Что означает ослабление юаня к доллару для российской экономики: мнения экспертов

Что означает ослабление юаня к доллару для российской экономики: мнения экспертов
Акценты

Народный банк Китая 25 октября понизил курс национальной валюты до 7,1668 юаня за доллар. Чем продиктовано такое решение и как это отразится на российской экономике, читайте в материале РИАМО.

В текущей ситуации преимущество юаня очевидно

Несмотря на понижение курса китайской валюты к доллару до нового минимума с июня 2020 года, о чем сообщил Народный банк Китая (НБК) на своем сайте, юань остается единственным ликвидным активом в золотовалютных резервах РФ, считает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер.

Ослабление юаня наблюдается на фоне мягкости китайского центробанка при одновременной жесткости по ставке ФРС США, отметил Зельцер. НБК сохраняет минимальную стоимость фондирования в 3,65%, а Федеральный резерв 2 ноября наверняка поднимет ставку до 4%, прогнозирует эксперт.

«Нацвалюты реагируют закономерно: жесткость ЦБ – залог силы валюты, а мягкость ДКП (денежно-кредитной политики – ред.) – ее слабость. Также на траекторию валют накладывается геополитический отпечаток перманентной конфронтации Пекина и Вашингтона», – сказал Зельцер.

В России идет процесс девалютизации. Вместе с ней происходит переориентация с токсичных валют стран-санкционеров на валюты дружественных экономик, с которыми у РФ действительно растут торговые обороты. Поэтому, по мнению эксперта, не имеет смысла рассматривать временную слабость юаня в корреляции с переоценкой резервов в китайской нацвалюте, потому что сейчас это, по сути, единственный ликвидный актив в золотовалютных резервах России, а большая часть резервов заблокирована Западом. По мнению Зельцера, когда ставится вопрос издержек или риска полной потери актива, преимущество юаня очевидно.

«По нашим неизменным оценкам, в процессе среднесрочного ослабления рубля валютная пара CNY/RUB способна достигнуть 9,5», – прогнозирует эксперт.

Что означает разблокирование части иностранных ценных бумаг на СПБ Бирже: мнения экспертов>>

Юань – рискованная валюта

По мнению аналитика ФГ «Финам» Андрея Маслова, Китай ослабил свою валюту по нескольким причинам.

Во-первых, у Китая нет возможности поддерживать курс юаня, так как резервы страны оказались на многолетних минимумах и составляют около трех триллионов долларов, в то время как на интервенции в сентябре Поднебесная потратила один триллион долларов.

Во-вторых, после локдаунов стоило бы поддержать внутренний спрос и китайский экспорт, что также можно сделать путем ослабления национальной валюты.

«В целом дешевый юань более выгоден для китайского экспорта, так как товары из КНР становятся дешевле для импортеров, поэтому это скорее "хорошо" для российской экономики. Однако стоит понимать, что рубль по факту перестал быть свободно конвертируемой валютой и в меньшей степени подвержен колебаниям из-за рыночной ситуации. Поэтому влияние снижения курса юаня будет скорее минимальным для реальной экономики РФ», – отметил эксперт.

Юань всегда был малонадежным инструментом, считает Маслов, особенно по сравнению с главной резервной валютой мира долларом, причем именно из-за внутренней политики Китая, которая всегда была довольно закрытой и туманной.

«Юань – рискованная валюта, в отличие от доллара, и будет оставаться таковой еще долгие годы, именно из-за неразвитости политических институтов в Китае, которые бы добавляли прозрачности в юридические и экономические процессы в стране», – констатировал эксперт.

Что касается прогнозов по курсу юаня, то, по мнению Маслова, здесь скорее нужно прогнозировать даже не действия ЦБ Китая, а действия китайской номенклатуры и конкретных людей. Причина заключается в том, что юань не является свободно конвертируемой валютой, а экономические решения принимаются исходя из политических нужд.

«Учитывая укрепление доллара на фоне агрессивного повышения ставок ФРС и невозможность укрепления юаня в ближайшее время, можно предположить, что юань может опуститься до уровня в 7,50 за доллар», – прогнозирует эксперт.

Рост цен и неопределенность: Центробанк о настоящем и будущем российской экономики>>

Для России альтернативы между долларом и юанем больше нет

Народный банк Китая не в состоянии устранить ключевые факторы ослабления юаня, считает начальник отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции» Михаил Шульгин. Среди них он называет, во-первых, агрессивный цикл повышения ставок в США, во-вторых, политику нулевой терпимости к COVID-19 в Китае (ограничение распространения вируса через локдауны и обязательный карантин для контактировавших с инфицированными – прим. ред.), и в-третьих, проблемы китайского рынка недвижимости.

«По сути, ЦБ Китая и не ставит целью остановить слабеющий юань – он намерен только сдерживать темпы падения курса национальной валюты. Если к доллару курс материкового юаня упал до 15-летнего минимума, то по отношению к корзине валют основных торговых партнеров КНР юань упал до минимума более чем за год. С начала года юань обесценился к доллару на 13%. Однако многие другие азиатские валюты подешевели куда более существенно. Например, японская иена (-22,7%), южнокорейская вона (-17%), тайваньский доллар (-14,4%) и т.д.», – отметил эксперт.

Шульгин полагает, что, хотя доллар был и остается ключевой мировой резервной валютой, в свете специфики конфликта между Россией и Западом он перестал быть надежным для российских экономических агентов. Поэтому альтернативы инвестировать в доллар или в юань для них больше не существует, констатировал эксперт.

«Мы не исключаем ослабление юаня к доллару от текущих уровней еще на 1,5-2,5% в обозримом будущем. Это подразумевает рост курса USD-CNY до 7,4-7,5 юаней за доллар. К концу текущего года юань может восстановиться к доллару до 7,1, а в 2023 году мы можем увидеть укрепление юаня до 6,7-6,5. Это подразумевает в среднесрочной перспективе ослабление рубля к юаню до 10-12 единиц российской валюты за юань», – прогнозирует Шульгин.

Торги на Мосбирже в 2022 году: новые валютные пары и выгода от них>>

Временная слабость

Произошедшее ослабление юаня, скорее всего, вызвано политическими изменениями в Китае. Но ослабление не будет продолжительным, так как у юаня есть очень сильный поддерживающий фактор в виде профицита счета текущих операций, полагает аналитик УК «Альфа-Капитал» Александр Джиоев.

«Ослабление юаня, наблюдаемое в последние дни, скорее всего, связано с прошедшими XX съездом КПК (Коммунистической партии Китая – ред.) и новым составом Постоянного комитета Политбюро партии, из которого, в частности, ушел действующий премьер Госсовета Китая Ли Кэцян – один из немногих политиков, который поддерживал китайские технологичные компании», – сказал Джиоев.

Он добавил, что инвесторы негативно отреагировали на данную новость, причем сильнее всего пострадали как раз крупные технологичные компании (Baidu, Meituan, Tencent). Эксперт предположил, что распродажи китайских бумаг сопровождались одновременным выводом юаней в доллар.

«Юань – настолько же малонадежный инструмент, как и евро. С начала года и китайская, и европейская валюты просели к доллару примерно на 15% – основной причиной тому является дифференциал ставок», – пояснил Джиоев.

Он отметил, что у китайского юаня есть очень сильный поддерживающий фактор в виде профицита счета текущих операций, который не позволит юаню продолжительно ослабляться.

«В то же время, по последним данным, дефицит по счету текущих операций Еврозоны достиг исторического максимума 50,9 миллиардов евро, при сохранении ситуации это может привести к дальнейшему ослаблению европейской валюты», – рассказал аналитик.

«Черный вторник» 90‑х и нынешние реалии: грозит ли России обвал рубля и взлет цен>>

Снижение юаня для российской экономики – нейтральный фактор

Снижение курса китайской валюты произошло, скорее всего, под давлением рынка. Иностранные инвесторы явно опасаются, что курс недружественной для инвесторов политики по-прежнему сохранится на уровне китайского руководства, высказал свою точку зрения директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин.

На протяжении последних лет многие иностранные инвесторы сильно разочаровались в Китае, полагает эксперт. На это было немало причин. Например, произошло ухудшение отношений Поднебесной и США. Можно вспомнить делистинг китайских компаний с американских площадок (удаление акций компаний с биржи, на которой они торговались – прим. ред.). Были приняты достаточно жесткие меры регулирования некоторых отраслей Китая. В частности, введены ограничения на передаваемую информацию: власти Китая законодательно запретили компаниям делиться результатами аудиторских проверок.

Произошло замедление роста китайской экономики. Отчасти это связано с ковидными ограничениями, отчасти с тем, что она в какой-то степени исчерпала те факторы, которые обеспечили ей быстрый рост. Это, в свою очередь, вызывает продажу активов и уход инвесторов, что давит и на юань, объяснил эксперт. Однако в целом нельзя сказать, что снижение курса юаня связано с проблемами в экономике или финансовой системе, добавил он. Речь идет исключительно о риске инвесторов, которые по итогам съезда китайской компартии сделали определенные выводы не в пользу того, чтобы оставаться в китайских активах.

По мнению Брагина, ослабление курса юаня никак не влияет на российскую экономику. Возможно, возникнет вопрос оценки стоимости сбережений в юанях для тех, у кого они имеются, поскольку для них это негативная тенденция. С другой стороны, компании, которые занимали в юанях, получили положительный эффект, поскольку у них сумма долга снизилась.

«Для экономики России ослабление юаня имеет нейтральный эффект. Возможно, китайские товары станут немного дешевле. Но здесь вопрос в том, почувствуем ли мы это быстро или снижение цен будет растянуто на продолжительный период», – сказал эксперт.

Брагин отметил, что ослабление по отношению к доллару сейчас испытывают многие валюты.

«Те рынки и страны, где было много инвесторов, в частности, американских, сейчас страдают в большей степени. Потому что инвесторы – американские крупные фонды – сейчас активно сокращают риски и уходят в защитные инструменты. Для них это доллар США и краткосрочные облигации», – объяснил эксперт.

Не так давно США активно требовали от Китая укреплять юань, потому что слабый юань увеличивает конкурентоспособность китайской экономики, китайский экспорт на американском рынке начинает доминировать и страдает американский производитель. Сейчас ситуация поменялась. По всей видимости, США решили влиять на Китай другими способами – например, через санкции – и курс юаня отошел на второй план. Поэтому сейчас китайскому центробанку нет никакого смысла удерживать крепкий юань – наоборот, можно его ослабить и тем самым стимулировать экспортеров занять более уверенные позиции на мировых рынках, считает Брагин.

Прогнозы о быстром крахе не оправдались: как санкции отразились на экономике России>>