Семейное производство пряжи – как в Подмосковье возрождают старинное ремесло

Семейное производство пряжи – как в Подмосковье возрождают старинное ремесло
Истории

Павел и Лидия Россихины из Подмосковных Химок возрождают редкое в наше время ремесло – производство домашней пряжи. В их семейной мастерской «Лунное дерево» создаются уникальные этноматериалы, полюбившиеся поклонникам исторических фестивалей и рукодельницам. Для последних они проводят мастер-классы, где делятся секретами изготовления натуральных красителей и вязания костяной иглой. Корреспонденты РИАМО поучаствовали в плетении пояса по старинной технологии и узнали, как покрасить шерсть гранатовыми корочками и спрясть нитку своими руками.

«Лунатики», очарованные Средневековьем

Заниматься домашней пряжей Павел и Лидия начали четыре года назад, когда всерьез увлеклись исторической реконструкцией. Их совершенно очаровала атмосфера раннего Средневековья, а вот изготовить достоверные костюмы в духе эпохи было практически не из чего.

«Для участия в любом фестивале необходим антуражный костюм, при этом никакой халтуры быть не должно! Если в Средневековье дамы носили льняные платья, то наряд придется сшить из такого же материала, с использованием натуральных ниток», - рассказывает Лидия.

Пара решила наладить небольшое домашнее производство пряжи для себя и друзей, которые столкнулись с такой же проблемой. Дело сразу пошло в гору, и к их небольшому шатру на ярмарках и фестивалях выстраивались целые очереди.

Помочь в необычной мастерской вызвались близкие и члены семьи, так и возникло название-талисман «Лунное дерево», отражающее увлечение фолком и крепкие семейные корни.

«Наша сила в любви и сплоченности. Мы очень ценим друг друга, а в шутку частенько называем себя «лунатиками», - делится девушка.

Подмосковная Дейенерис и ее собакодраконы, которых полюбили невесты и китайцы>>

Магия алхимии

В мастерской производят нитки из овечьей шерсти и козьего пуха, а качественное волокно для них специально везут с Кавказа. Сроки производства зависят от толщины выбранных ниток и инструмента. Так, на пасму - моток тонких или средних ниток, что прядутся на подвесных и опорных веретенах, может уходить до трех недель, в то время как на старой доброй бабушкиной прялке мастерицы умудряются управиться с работой всего за четыре дня.

«Прясть не так сложно, как кажется. Сначала из волокна нужно сформировать ленту, а потом вытянуть, постепенно скручивая, и намотать на паковку - нитеноситель веретена. Главное, набить руку», - уверена Лидия.

По словам мастерицы, не менее захватывающий процесс - покраска готового материала. За четыре года она успела стать настоящим химиком и изучить, как взаимодействуют вещества, а больше всего ее занимают эксперименты с натуральными красителями, полученными из природных компонентов. Например, ягод, трав, лесных грибов и гранатовых корочек.

«Иногда приходится прибегать к фабричной минеральной краске, ведь с ней меньше возни. Но каким бы ни был компонент, все зависит от условий и состава воды. Наши мастерицы промышляют этим нехитрым делом даже на дачах и из одной банки краски в разных регионах получают то розовый, то апельсиновый, то алый цвет. Такая вот дачная алхимия», - рассказывает она.

Перед покраской пряжу разматывают и замачивают в воде, а затем опускают в кипяток с красящим концентратом. При этом в один раствор погружают разные по составу нитки, чтобы каждый материал приобрел свой уникальный оттенок. Лучше всего краску впитывает шерсть, а хуже всего лен. В конце пряжу прополаскивают в воде с добавлением уксуса и отправляют на сушку.

Оружейник Коломенского кремля: «Световые мечи из «Звездных воин» не будут работать»>>

Ремесло в стиле woodfolk

Помимо готовых ниток мастерская «Лунное дерево» производит красивые пояса и узорчатую тесьму для отделки костюмов. Деревянные дощечки и бердо, а также вилочки для плетения шнурков своими руками мастерит муж Лидии, Павел. Ему же принадлежит идея обустроить мастерскую станками по производству штампиков, которые позволяют нанести рисунок на ткань по старинной технологии.

«Эта часть работы самая увлекательная, потому что с годами техника резьбы штампов была утеряна. Приходится учиться самому, собирая знания наших предков по крупицам. Меня очень вдохновляет то, что я возрождаю историю», - объясняет мастер.

Чаще всего дизайн узора Павел придумывает сам, ориентируясь на ту или иную эпоху, а после технической резьбы дорабатывает украшение с помощью стамески. Свои работы мастер советует использовать с толком, чтобы дольше прослужили: краску на печати наносить стоит тонким слоем при помощи губки - так не забьются выемки, а использовать лучше всего акрил, который в случае аляповатостей легко смывается.

Дизайнер из Лобни: как создать чайный квартал и цветы из «Алисы в стране чудес» >>

Курс - на северную Европу

Ребят и их товары рады видеть на самых крупных исторических фестивалях, в числе которых московские «Времена и эпохи», а также «Былинный берег» в Кимрах. Домашнюю пряжу там охотно покупают даже иностранные туристы.

«Такой успех был ожидаем, поэтому со следующего года мы планируем продвигаться в Европу и постепенно брать курс на Норвегию. В этой стране очень ценят историю, а реконструкцию считают чуть ли не отдельной профессией», - рассказывают мастера.

«Лунная мастерская» полюбилась не только реконструкторам, но и обычным рукодельницам, которые хотят порадовать семью вязаными носочками. Дело расширяется, поэтому скоро Лидия и Павел планируют открыть для всех желающих небольшой магазинчик в Москве.

«Нам нравится помогать людям воплощать в жизнь творческие задумки, раскрывать их индивидуальность», - говорят ребята.

Поэтому сейчас они дают мастер-классы по ткачеству, на которых обучают, как с помощью разных техник создавать тканые украшения, прясть нитки и вязать костяной иглой.

Овечкины из Ивантеевки: как живет кукольная семья и их автор >>