их эмоции, когда они получают от нас помощь, – это нечто сокровенное», – говорит Мария.
«Есть люди, просящие «свидание» с батюшкой или юристом. Есть бабушки, которые совсем одни, и мы, волонтеры, звоним им и спрашиваем, как дела. В основном на горячую линию попадают одинокие пожилые люди или те, кого родственники бросили на произвол судьбы», – рассказывает Анна.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
Работы иногда бывает очень много, но это не пугает активистов.
«В первую волну я сама лично ходила по заявкам, но было сложно. Однажды мы разгружали с командой фуры по 16 тонн. Ребята таскали большие коробки с продуктами, затем формировали продуктовые наборы, потом их развозили. Это была помощь от Губернатора», – вспоминает Мария.
Московские волонтеры о помощи во время коронавируса>>
Мошенники и сумасшедшие
Иногда волонтерская деятельность очерняется стараниями мошенников – штаб в Одинцове сталкивался с их деятельностью. Мошенники представились организацией «#Мырядом», ходили по домам и продавали продуктовый набор якобы от губернатора за 1800 рублей. Жители, купившие набор, позвонили на номер горячей линии, и волонтеры сразу поняли, что людей обманули. Но удалось узнать, кто это, так как мошенники оставляли номер своей карты.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
Как же уберечься от мошенников? Когда заявитель звонит на горячую линию, его обращению присваивается номер, который знают только сам звонивший и волонтер. Этот номер – своеобразный пароль и код надежности.
«База важна для того, чтобы отследить все заявки и исключить случаи мошенничества, которых бывает много. Нам иногда поступают заявки в духе: «помогите разобраться, а это ваши волонтеры?» У нас нет незарегистрированных волонтеров, мы своих ребят знаем досконально. Ведется запись всех телефонных звонков и разговоров», – объясняет Мария.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
Иногда волонтерам приходится разбираться не только с нарушениями закона, но и с неадекватными людьми, которые часто звонят на горячую линию. По словам Анны, самое сложное в работе – негатив от таких людей.
«Летят оскорбления, грубые и суровые. В обычной жизни их нельзя проглотить, но ты берешь и через силу проглатываешь. Это слышать больно, но мы должны молчать и сохранять спокойствие», – говорит руководитель кол-центра Анна.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
Как становятся волонтерами
Пути в волонтерство – разные. У людей разные запросы: кто-то хочет понять смысл жизни, кто-то хочет помогать, а кто-то – разнообразить свои будни. Есть и те, кто целенаправленно приходит за выгодой, например, за дополнительными баллами к ЕГЭ. Но обычно такие люди, по словам Марии, быстро уходят из волонтерской работы. Технически попасть в волонтеры просто – можно написать на сайт, в инстаграм-аккаунт организации, в телеграм-канал.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
«Я работала волонтером с 14 лет. Сначала была событийным волонтером в Домодедово. Мы проводили массовые игры, мероприятия, работали с детьми. К 16 годам я поняла, что это не та помощь, которую я хочу оказывать. Хотелось работать с экстренными ситуациями – оказывать медицинскую помощь, помогать малоимущим семьям. Для меня именно волонтерская деятельность – это безвозмездное оказание помощи людям, которые нуждаются в этом. Ты просто должен прийти и помочь», – рассказывает свою историю Мария.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
«Занимаюсь волонтерской деятельностью уже 17 лет – с 14-летнего возраста. Начал задумываться о смысле жизни, для чего я здесь. График «университет-работа-дом» казался мне скучным – просто день сурка. Я организовал свой проект – работали с полицией в качестве народной дружины. Делали контрольные закупки наркотиков, бывало, что участвовали в задержаниях, выходили на рейды по выходным по «пьяным лавочкам города» – вещи не самые приятные, но нужные нашему обществу. Конечно, мне говорили: «Тебе что – больше всех надо?» Я отвечал – да, это моя страна и это моя гражданская позиция», – делится Владислав. Он организовывает бесплатные тренировки на свежем воздухе и соревнования, пропагандирует ЗОЖ и трезвый образ жизни.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
«Я стала волонтером в первую волну пандемии. Тогда нас всех отправили в отпуск и на каникулы. Посидев дома несколько дней, я поняла: либо сойду с ума, либо съем своих родных – мне нужно было что-то делать. Я стала искать телефон, где можно было бы выполнять волонтерские заявки. Телефон нашелся, и я начала свою деятельность. Так я познакомилась с большим количеством пожилых людей, так как с ними, в силу моего возраста, общаюсь лучше всего», – вспоминает волонтер Елена.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
Самый молодой волонтер штаба – 14-летний школьник Ренад.
«Мне было грустно и скучно в школе, это увидела подруга и предложила: «Не хочешь быть волонтером?» Это было год назад, и я не знал ничего про волонтерство. Я решил почитать статьи, понять, кто это такие. Я вдохновился добротой этих людей», – говорит юноша.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
Москвичи о волонтерстве в Европе>>
Работа для души
Волонтеры готовы дарить свое время и трудиться бесплатно ради того, чтобы помочь людям. Все они отмечают, что после вступления в волонтерский штаб их жизнь поменялась к лучшему, а это – дороже денег.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
«Моя семья долго сопротивлялась моей волонтерской деятельности, особенно мама, но со временем все смирились. Я стала более общительным человеком, смогла развить важные качества, могу реализовывать себя как личность, которая хочет помогать людям», – рассказывает Анна.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
«Я думаю, что поменялось мое качество жизни целиком. У меня нет времени на пагубные привычки, я веду здоровый образ жизни, начал помогать людям и уже без этого жить не могу. Тут появляются настоящие друзья, ведь эта деятельность здорово объединяет», – говорит Владислав.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
«В семье сказали, что за время этой деятельности я расцвела. Я получала море удовольствия, общалась с людьми, мне говорили «спасибо». Это как наркотик. Семья меня поддерживала: дети и муж помогали в моей деятельности – развозили куличи к Пасхе, покупали пачки с сахаром, носили тяжелые вещи», – вспоминает Елена.
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
«Некоторые учителя меня поддерживают, потому что я – первопроходец в нашей школе и хочу построить внутришкольное волонтерство. Я вник в это, и мне понравилось. Сейчас среди волонтеров скучно не бывает. Я получил много опыта и знаний, познакомился с новыми людьми, начал заниматься любимым делом», – делится Ренад.