Свой путь: почему Россия отказалась от Болонской системы образования

Свой путь: почему Россия отказалась от Болонской системы образования
Акценты

В середине июня спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что в России должна быть создана собственная национальная система высшего образования. Это заявление прозвучало на фоне отказа страны от Болонской системы высшего образования, состоящей из двух уровней — бакалавриата и магистратуры. Подробности о том, почему в России решили отказаться от Болонской системы и к чему это приведет, читайте в материале РИАМО.

«Прожитый этап»

Болонская система — это двухуровневая система высшего образования, построенная на базе положений декларации «Зона европейского высшего образования». К этой системе Россия присоединилась в 2003 году. Но теперь, 19 лет спустя, страна решила отказаться от нее. По словам министра образования и науки РФ Валерия Фалькова, сегодня к Болонской системе «надо относиться как к прожитому этапу», а будущее российского образования — за «собственной уникальной системой».

В свою очередь замглавы министерства науки и высшего образования России Дмитрий Афанасьев 6 июня заявил, что все российские и белорусские образовательные организации исключены из Болонского образовательного процесса. По его словам, еще 11 апреля Болонская группа объявила решение прекратить представительство России и Белоруссии во всех структурах Болонского процесса.

«С учетом того, что наши руководители образовательных организаций подписались под обращением Российского союза ректоров о поддержке президента в связи со специальной операцией, то фактически все образовательные организации страны исключены тем самым из Болонского процесса», — сказал Афанасьев.

В то же время в Рособрнадзоре отметили, что отказ от Болонской системы не приведет к отмене ЕГЭ в качестве выпускных испытаний. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев напомнил, что ЕГЭ не является частью Болонской системы образования, поэтому переход на новую отечественную систему никак не повлияет на формат испытаний. По словам Мурзаева, Единый госэкзамен построен на российских образовательных стандартах.

А спикер Госдумы Вячеслав Володин в свою очередь заявил, что существующая в России система высшего образования требует изменений, а слепое копирование западной модели неприемлемо. «На основе лучших практик сегодняшнего дня и советского периода нужно создать собственную национальную эффективную систему высшего образования», — отметил Володин.

Что делать, если ты не поступил в вуз>>

Отменяя границы

Официально Болонский процесс начался в 1999 году с подписанием европейскими странами Болонской декларации. По словам кандидата экономических наук и доцента Института мировой экономики и бизнеса РУДН Равиля Асмятуллина, главная цель Болонского процесса — это не просто создание двухуровневой системы из бакалавриата и магистратуры, а формирование европейской образовательной зоны. В разных странах ЕС были приняты сопоставимые ученые степени, что стимулировало мобильность учащихся, преподавателей и ученых.

В 2003 году к Болонскому процессу решила присоединиться и Россия. При этом, как отметил Равиль Асмятуллин, причин для внедрения Болонской системы в стране на тот момент было достаточно много. В частности, играл свою роль политический фактор, связанный с переосмыслением внешнеэкономической и внешнеполитической стратегии России.

«Несмотря на неоднозначность российско-европейских отношений, оставалась надежда, что Россия сможет стать полноправной европейской державой. Кроме того, западное образование российское общество в целом воспринимало как более престижное и более качественное», — сказал собеседник РИАМО.

По словам Асмятуллина, для России, пережившей кризисный период 90-х, вхождение в общеевропейскую зону образования казалось способом повысить качество образования благодаря сотрудничеству с ведущими европейскими вузами. Кроме того, россияне получали возможность учиться и работать в Европе, а российское образование в свою очередь становилось привлекательнее для иностранных студентов.

«Хочется выбросить их гаджеты»: что бесит преподавателей в современных студентах>>

Неудачный эксперимент

После внедрения Болонской системы в России около 70% специальностей высшего образования в Российской Федерации были переведены на систему бакалавриат-магистратура. В свою очередь, аспирантура по всем номенклатурам специальностей стала третьей ступенью образования, пройдя которую, аспирант, даже не защитивший кандидатскую диссертацию, получал диплом преподавателя-исследователя.

Как рассказал в беседе с РИАМО кандидат юридических наук и доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности юридического факультета Финансового университета при Правительстве России Игорь Матвеев, бакалавриат стал достойным преемником ранее существовавшего специалитета. Это произошло благодаря тому, что самые необходимые учебные дисциплины для освоения специалитета в бакалавриате сохранились. Однако ситуация с магистратурой в России сегодня остается неоднозначной.

«Конечно, именитые образовательные организации высшего образования сделали все для того, чтобы в рамках магистратуры обучающиеся могли на более высоком уровне и более углубленно исследовать научные или практические проблемы в той или иной сфере. При этом установление нормативов для ведения дисциплин в магистратуре со стороны докторов наук предполагало более высокий статус магистратуры по сравнению с бакалавриатом», — рассказал Игорь Матвеев.

Но в других образовательных организациях магистратура или стала повторением и обобщением того, что было изучено в бакалавриате, или по содержанию стала напоминать курсы повышения квалификации с выдачей диплома магистра, объяснил эксперт.

«Что касается аспирантуры, то еще за два года до выхода России из Болонской системы было принято решение вернуть аспирантуру в стране к доболонским временам и перестать считать ее третьей ступенью высшего образования. Как показал опыт, практического смысла в дипломе преподаватель-исследователь без диплома кандидата наук нет», — подчеркнул Матвеев.

Предприятия обеспечат готовыми кадрами: как устроена программа «Профессионалитет»>>

Новый курс

По словам экспертов, опрошенных РИАМО, причины отказа России от Болонской системы кроются не только в проблемах, связанных с ее двумя уровнями. Как объяснила кандидат экономических наук и замдекана факультета технологического предпринимательства университета «Синергия» Ольга Харина, европейцы так и не смогли выстроить единое образовательное пространство, поэтому дипломы российских студентов автоматически не признавались за границей.

«Возможность выбора траектории обучения по модульному признаку фактически существовала на словах и бумаге. В итоге во многом отсутствовал единый комплексный подход к подготовке высококвалифицированного специалиста в определенной предметной области», — сказала Харина.

В результате сегодня Россия пришла к необходимости выстраивания собственной национальной системы высшего образования. По мнению старшего преподавателя МГУ имени Ломоносова Артема Косорукова, эта система будет отвечать потребностям российской экономики и ориентироваться на пятилетнюю подготовку специалистов — все более на бюджетной основе. «В частности, речь идет о подготовке по таким приоритетным специальностям, как биоинженерия, информатика, кибербезопасность, информационные системы и технологии, наноэлектроника и приборостроение», — объяснил Косоруков.

Специалист прогнозирует, что произойдет более жесткая привязка специальностей, полученных в бакалавриате, к специальностям, на которые студент сможет поступать в магистратуру. Как отметил Косоруков, специалитет не сразу заменит сложившийся тандем бакалавриат-магистратура, но будет последовательно восстанавливать свои позиции. А выпускникам специалитета разрешат поступать на бюджетные места в магистратуре.

«Это позволит преодолеть нынешнюю ситуацию, когда далеко не во всех вузах пятилетних специалистов готовы принимать на бюджет в магистратуру, мотивируя это тем, что студент уже воспользовался своим правом на получение бесплатного высшего образования. Да и в целом соотнесение образовательных стандартов пятилетнего специалиста и шестилетнего магистра стало дискуссионным и болезненным вопросов для вузов», — заключил собеседник РИАМО.

Войти в IT: как освоить цифровую профессию в 2022 году>>