Треш‑стримы: в чем причина их популярности и как уберечь детей от жестокого контента

Треш‑стримы: в чем причина их популярности и как уберечь детей от жестокого контента
Акценты

В последнее время так называемый треш-стриминг приобрел вызывающие опасения масштабы. О том, что это за явление, можно ли с ним бороться и как на него реагировать, корреспонденту РИАМО рассказали эксперты.

Почему треш-стримы так популярны

Такое понятие, как треш-стриминг (англ. trash stream, мусорная или помойная трансляция, ред.), существует уже более десяти лет. Как говорит председатель комитета по безопасности партии «Новые люди» Максим Жарков, в таком видео-контенте демонстрируются издевательства, унижение, насилие, агрессия.

«В прямом интернет-эфире автор может причинять жертве физическую боль, вплоть до тяжелейшего вреда здоровью и даже смерти. При этом автор стрима собирает так называемые «донаты» (денежные пожертвования, ред.) от зрителей трансляции. Зрители же не просто жертвуют суммы, они являются активными участниками грязного шоу, имея возможность своими комментариями влиять на действия автора», – поясняет Максим.

Он обращает внимание на то, что большую часть аудитории треш-стримов составляет молодежь и подростки. И считает, что в распространении этого явления отчасти виновато само общество. По его мнению, в какой-то момент наше общество стало копировать западные образцы и раздвинуло границы дозволенного.

«В угоду рейтингам телевидение начало демонстрировать скандалы, склоки, публичное выливание грязи друг на друга, драки в прямом эфире. И появление стримов с насилием – своего рода продолжение этого «раскультуривания», – добавляет эксперт.

Психолог Айгуль Гранд полагает, что появление треш-стриминга в некотором роде спровоцировано самой природой человека, ведь агрессия изначально есть в каждом из нас.

«Благодаря ей мы смогли сохраниться как биологический вид – нападать на охоте, отбиваться от врагов, бесстрашно исследовать окружающий мир. При просмотре сцен жестокости мозг реагирует выбросом адреналина, как если бы происходящее на экране случилось бы с нами в реальной жизни. В то же время мы понимаем, что находимся в безопасности, и испытываем облегчение – ничто не может принести нам страдание», – поясняет психолог.

Именно такой «безопасный» выброс адреналина заставляет зрителей снова и снова смотреть жестокие стримы.

Клинический и кризисный психолог Хельга Эдельштейн говорит, что треш-стрим можно отнести к виртуальному садизму, где объектом жестокого обращения является живой человек, а аудиторию такого контента называет нездоровой с признаками латентной агрессии и жестокости.

Психолог Онлайн-школы №1Кира Гольдштейн, полагает, что дети уходят в треш-стримы из-за того, что там видят для себя что-то новое.

«Более того, если в реальной жизни подростку чего-то не хватает (одобрения или поддержки, родители не воспринимают взрослость подростка), то такая “виртуальная” реальность может затягивать. Ведь здесь есть вседозволенность и ощущение причастности к происходящему», – считает Кира.

Как подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ без стресса и с интересом>>

Ребенок смотрит треш-стримеров: запрещать или объяснять

«Когда подросток смотрит подобные шоу, важно, чтобы позиция родителей не была осуждающей или запрещающей. Любой запрет на программу (как на запретный плод) делает ее более привлекательной», – считает Айгуль Гранд.

При этом она напоминает, что вред таких стримов бесспорен и напоминает, что у их поклонников постепенно атрофируются любовь, жалость и сочувствие, но стимулируются агрессивность и жестокость.

«Избежать подобных увлечений подростка можно, только с детства разъясняя, что такое добро и зло, почему жестокое отношение к окружающим людям, животным – разрушающая практика», – напоминает психолог.

Психолог онлайн-платформы Грань.рф Юлия Кузнецова, считает, что даже у самых лучших родителей вряд ли получится уберечь ребенка от нежелательной информации.

«Это не делает вас плохим родителем, не означает, что вы не справляетесь со своими задачами. Пытаться насильно защитить ребенка, например, ограничив ему доступ в интернет, также не является эффективной стратегией, поскольку это может привести к конфликту и активировать протестное поведение – естественную реакцию взрослеющего человека, проходящего через возрастной кризис», – объясняет Юлия.

А вот психотерапевт Александра Горюнова полагает, что ограничение доступа к интернету может стать успешным выходом из ситуации. Она предлагает установить программное обеспечение «родительского контроля», которое блокирует доступ к нежелательному контенту и предотвращает посещение определенных веб-сайтов.

«Если ребенок смотрит такой контент, возникает вопрос: откуда стремление разделять идею подавления, контроля, истязаний? Это месть обществу или конкретному человеку, или это просто наслаждение и удовольствие от чужих страданий? В любом случае, подобный контент в компьютере или телефоне – это красный флаг и необходимость проведения психодиагностики. Я советую подобрать коррекционного психолога, который имеет опыт работы с детскими и подростковыми девиациями», – предлагает Хельга Эдельштейн.

При этом все психологи рекомендуют серьезно и подробно обсуждать с ребенком то, что он смотрит в интернете. Задавать ему вопросы: что тебе нравится, почему именно это привлекает, что ты чувствуешь во время просмотра? Что за человек способен делать подобные вещи на камеру?

Максим Жарков советует отслеживать интернет-платежи детей и обращать внимание, на что потрачены в сети даже незначительные суммы. Это поможет вовремя узнать о том, что ребенок смотрит треш-стримы и принять меры. А Юлия Кузнецова рекомендует интересоваться увлечениями ребенка, поощрять другие его интересы, не связанные с просмотром стримов, предлагать альтернативные варианты развлекательного контента.

Зависимость от гаджетов: болезнь или способ формирования адаптивного интеллекта>>

Как уберечь ребенка от участия в треш-стримах

Клинический психолог Дарья Яушева поясняет, что стримеры обычно начинают тренироваться на знакомых, потом переходят на людей, которые мало знакомы. Они могут предлагать деньги за съемку. Ребенку нужно объяснять, что зарабатывать деньги — хорошее желание, но не каждый способ хорош.

«И даже если ведущий убеждает в том, что это просто игра, пытается взять «на слабо», стоит сберечь свою психику и не идти на риск. Здоровое отношение к себе и отсутствие страха показать слабость помогает ребенку отказаться от участия в подобных провокациях. Мужчина может сказать «да, мне слабо» и это не делает его менее мужественным», – комментирует Дарья.

Она уверена, что дети, во взаимодействии с которыми дома используют язык ненасильственного общения, менее подвержены такому риску. Они знают свои границы и более чутки к провокационному поведению, могут отличить людей, с которыми стоит общаться, от тех, кто токсичен.

Александра Горюнова советует обучить ребенка базовым навыкам безопасности в интернете и рассказать о том, какие информацию и данные нужно скрывать от посторонних, как сообщать о нарушениях и как не попадаться на уловки мошенников и злоумышленников.

«Однако важно понимать, что никакая защита не может быть на 100% эффективной. Поэтому необходимо обучать ребенка критическому мышлению и развивать его навыки оценки рисков», – рекомендует эксперт.

Девиантное поведение детей и детская агрессия: причины и как избежать>>

Можно ли бороться с треш-стримами

Эксперты отмечают, что борьба с треш-стримингом возможна. Максим Жарков говорит, что вполне реально перекрыть каналы финансирования стримерам, так как в абсолютном большинстве случаев авторы собирают пожертвования на личные карты. Но в целом проблема с таким контентом пока остается решенной лишь частично, и число треш-каналов не уменьшается.

Адвокат коллегии адвокатов Pen & Paper Алена Гришкова говорит, что в настоящее время законодательство для привлечения к ответственности треш-стримеров находится в стадии разработки и обсуждения. Еще в 2021 году, после ряда инцидентов со смертельным исходом в ходе таких стримов, в Совете Федерации поднимался вопрос об уголовной ответственности, однако до настоящего времени каких-либо мер ответственности за проведение треш-стримов в законодательство внесено не было.

При этом часть совершаемых в процессе треш-стрима деяний уже имеют уголовно-правовую оценку либо являются административными правонарушениями. Это касается, например, причинения вреда здоровью различной степени тяжести (ст.ст. 111-118 УК РФ), лишения жизни (ст.ст. 105, 109 УК РФ), нанесения побоев (ст. 6.1.1 КоАП РФ), оскорбления (ст. 5.61 КоАП РФ) и др.

«Однако в большинстве случаев, для инициации процедуры привлечения таких стримеров к ответственности необходимо заявление от лиц, в отношении которых совершаются аморальные действия. Но, как правило, такие «жертвы» в доле с самим стримером», – комментирует Алена Гришкова.

К тому же 1 февраля 2021 вступил в силу закон о самоконтроле социальных сетей, в соответствии с которым интернет-площадки сами обязаны выявлять и блокировать запрещенную информацию. Закон должен способствовать оперативному удалению социально опасной информации, требующей немедленного реагирования, например, треш-стримов и другого социально опасного контента. В ситуациях, когда скорость реагирования имеет ключевое значение для безопасности граждан, соцсети будут руководствоваться требованиями закона о самоконтроле. Кроме того, закон обязывает интернет-ресурсы размещать электронную форму для обращений пользователей о выявлении противоправной информации.

А вот мер воздействия на «донатеров», которые финансируют издевательства и насилие в треш-каналах, к сожалению, пока нет.

«Большинство стриминговых площадок не обязывают зрителей к регистрации и тем более не требуют от них какой-либо идентификации личности, поэтому невозможно идентифицировать такого донатера, а соответственно и привлечь к ответственности. Анонимность зрителей и ведущих стримов, в том числе, способствует их девиантному поведению», – заключает Алена Гришкова.