«Отопление, а что это?» — переехавшие и иностранцы о холодных батареях
Одно из самых ожидаемых событий осени в Москве – запуск отопления в домах и офисах. Ему посвящают флешмобы в соцсетях, из-за его отсутствия отпрашиваются с работы и не ходят в спортзал. И несмотря на то, что власти Москвы пообещали включить отопление к 25 сентября, москвичи продолжают жаловаться на холодные батареи. Обозреватель РИАМО опросила иностранцев и тех, кто переехал в Европу и Азию, о том, как они согреваются в межсезонье.
Инга, 28 лет, юрист, Валенсия:
«Отопление, а что это? В Валенсии его просто нет. Каждый обогревается сам как может, поэтому в доме холодно. Спим в носках и трех кофтах с декабря по апрель. Электричество очень дорогое, чтобы постоянно обогреватель держать включенным, а окна с дырами, поэтому все тепло быстро уходит.
Все русские, которые переезжают, рано или поздно проводят газовое отопление, но не во всех домах это возможно.
В сезон дождей - февраль и март к холоду добавляется еще и плесень… На севере Испании и в Гранаде отопление есть, но там и снег выпадает. В Мадриде все зависит от дома».
Из Москвы в Мадрид: жить без стресса и банковской карты>>
Егор, 24 года, инженер, Милан:
«В Италии нет централизованного отопления от ТЭЦ на целый район или котельных на поселок. В квартиры проведены только холодная вода и газ. У каждого стоят газовые или электрические бойлеры, так что горячая вода и отопление индивидуальны. Казалось бы, это гарантирует комфорт в доме, но на практике получается много мороки с установкой, регулировкой и даже чисткой такого оборудования.
По российским меркам, в итальянских квартирах холодно зимой и жарко летом.
Кроме очевидной причины – экономии - такие страдания обеспечены итальянцам благодаря декрету №74 от 2013 года, законодательно регулирующему необходимый уровень температуры в помещениях: зимой - не выше 20, летом - не ниже 26 градусов. Этот закон направлен на ограничение энергозатрат (и на увеличение продаж шерстяных свитеров для подмороженных жильцов). В больших городах часто встречаются здания, в которых отопление централизовано, но это означает наличие котельной только в этом здании. На мой взгляд, это менее удобно, чем автономное отопление квартиры, потому что котельная работает обычно с 9 утра до 6 вечера. Кочегар приходит утром на работу и целый день следит за системой отопления, но вот жильцы получают горячие батареи в те часы, когда они сами на работе. Получается, что вечером они приходят в теплую квартиру, но ложатся спать в толстых пижамах и даже с колпаками на головах, ведь до 9 утра котельная не работает».
Из Москвы в Израиль: москвичка Маня о том, как сменить имя и обрести свободу в Тель‑Авиве>>
Марсио, 36 лет, художник, Лиссабон:
«Есть миф, что в Португалии 322 солнечных дня спасут от зимы и холода. Возможно, на улице, под солнцем, согреться можно, но дома – нет. На самом деле в Лиссабоне люди мерзнут в домах, где с наступлением зимы становится холодно и влажно.
И если немцы зимой выставляют пиво на балкон, чтобы его охладить, то португальцам достаточно просто сидеть дома на диване и держать его в руках.
У нас дома так холодно, что приходится ходить в пижаме, надевать две пары носков, шерстяную шапку и обувь, иногда даже уличную. Согреться можно, используя электрические системы отопления, но счета не обрадуют. Спасает, что согреться можно на улице. Зимой в Португалии чаще всего на улице теплее, чем дома».
Из Москвы на Панган: влюбиться в дауншифтера и жить в «лагере для взрослых»>>
Анастасия, 32 года, журналист, Рейкьявик:
«В исландских домах никогда не бывает холодно. Ведь в этой стране используются только 100% возобновляемые источники энергии, а потому электричество, вода и отопление здесь значительно дешевле, чем в остальной Европе и даже в России. Для отопления здесь используется геотермальная энергия.
Батарею можно включить в любое время года и на любую мощность простым поворотом вентиля.
Исландцы настолько не волнуются из-за расхода энергоресурсов, что в многоквартирном доме обычно стоит по одному водо- и электросчетчику на всех, а размер платы за коммунальные услуги определяется простым делением общедомового расхода на количество жильцов».
Из Москвы в Нью‑Йорк: бывшая стюардесса «Трансаэро» о том, чем американцы лучше русских>>
Ирина, 36 лет, инженер, Траунройт:
«Я переехала в Германию около 12 лет назад, за это время я успела пожить в разных домах и могу сказать, что по российским меркам большинство немцев живут зимой в холоде. У моих родственников большой старый дом, чтобы его прогреть никаких денег не хватит, с учетом цен на электроэнергию и газ. В их доме я всегда мерзну.
Температура в доме зимой не поднимается выше 18-20 градусов, принять горячую ванну - непозволительная роскошь, а домашняя одежда - это теплый свитер, штаны и шерстяные носки.
Когда я переехала в собственную квартиру, ситуация не сильно изменилась: на каждой батарее стоит счетчик, и позволить себе включить их на полную могут единицы. Сейчас я сдаю свою квартиру, и моим арендаторам приходится доплачивать к немаленькой квартплате, в которую уже входят коммунальные платежи, около 1200 евро в год за перерасход энергии по счетчикам. Сама я переехала к мужу и наконец смогла согреться. Сейчас у нас современный дом с хорошей теплоизоляцией, оборудованный солнечными батареями, благодаря чему мы смогли сделать теплый пол. Но далеко не всем это по карману. Только солнечные батареи обошлись нам около 10 000 евро».
Из Москвы в Айову: выйти замуж через «Тиндер» и разочароваться в свободе>>
Катя, 32 года, программист, Токио:
«В Японии нет понятия «отопление» в принципе и никакой централизованной системы не существует. Большинство японцев греются при помощи систем кондиционирования.
Однако эксплуатировать с утра до ночи даже самый энергоэффективный японский кондиционер никто не будет.
Зимой в домах здесь очень холодно. С непривычки первое время мне было очень сложно. Недавно у меня появился ребенок, и желание согреть его меня не покидает: в холодные ночи он спит в утепленных комбинезонах, какие носят в России на улице в межсезонье».
Из Москвы в Таллин: как влюбиться в Прибалтику и вернуться обратно>>