Как подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ без стресса и с интересом

Как подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ без стресса и с интересом
Шпаргалки
flickr.com, mn0o

Фото - © flickr.com, mn0o

О том, как сделать подготовку к экзаменам не изнурительной, а занимательной, читайте в материале РИАМО

Причины стресса перед ЕГЭ и ОГЭ

сайт департамента образования и науки города Москвы

Фото - © сайт департамента образования и науки города Москвы

Очень часто дети испытывают тревогу и даже панические атаки не только перед самим экзаменом, но и во время подготовки. Коварство ЕГЭ и ОГЭ в том, что этих экзаменов нельзя избежать или отложить на более благоприятное время. Остается только принять их как данность и попытаться уменьшить негативные эмоции.

Магистр и координатор Филипповской школы, учитель истории Кирилл Клопков, отмечает, что у предэкзаменационного стресса может быть целый ряд причин. Существуют, например, субъективные факторы: ожидания самого ребенка от экзамена или высокая планка, которую перед ним могли поставить семья, школа или он сам.
В число объективных причин, по мнению педагога, входит сам формат экзамена, его стандартизованность. Экзамен далеко не всегда позволяет ученику отразить свои знания и навыки и доказать, что он хорошо знает предмет.

«Более того, ребенку часто приходится “подгонять” свои знания под структуру экзамена, ведь даже неправильное оформление ответа на вопрос может привести к снижению балла. Я и сам с этим столкнулся, когда сдавал ЕГЭ: внес в бланк правильный ответ, но машина его не считала, перепутав букву “б” с буквой “ы”», – делится воспоминаниями учитель.

Он добавляет, что усилить стресс может факт сдачи ЕГЭ в чужой школе, с незнакомыми учителями и ребятами, под наблюдением видеокамер и с большим количеством ограничений на время проведения экзамена.

Как справиться со стрессом перед экзаменами

сайт администрации городского округа Красногорск

Фото - © сайт администрации городского округа Красногорск

Родителям следует внимательно наблюдать за поведением ребенка, чтобы вовремя понять, что его психика перегружена и пора исправлять ситуацию.

«Физиологическими проявлениями стресса могут быть плохой сон или нарушение аппетита. Если вдруг вы заметили, что ребенок намного меньше общается со сверстниками, мало чем делится с семьей, постоянно закрывается в своей комнате или огрызается при общении с учителями – не стоит это игнорировать», – советует педагог.

Если ребенок в стрессе, имеет смысл обратиться к психологу, который поможет облегчить состояние. Также эксперт подчеркивает, что сильный стресс влияет на когнитивные функции: снижается уровень работоспособности, школьнику сложнее фокусироваться.

«Нередки случаи, когда на экзамене ребенок из-за волнения просто не может вспомнить то, что точно знал еще день назад. Именно поэтому важно понимать логику сдаваемого предмета, а не просто заучивать факты», – рассказывает Кирилл Клопков.

Руководитель учебного центра «Декарт» Степан Голубев отмечает, что грамотная подготовка – это не только знания, но и целый комплекс задач. Нужен четкий тайминг, понимание требований, психологическая подготовка, с которой должны помочь родители. Не нужно требовать от своего ребенка невозможного, но и говорить выпускнику, что он ни на что не способен, тоже не стоит. Нужно адекватно относиться к своему ребенку: не занижать и не завышать его способностей, а самое главное – любить его и поддерживать в любой ситуации.

Степан Голубев считает, что родители, как более опытные люди, должны объяснить подростку, что экзамен – это всего лишь этап в жизни и все всегда можно исправить, пересдать и даже оспорить, если нужно.

Погружаться в тему

Кирилл Каллиников

Фото - © Кирилл Каллиников/РИА Новости

Для того чтобы подготовка была продуктивной и не изматывающей, Кирилл Клопков рекомендует воспользоваться методиками, которые направлены на запоминание, а также на развитие критического мышления, творческих и аналитических способностей. Эксперт предлагает рассмотреть эти методики на примере такого предмета, как история.
«Человеческий мозг устроен таким образом, что мы намного лучше понимаем и запоминаем то, что можем визуализировать и примерить на себя. Поэтому, вместо того, чтобы заучивать сухие факты, можно прибегнуть к методу, который педагоги моего круга называют “оживляж”. Например, подойти к изучению отмены крепостного права можно с точки зрения Александра II: что он сам думал об этом, как общался со своим отцом и приближенными на эту тему, какими идеями увлекался на тот момент», – советует Кирилл.

Такой подход поможет примерить на себя образ персонажа, установить причинно-следственные связи и, самое главное, разобраться в теме.

Запоминать цифры с помощью ассоциаций

Фото - © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Многие экзаменационные вопросы требуют от ученика запоминания определенных чисел: не только исторических дат, но и, например, постоянных в физике или формул в химии. Здесь тоже могут пригодиться простые методики запоминания.

«Больше всего мне нравится запоминание дат по часам. Например, вспоминаю, в каком году был четвертый крестовый поход, на циферблате это почти пять минут первого, значит – в 1204 году», – рассказывает учитель.

А некоторым школьникам удобнее запоминать цифры и даты другим способом, например, набирая их на калькуляторе. Визуализированная информация запоминается лучше. Ученик может придумать собственные правила, которые подойдут именно ему.

Изучать альтернативные источники

Фото - © Adobe Stock

Очень важно изучение альтернативных источников. Этот метод подходит тем, кто готовится сдавать экзамены по гуманитарным предметам.

«В рамках уроков истории я знакомлю детей с фрагментами исторических источников, которые помогают понять, что и как происходило, и, самое главное, что думали по этому поводу люди того времени. Например, есть прекрасные документы, датируемые XV веком и раньше, которые вне контекста выглядят так, будто их писали наши современники. Но, когда мы начинаем разбираться, анализировать прогрессивные (или не очень прогрессивные) мысли из этих источников, приходить к пониманию, что их высказывали люди, жившие сотни лет назад, то у ученика сразу появляется какая-то связь с создателем этого самого документа», – рассказывает Кирилл.

Использовать искусство и юмор

Фото - © Сайт Министерства образования Московской области

Помочь в изучении гуманитарных предметов поможет также просмотр художественных и документальных фильмов, театральных постановок по теме.

«Тут есть проблема: многие фильмы и постановки не совсем точно отражают историческую действительность. Хотя иногда можно запоминать информацию именно на этом контрасте», – советует педагог.

Помочь в запоминании и визуализации может посещение музеев и выставок. Правда, чтобы обучение было эффективным, ребенку нужен грамотный сопровождающий, который будет ходить с ним по музею, давать пояснения и погружать в исторический контекст.
Отдельной и очень эффективной методикой запоминания Кирилл Клопков считает создание мемов и шуток по изучаемой теме.

«Я очень люблю этот прием и прошу детей придумывать шутки на основе каких-либо исторических событий», – рассказывает учитель.

В результате, «перебрасываясь» мемами, ученики невольно запоминают и тему, на основе которой эти шутки были придуманы.

Конечно, напоминает историк, предложенные методы – не панацея. Он добавляет, что облегчить подготовку к экзаменам можно любым способом, который будет комфортным для ребенка.

«Пробуйте разные интерактивы, изучайте различные источники, и главное – поддерживайте его морально. Ребенку очень важно знать, что вы всегда рядом и готовы ему помочь», – советует родителям педагог.