Девиантное поведение детей и детская агрессия: причины и как избежать

Девиантное поведение детей и детская агрессия: причины и как избежать
Акценты
Рамиль Ситдиков

Фото - © Рамиль Ситдиков/РИА Новости

За последние несколько месяцев ленты новостей не раз пополнялись сообщениями о поножовщине и стрельбе в школах. При этом за оружие хватались не только «отпетые хулиганы», но и вполне благополучные дети. О возможных причинах всплеска школьного насилия и способах предотвращения агрессии РИАМО рассказали психологи.

Что провоцирует детскую агрессию

master1305

Фото - © master1305/Freepik

Клинический и кризисный психолог Хельга Эдельштейн, отмечает, что в России за последние 5 лет зафиксировано рекордное количество случаев школьного насилия. Это и шутинг (стрельбы с намерением травмировать как можно больше случайных людей, ред.), и жестокости с применением оружия среди учеников.

«Реальность неутешительна – на сегодняшний день в школах не существует эффективных скрининговых методик выявления учеников с патологической жестокостью», – констатирует Хельга.

Психолог Александр Коридзе предлагает учитывать тот факт, что детям, особенно мальчикам, свойственно проявление агрессии для установления иерархии. Это заложено эволюционно и происходит на уровне подсознания. Но становится серьезной проблемой, когда дети проявляют реальную жестокость и тем более применяют различное оружие.

Такое поведение уже может быть результатом воздействия внешней среды. Факторов, которые провоцируют подобное поведение, может быть несколько. Например, поясняет Александр, детская агрессия нередко связана с неблагополучной обстановкой в семье. Возможно, ребенок видит, как кто-то из членов семьи применяет оружие для решения конфликтов. Или в семье распространено рукоприкладство, или же ребенок просто слышит разговоры родителей о том, что применять оружие и решать проблемы силой – это нормально.

«Также провоцирующим фактором могут выступать некие интернет-сообщества, которые поощряют детей к применению оружия. То есть в их категории ценностей применение оружия делает подростка крутым», – поясняет Александр.

Многие психологи отмечают, что большое влияние на детей сейчас оказывают смартфоны, а точнее возможность снять свои «подвиги» на видео. Зачастую лишь это становится поводом для применения оружия. Возможность «показать себя» для ребенка становится самоцелью, а для завоевания популярности самый простой способ – снять шок-контент.

Третий фактор, который может привести к росту числа жестоких нападений – напряженная обстановка в стране, полагает Александр.

«Сейчас заметно насыщение информационного поля информацией о жертвах СВО, о насилии. У людей повышается уровень стресса и тревожности, и все это также провоцирует детей на жестокость и агрессию», – подчеркивает эксперт.

Хельга Эдельштейн советует не искать причин только в увлечении играми или анимэ.

«Во времена СССР девиации тоже были: вандализм на кладбищах, пытки животных и многие другие страшные вещи. Просто жестокость имела иные формы. Бьет не нож, а человек. Нам еще только предстоит выяснить достоверно, что именно приводит к таким трагедиям», – констатирует эксперт.

Украинец вербовал школьников и грозил устроить теракт в Казани>>

Как определить склонность подростка к насилию

Фото - © Adobe Stock

Клинический психолог считает, что выявить подростка с девиантным, опасным для окружающих поведением практически невозможно.

«Причина этого – поверхностно проводимые медосмотры и недостаточное внимание школьных психологов. Девиантное поведение подростков, которое принимает криминальные, практически террористические масштабы, имеет очень сложный патогенез. Проще говоря, выявить такого подростка в толпе практически невозможно. Это требует специальной подготовки и условий на уровне судебно-психиатрической экспертизы. Проводить такие тестирования индивидуально для каждого учащегося слишком долго, дорого и почти нереализуемо», – констатирует психолог.

Она отмечает, что даже если подросток с жестокими наклонностями будет выявлен в ходе проверки, его дальнейшая судьба и поведение зависит от позиции семьи.

«Работа коррекционного психолога чрезвычайно тонкая, сложная и требует командного участия родителей», – поясняет психолог.

Конечно, в идеальном мире проблемы с психикой у подростка были бы очевидны всем с первых, самых малозаметных признаков. Однако в реальности родители, школьные психологи и педагоги должны проявить исключительную внимательность, чтобы распознать, что ребенок склонен к насилию и жестокости.

Александр Коридзе отмечает, что одним из косвенных признаков проблем с психикой может являться отношение ребенка к животным и растениям.

«Если ребенок легко проявляет агрессию, и в особенности жестокость, в отношении животных, то можно говорить о том, что с большой долей вероятности он сможет проявить такую же агрессию и к сверстникам», – комментирует эксперт.

Хельга Эдельштейн также отмечает, что нападения с оружием среди школьников – это зачастую не просто минутный аффект и случайность. Скорее всего признаки агрессии уже проявлялись и не раз.

«Родители часто не могут смириться с очевидными расстройствами поведения подростка, поэтому не обращаются за помощью, не говорят о своих проблемах со специалистами и тем более с окружающими. В моей практике было несколько случаев, когда подростки угрожали ножом собственным родителям. Это были обычные благополучные семьи. И лишь когда ситуация становилась по-настоящему пугающей, родители обращались за помощью анонимно. Так мы статистически теряем огромную часть проблемы из поля зрения», – констатирует психолог.

Профилактика и коррекция девиантного поведения

Фото - © Adobe Stock

Александр Коридзе полагает, что если сохранились доверительные отношения между ребенком и родителем, может помочь откровенный разговор.

«Необходимо выяснить причину, почему это произошло. Возможно, ребенок стал невольным участником, и на него воздействовала какая-то группа сверстников, подросток может быть ведомым, а не лидером», – поясняет психолог.

В этом случае естественную юношескую агрессию, вполне вероятно, удастся направить в мирное русло, отдав ребенка в спортивную секцию, где его научат правильно применять свою силу.

«Если же доверительных отношений между родителями и ребенком нет, то исправить ситуацию сразу вряд ли получится. Сначала все-таки придется наладить контакт с подростком», – констатирует Александр.

Конечно, нужно рассказать ребенку о последствиях, в том числе уголовных, которые могут наступить в случае применения жестокости и оружия.
Хельга Эдельштейн предлагает сначала убедиться, что проявление жестокости ребенком – это не психическая патология, а расстройство поведения.

«Нужно искать специалистов, бить во все колокола. К огромному сожалению, легкомысленнее всего к этому вопросу относятся в детских психоневрологических отделениях. Врачи выписывают слишком тяжелые препараты, не соответствующие клиническим рекомендациям, а родителям иногда советуют “сводить ребенка в церковь изгнать бесов”. Это реальный случай из практики, когда психиатр говорил это матери ребенка с пограничным расстройством личности», - говорит эксперт.

Если психиатр свою зону ответственности отрицает, Хельга рекомендует искать психолога. Если не нашлось психолога – искать доверительного взрослого, которого ребенок подпускает ближе к себе: старшего брата или сестру, крестных, бабушку, дедушку, дядю, тетю.

«Как минимум с одним членом семьи у ребенка всегда более доверительный контакт, чем с родителями. И вот этому члену семьи придется устанавливать доверие с ребенком маленькими шагами», – отмечает Хельга.

Отдельная ответственность ложится, конечно, на педагога, в классе которого случилось резонансное происшествие. Хельга Эдельштейн советует в этом случае согласовать тактику поведения с руководством. Есть специальные рекомендации и методические указания, которые обязательно следует принять во внимание.

«И обязательно нужно разговаривать с учениками о случившемся. Анализировать вместе, почему так произошло. Искать ответы на вопросы, которые помогут предотвратить новые трагедии», – утверждает психолог.

Разговор о сексе с подростком: когда начинать и о чем рассказывать>>