Антирекорд: в чем причины падения спроса на потребительские товары в РФ в 2022 году

Антирекорд: в чем причины падения спроса на потребительские товары в РФ в 2022 году
Акценты

По данным исследовательской компании NielsenIQ, спрос на товары ежедневного потребления в 2022 году снизился больше, чем во времена кризиса 2014-2015 годов. С чем связано рекордное падение, почему россияне перестали быть активными покупателями и возможно ли восстановление спроса в 2023 году, читайте в материале РИАМО.

Упали доходы населения

Рынок FMCG (товары повседневного спроса – прим. ред.) в прошлом году показал номинальный рост на 13,6%, говорится в исследовании компании NielsenIQ. Получается, что номинально (или формально) продажи товаров выросли, однако по факту потребление упало. Почему так?

Продажи показали рост в процентном соотношении не потому, что население стало больше покупать, а по той причине, что увеличились цены (вклад инфляции составил 17%). Поэтому реальное потребление было отрицательным — минус 3,4%, следуют из материалов NielsenIQ.

Аналитики связывают такое падение спроса с тем, что сократились реальные доходы граждан.

«Тренд на снижение объемов продаж наблюдается на протяжении 11 месяцев 2022 года — за исключением марта, во время которого произошел ажиотажный всплеск на фоне новостей об уходе ряда зарубежных брендов», — отметил директор по работе с ретейлерами NielsenIQ Константин Локтев.

По мнению эксперта, ценовая доступность становится ключевым фактором для приобретения товаров первой необходимости.

Поставщик POS‑терминалов уходит из России: сможем ли мы расплачиваться картой и смартфоном>>

Власти тоже заметили «стагнацию спроса»

Ранее снижение спроса заметили и в Минэкономразвития, там, правда, предпочли назвать это «стагнацией». На совещании у президента РФ на прошлой неделе по этому вопросу выступил министр экономического развития Максим Решетников, о чем сообщили «Ведомости», ссылаясь на близкие к правительству источники.

Было отмечено, что «стагнация спроса стала одной из ключевых экономических проблем в конце 2022-го – начале 2023 года». Поэтому главной задачей на 2023 год было названо «восстановление спроса, основным индикатором которого в сложившейся ситуации выступает инфляция».

Какова логика мысли чиновников? Считается, что любое отклонение инфляции от целевого ориентира (тех показателей, что запланированы изначально – прим. ред.) может привести к отрицательным явлениям в экономике. Имеется в виду, что слишком медленный рост цен приведет к падению выпуска товаров (действительно, зачем производить много, если нельзя продать подороже), безработице, снижению доходов населения и прочим бедствиям.

Получается, что слишком низкая инфляция – это тоже плохо… Немного странно, ведь мы привыкли считать, что власти страны все эти годы борются со снижением уровня инфляции.

Опустеет ли ФНБ к 2024 году и как избежать дефицита бюджета: мнения экспертов>>

Спрос восстановится, если люди перестанут бояться мобилизации

Авторы Telegram-канала ММI, создателем которого является аналитик и инвестор Кирилл Тремасов, считают очень спорными утверждения Министерства экономического развития по поводу инфляции и спроса, о которых сказано в материале «Ведомостей». Такие утверждения способны «привести к ошибочным решениям в области экономической политики», считают они.

По их мнению, в январе 2023 года уже наблюдается рост спроса, и он продолжит восстанавливаться, если не последует внутри- и внешнеполитических шоков.

«Конечно, никакого потребительского бума нет и не предвидится, но если не будет новой волны мобилизации, то спрос продолжит восстанавливаться просто из-за того, что будет ослабевать страх», — пишут эксперты.

По их мнению, одной из ключевых причин низких показателей совокупного спроса домохозяйств является в том числе отсутствие на рынке нормальных автомобилей.

«Люди по-прежнему не верят, что лишились доступа к современным европейским и японским автомобилям на долгие годы, и потому не спешат тратить отложенные на новые автомобили деньги, покупая китайские заменители. Недопотребление с этой стороны может превышать 1 трлн рублей в год. То же касается и ряда других товаров длительного пользования, с покупкой которых можно не спешить», — считают они.

Почему снизилась цена на дизель внутри РФ и что будет дальше: мнения экспертов>>