«Экологическая революция»: как Москва решает автомобильный вопрос

«Экологическая революция»: как Москва решает автомобильный вопрос
Акценты

Мэр Москвы Сергей Собянин считает, что 90% проблем с экологией в столице связаны не с заводами или фабриками, а с миллионами автомобилей. По его мнению, кардинально решить проблему неэкологичного моторного топлива можно лишь полностью перейдя на электромобили. Между тем автомобильный вопрос власти Москвы решают далеко не первый год, в том числе, развивая общественный транспорт и каршеринг электромобилей. Подробнее о том, как столица защищает свою экологию от вредных автомобильных выхлопов, читайте в материале РИАМО.

Генераторы парникового эффекта

Когда заходит речь о необходимости контролировать количество машин в столице, многие - особенно автомобилисты рассуждают так: да, на такое количество машин Москва не рассчитана, но стоит расширить дороги, создать парковочные места и в целом развить автомобильную инфраструктуру, как город «поедет» и все проблемы сойдут на нет.

Однако, как показывает опыт США по строительству огромных автострад, такой подход ошибочен. Расширение дорог приведет лишь к тому, что по ним будет ехать еще больше автомобилей, и это вскоре лишь увеличит пробки. Между тем, чем больше машин с двигателями внутреннего сгорания находится в городе, тем сильнее выхлопные газы воздействуют на его экологию.

Кроме того, автомобили играют ключевую роль в создании парникового эффекта. Каждая машина выделяет смесь углекислого газа и водяного пара, которая пропускает солнечные лучи, задерживая тепловое излучение от Земли. С годами все перегревается настолько, что создаются условия для термической катастрофы.

Плата за проезд: что ждет нарушителей скоростного режима>>

Оценка ущерба от железных потоков

По данным ГИБДД, число машин, зарегистрированных в Москве, в 2019 году составило более 7,2 миллиона единиц. При этом каждый год в столице становится на 8-10% машин больше - это 350-400 тысяч новых автомобилей. Тенденция к активному росту числа машин в Москве началась в середине 1990-х годов. Для сравнения: в 1950 году их было 82 тысячи, а в 1970 году - 500 тысяч.

Как отмечают в столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД), ежедневно на улицы Москвы выезжают 3,2-3,6 миллиона автомобилей. При этом одновременно в городе перемещается более 700 тысяч машин - хотя эксперты считают, что для движения без пробок этот показатель должен быть на уровне 400 тысяч автомобилей. Мало того, что Москва откровенно перегружена машинами, их выхлопные газы ежедневно наносят экологии мегаполиса огромный ущерб.

Поэтому оценка этого ущерба - первый шаг в плане решения автомобильного вопроса в столице. За атмосферным воздухом в Москве круглосуточно следит комплексная система мониторинга, которая является одной из самых современных и динамично развивающихся в мире. За работу системы отвечает ГПБУ «Мосэкомониторинг». В него входят 59 автоматических станций контроля загрязнения атмосферы, которые берут пробы воздуха и проверяют его по 26 показателям. Еще 204 автоматических системы экомониторинга работают на 55 промышленных объектах Москвы. На базе системы мониторинга сегодня действует служба оперативного контроля, сотрудники которой моментально реагируют на все обращения москвичей и проверяют состояние атмосферы там, откуда поступают сигналы.

Судя по данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы (ДПиООС), концентрация контролируемых загрязняющих веществ в воздухе столицы находится ниже предельно допустимых значений.

Платные дороги в Московском регионе: скорость или новые пробки>>

Москва безбензиновая

Как убедить москвичей отказаться от вредных для экологии автомобилей? Самый логичный вариант – использование альтернативных видов транспорта. Именно поэтому Москва уже несколько лет делает ставку на развитие общественного транспорта. В столице уже запущено движение поездов по Московскому центральному кольцу (МЦК), подвижной состав метро стал комфортнее для пассажиров, а в ближайшее время столицу и Подмосковье свяжут Московские центральные диаметры (МЦД).

Наземный транспорт власти столицы меняют в несколько этапов. Для начала с улиц Москвы исчезли все чадящие автобусы и маршрутки, а на замену им пришли современные модели с двигателями «Евро-4» и выше. Их замена на электробусы — следующий этап транспортной «эволюции».

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, в будущем планируется полный отказ от двигателей внутреннего сгорания в городской системе общественного транспорта.

Собянин также не исключил, что в перспективе на электродвигатели может перейти служебный транспорт и коммунальная техника. К примеру, московская полиция недавно уже получила партию электромотоциклов. Уже сегодня понятно, что будущее именно за электродвигателями: это мировой тренд и Москва следует ему в полной мере.

Впрочем, альтернатива личным автомобилям в столице не сводится к одному общественному транспорту: активно развивается система городского велопроката «Велобайк». В нынешнем году она пополнилась ста новыми станциями и теперь насчитывает 530 новых станций, где можно арендовать более пяти тысяч велосипедов и 390 электровелосипедов. Горожане уже совершили на этом транспорте на 700 тысяч поездок больше, чем в прошлом году - и это при том, что велосезон в Москве завершается в начале ноября. В ближайшие три года столичные власти планируют создать еще 300 станций велопроката и добавить три тысячи велосипедов, выделив на эти цели 900 миллионов рублей.

А вот прокат электросамокатов у москвичей популярности не получил. В 2018 году в столице появились сразу два таких сервиса по принципу каршеринга - YouDrive Lite и «Делисамокат». Но в этом году они прекратили работу без объяснения причин.

Как считает координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов, разгадка проста: электросамокаты скорее покупаются в семью, чем арендуются для прогулок.

Диаметры вместо радиусов: как МЦД «сблизят» Москву и Подмосковье>>

Инфраструктура для электромобилей

Понятно, что огромный мегаполис не может в короткий срок полностью уйти от транспорта на двигателях внутреннего сгорания. Но повышать качество автомобильного топлива, тем самым уменьшая вред для окружающей среды, вполне реальная задача. Вплотную власти столицы занялись ей шесть лет назад - в 2013 году.

Тогда правительство Москвы запретило продавать в городе бензин ниже стандарта «Евро-4» - и результаты не заставили себя ждать: вредные выбросы от автотранспорта сократились в столице на 30%. Москва стала первым регионом России, в котором запретили продажу топлива ниже экологического стандарта «Евро-5». С 2017 года в Москву запрещен въезд старым грузовикам. Подобный транспорт с экологическим классом ниже «Евро-2» запретили ко въезду на МКАД, а классом ниже «Евро-3» - на ТТК.

Развивается в столице и инфраструктура для электромобилей: сегодня для них уже действует бесплатная парковка, а московский каршеринг «Яндекс.Драйв» предлагает водителям арендовать машины Nissan Leaf с электродвигателями - правда, пока возвращать их нужно строго внутри Садового кольца. Без подзарядки такой транспорт способен проехать до 270 километров. Проект использования электромобилей в системе столичного каршеринга развивает также оператор YouDrive.

Уже известно, что до 2023 года в Москве появятся как минимум 300 зарядных станций для электромобилей - соглашение об этом мэрия заключила с ПАО «Россети». А в конце минувшего сентября мэр Москвы Сергей Собянин заявил о планах внести в Мосгордуму законопроект, согласно которому транспортный налог на электромобили в столице будет отменен, а каршеринг и такси смогут получить на их покупку повышенные субсидии из бюджета.

Плати и «лети»: чего ждать от новой кольцевой автодороги ЦКАД в Подмосковье>>

«Настоящая экологическая революция»

В июле этого года мэр Москвы Сергей Собянин рассказал в своем блоге о результатах работы по снижению вредных выбросов. По его словам, с 2010-го по 2018 год выбросы в атмосферу столицы в целом сократись на 21,3%, а концентрация многих загрязняющих веществ уменьшилась в разы. Как отметили в столичном Департаменте природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС), в количественном эквиваленте снижение составило 227,7 тысячи тонн загрязняющих веществ.

В конце сентября мэр Москвы подчеркнул, что на автомобили приходится более 90% от общего объема вредных выбросов в городе, но в последние годы в этой сфере происходит «настоящая экологическая революция». С 2010 года выбросы от машин уменьшились на 21,8%, при этом изменился и их качественный состав: стало меньше вредных примесей. В частности, концентрация мелких взвешенных частиц сократилась в 1,8 раза, а диоксида серы - в 1,3 раза. В свою очередь в ДПиООС пояснили, что в абсолютных числах выбросы от передвижных источников сократились с одного миллиона до 781,9 тысячи тонн.

В целом, как отметил Собянин, благодаря строительству новых линий метро и дорог среднее время поездки на машине в Москве сократилось на девять минут, а среднее расстояние - на один километр. Но главный вклад в улучшение воздуха в столице, по словам ее градоначальника, вносят сами москвичи, покупающие более чистые и современные автомобили. Доля машин с двигателями «Евро-4» в автопарке Москвы в 2018 году превысила 65% - и продолжает расти. Так что позитивная тенденция к улучшению качества воздуха в городе наверняка сохранится и в ближайшие годы.