Потерять работу и не увидеть Париж: чем жертвуют аэрофобы, чтобы не летать

Потерять работу и не увидеть Париж: чем жертвуют аэрофобы, чтобы не летать
Истории

Катастрофа Sukhoi Superjet 100 в московском аэропорту Шереметьево 5 мая вызвала волну аэрофобии. Люди, испытывающие неконтролируемый страх перед полетами, получили новую пищу для тревоги, а те, кто раньше не боялся летать, стали с опаской садиться в самолет. На что идут жители Московского региона, чтобы не летать, и как страх перед полетом меняет их жизнь, узнала корреспондент РИАМО.

Михаил, инженер, 39 лет:

«До 30 лет я не летал. Не потому, что боялся, просто не было необходимости. На море мы с друзьями ездили на автомобиле, в Питер – на поезде.

Моим первым и последним полетом стало свадебное путешествие в Турцию.

Оторвавшись от земли в самолете «Турецких авиалиний», я сразу понял, что будет большой удачей, если мы долетим.

Пока жена любовалась облаками в иллюминатор, я слушал, как скрипит обшивка, пытался вычислить возраст самолета, его износ. Но больше всего напрягала работа двигателей: один из них явно собирался заглохнуть. При посадке я представил, что будет, если двигатель даст ошибку – стало по-настоящему страшно.

На обратном пути у нас был более новый самолет, но мой градус напряжения только рос. Садясь в самолет, я не могу ничего контролировать и отдаю свою жизнь в руки механиков, которые осматривают борт перед полетом. А если они с похмелья или некомпетентны?

Мой авиа-бойкот длится уже 9 лет. После свадьбы мы больше никуда не летали.

Раньше отговоркой было то, что дети маленькие, но они уже подросли. И недавно жена заявила, что в Крыму и Сочи ей надоело, и она больше не хочет ехать двое суток в машине. Конечно, за те деньги, которые уходят на бензин, жилье и питание в дороге, можно позволить себе «все включено». Зимой жена хочет забронировать отдых за границу, а я думаю, как бы это саботировать. Доверять жизнь всей семьи пилоту и техникам для меня – безумие».

Ольга, 33 года, дизайнер компьютерной графики:

«Мои коллеги и знакомые думают, что я фанатичный автолюбитель. Я объездила на машине всю Россию и Европу, ездила в Турцию через Грузию, а в этом году планирую поехать в Китай.

На самом деле, я до дрожи боюсь летать. В 20 лет я летала трижды за год, и все время что-то происходило. Сначала самолет долго не мог выпустить шасси, два раза пытался сесть и заходил на второй круг. В другой раз мы попали в зону турбулентности, а мой сосед оказался аэрофобом.

Когда началась тряска, седой мужчина начал плакать, что все пропало, мы упадем, спасите.

Мне кажется, я заразилась аэрофобией от него. Первое чувство надвигающейся жути я ощутила именно тогда. Меня добил случай, когда одной бабушке стало плохо с сердцем, и ее откачивали прямо в самолете.

Потом я пару лет не летала. А когда пришлось лететь по работе, начала рыдать и успокоилась только тогда, когда мы приземлились. Я опозорилась перед начальником, который летел со мной, приехала на встречу с опухшим лицом и испорченным маникюром, так яростно я вцепилась в кресло.

Моя фобия стоила мне карьеры и приятных бонусов на новой работе.

Наша компания сотрудничает с крупным авиаперевозчиком, и нам дают скидки на перелеты и туры. Но я всегда отдаю бонусы коллегам, а сама путешествую на поезде или авто. Это долго и дорого, но я готова платить».

Как правильно эвакуироваться из самолета при пожаре>>

Игорь, 43 года, пресс-секретарь:

«В связи с работой я летал по нескольку раз в месяц, и так почти 10 лет. Интенсивно, по стране и за рубеж, с пересадками. Мне это даже нравилось, испытывал какой-то кайф.

Переломным моментом стала посадка во Внукове, когда у самолета не открывались шасси. Целый час пилот кружил, сбрасывал топливо, пытался выдавить весом самолета шасси, имитируя воздушные ямы. Стресс испытали и пассажиры, и экипаж.

Еще два года после этого я был вынужден летать по работе, от некоторых полетов отказывался, а если перелет был неизбежен – спасался спиртным.

Был еще случай – перед международным перелетом из того же Внукова наш борт с пассажирами перевезли на стоянку, где механики два часа что-то делали с двигателем. Мы в ожидании курили на трапе. Полетели на том же самолете, успешно сели, но дискомфорта это прибавило.

Когда сменил работу, понял – летать точно не хочу и не летаю уже 13 лет. Хотя по статистике это самый безопасный транспорт, но ожидание рейса все равно вызывает неприятные ощущения «болтания в коконе». На отдых теперь – на поезде или автомобиле, преимущественно в Европу.

Супруга и дочь ездят со мной, но я их не ограничиваю: если захотят – могут полететь, но без меня.

Поезда я люблю с детства. Запах уголька, дорога – романтика! Самой длинной поездкой стали два дня пути в Ниццу – потрясающее путешествие через Альпы. Также запомнились высокогорные железные дороги в Норвегии и Швейцарии. Публика в таких поездах интеллигентная, а цены на поезд и самолет примерно сопоставимы. Покупаю билеты в день открытия продаж – в первые часы можно не только выбрать места, но и купить их со скидкой.

Можно ли назвать время в пути минусом? Возможно, но бокал вина и вид на Альпы из вагона-ресторана это определенно смягчает».

Наталья, 42 года, финансовый аналитик:

«Я непробиваемый аэрофоб. Мне не помог ни психолог, ни самовнушение. Раз в год мне все-таки приходится летать, чтобы навестить родных в Южно-Сахалинске, там живет вся моя семья. Добраться на остров можно и без самолета. Но путь на поезде и пароме займет почти неделю в одну сторону, никакого отпуска не хватит.

Авиабилеты из Москвы в Южно-Сахалинск дорогие. Их выгодно брать заранее. Я так и делаю. Покупаю за несколько месяцев до поездки с лучшей ценой. Но когда приближается дата перелета, начинается паника. Я изучаю тип самолета, отслеживаю аварии и происшествия с ним. А ближе к дате поездки сдаю билеты и покупаю новые. Теряю в деньгах, сдвигаю отпуск. Но это не помогает. Паника не отступает.

Однажды я сдавала и заново покупала билеты пять раз. А в день отлета попала в пробку и решила, что это за знак свыше.

Добравшись до аэропорта, сдала билеты, а родителям наврала, что заболела».

Что делать, если боишься летать на самолете>>

Алена, 25 лет, менеджер:

«Аэрофобия разрушила мою личную жизнь. Я боюсь перелетов с юности. Помню, мы летели к родным в Якутию и попали в грозу, а потом в зону сильной турбулентности. Я чуть с ума не сошла от страха и зареклась летать.

Два года назад у меня были серьезные отношения с молодым человеком. Он сделал мне предложение и вместе с кольцом подарил билеты в Париж.

Я предложение приняла, но от билетов отказалась, хотя Париж был моей мечтой.

Я предложила ему поехать на автобусе. Но парень не понял, мы поссорились, а потом отношения как-то разладились. Наверное, не судьба. Теперь, знакомясь с мужчинами, я сразу говорю о своем страхе».

Наталья, 54 года, бухгалтер:

«После 15 лет ежегодных полетов Советская Гавань – Хабаровск – Москва – Симферополь (были и другие пункты пересадок), я вдруг перестала летать. Я просто стала бояться летать и этого не скрываю. Считаю, что неадекватные действия пассажиров на борту – от страха, а не от того, что они перебрали алкоголя, это уже следствие.

Кроме того, я переехала в Подмосковье, и теперь у меня нет необходимости в многочасовых перелетах по 9 – 12 часов. А полет в Крым можно заменить на комфортное путешествие на поезде, заодно и сэкономить – одна поездка в год туда-обратно получается бесплатной по баллам РЖД, да и виды за окном поезда улучшают мне настроение!

Единственное, что меня волнует – то, что моя фобия доставляет трудности мужу, который ездит со мной в поездах, и друзьям, которые зовут меня в гости.

Мне хотелось бы побывать у друзей на вилле в Турции, поехать в Австрию на летний ночной концерт симфонической музыки в Вене, побывать на какой-нибудь выставке цветов в Королевских садах Великобритании! Туда можно добраться и поездом, но к сожалению, пока у меня нет попутчика.

Кстати, моя знакомая психолог предложила со мной поработать, но я отказалась сразу, потому что поняла, что мне это не надо».

Как выбрать чемодан для путешествий>>