Бывшая сектантка «Свидетелей Иеговы» — о манипуляциях и запрете на секс до брака

Бывшая сектантка «Свидетелей Иеговы» — о манипуляциях и запрете на секс до брака
Люди

Международная религиозная организация «Свидетели Иеговы» запрещена в России с 2017 года как экстремистская, однако ее подпольные ячейки до сих пор обнаруживают, в том числе в Московском регионе. Члены секты верят в скорый конец света, не отмечают популярные праздники и дни рождения, не вступают в брак с представителями других религий, а порой и рискуют жизнью ради веры. Бывшая последовательница «Свидетелей Иеговы» на условиях анонимности рассказала РИАМО, как попала в секту и почему ушла из нее.

Крещение и проповеди по квартирам

«В секту я попала не по своей воле, еще будучи ребенком. В семье были тяжелые времена: мать переживала развод с отцом, после которого мы буквально остались на улице. Отдушину она искала в вере и в итоге попала к «Свидетелям Иеговы».

Какое-то время мы жили на чемоданах. «Свидетели» помогали нам с жильем, пуская пожить у них, пока мы не нашли недорогую комнату с тараканами. Вскоре мама снова вышла замуж. Мой отчим, как и она, был человеком науки, но это не помешало ему последовать в секту вслед за мамой.

Впервые мама отвела меня на собрание «Свидетелей» в четыре года, тогда я толком ничего не понимала, мне просто сказали что-то вроде: это истина, верь в нее. Я не хотела огорчать ее, поэтому соглашалась ходить.

Самая неприятная обязанность для меня была проповедь. Каждый участник секты должен «служить», то есть ходить по домам - «проповедовать». Он выбирает определенное количество часов в месяц: 50, 70 или 120. Это престижные лимиты выслуги.

Можно служить и меньше, но если ты не служишь минималку, то ты как бы не такой в глазах остальных – не супер-духовный.

Впервые я пошла на проповедь в семь лет. Сейчас детей отправляют на обходы в сопровождении родителей, но раньше такого правила не было и мне приходилось ходить по чужим квартирам с посторонним мужчиной. Причем маршруты включали не только город, но и отдаленные поселки. Целью было заставить человека нас выслушать, вручить ему пропагандистскую литературу и договориться о повторной встрече: для этого нас обучали разным способам манипуляции. Потом мы сдавали отчеты о своих «успехах».

Поймать на крючок удавалось немногих: основная масса людей отказывалась слушать и захлопывала дверь перед носом. Но были и те, кто реагировал агрессивно – орали на нас матом или угрожали.

Однажды моего друга затащил в квартиру бывший заключенный, другого знакомого едва не задушили. Несмотря на это, я чувствовала себя обязанной совершать обходы.

Еще в школе я готовилась принять «крещение». Перед этим необходимо пройти обучение по основным постулатам «Свидетелей», а затем – собеседование у так называемых «старейшин». Помню, что безумно волновалась: у меня пересохло в горле. Кстати, первое собеседование я провалила, но в итоге сдала повторно. Так началась моя новая жизнь.

Интервью с ведьмой: чем занимаются колдуньи в 21 веке>>

Жизнь «в коконе» и приманки сектантов

Вера у «Свидетелей Иеговы» своеобразная. Хотя свое учение они относят к христианскому, Священное писание у них вывернуто наизнанку и к канонам христианства особого отношения не имеет. При этом «Свидетели» очень любят цитировать Библию. Богом у них считается только одна личность во Вселенной — Иегова. Еще они заставляют выбрасывать православные крестики.

«Свидетели» верят, что совсем скоро в мире наступит Армагеддон и лишь те, кто состоит в секте, смогут спастись. При этом судный день не раз переносился.

Одна из основных приманок заключается в том, что в секте все бесплатно – на этом делают серьезный акцент. Человек верит своим благодетелям и сам решает отдать им все, что у него есть, на добровольные пожертвования – от зарплаты до недвижимости.

Мои родители до сих пор отдают туда очень много денег.

Раньше они продавали литературу, а затем переключились на продажу недвижимости, построенную руками прихожан за «спасибо».

Основная стратегия секты заключается в том, чтобы создать вокруг человека кокон. Отношения с людьми другой веры не поощряются, разве что с целью затянуть их в свою организацию. Люди «в миру» могут донести до тебя здравые мысли, а это невыгодно секте. В итоге ты – часть общины без собственной личности. Зато ты – особенный, ведь являешься частью организации, на которую снисходит «свет божий», и знаешь священные тайны. В подростковом возрасте я практически не общалась ни с кем из школы и легко могла поспорить с учителями о трактовке Библии.

В итоге все твои близкие люди – это члены организации, а в случае исключения тебя из нее обязаны прервать с тобой все контакты.

Некоторые люди просто не могут оттуда выйти, так как боятся остаться без семьи.

Мотивируют «Свидетелей» сплачиваться и «конгрессы», которые проходят на больших стадионах и длятся по несколько дней, ради этого приходилось отпрашиваться с работы. На них приезжают даже иностранцы. Это возможность почувствовать себя частью чего-то масштабного, единого – одним словом, очередной рычаг давления.

Скелет под деревом: что находят в Московском регионе любители случайных путешествий>>

Опасные запреты

Есть и другие строгие правила. Например, дни рождения и прочие праздники отмечать нельзя, так как они уходят корнями в другие религии. Отдавать голос на политических выборах – тоже, ведь ты уже избрал для себя Бога, зато можешь принимать льготы от государства, чтобы нести деньги в секту.

Сюда же относится запрет на военную службу, раньше под запретом была даже альтернативная, и люди просто садились в тюрьму из-за отказа идти в армию. Но есть условие намного страшнее – запрет потреблять кровь в пищу и переливать ее – это приравнивается к каннибализму.

Из-за этого погибла моя подруга: у нее были серьезные ожоги, но она отказалась от лечения. В общине ее приравняли к мученице, которая воскреснет в раю.

На тот момент я восхищалась ею, да и сама оказалась в подобной ситуации. В детстве я попала в больницу и мне потребовались препараты, содержащие кровь. Моя мать запретила врачу мне их давать, а ведь я могла умереть. Благо, медики пошли в обход ее запретам.

«Вскрывать тела – для меня рутина»: патологоанатом из Москвы о работе в морге и стереотипах>>

Карьера в секте

Окружающие не раз говорили мне, что я состою в секте и меня зомбируют, но я лишь отмахивалась. Наконец, в 15 лет наступил переломный момент, когда одна знакомая вышла из общины со словами: «Кто сказал, что истина, о которой нам говорят, – это не чьи-то фантазии»? Я разозлилась на нее, но не могла избавиться от сомнений. В голове срабатывали блоки, которые заложили в организации: «люди несовершенны», «все мы грешим», «в Библии есть объяснение» и так далее.

Ты постоянно пребываешь в состоянии страха нагрешить и навлечь на себя беду, а еще в какой-то эйфории, словно под наркотиками.

Стал вызывать вопросы и контингент общины, основу которого составляли необразованные люди, которые работали в клининге и других услугах, в большинстве своем – женщины, часто с неблагополучной судьбой.

Если в нормальном мире люди мечтают о карьере и успехе, то у «Свидетелей» карьера строится внутри организации. Получать высшее образование не запрещается, но тебе постоянно внушают, что оно не нужно. Да и зачем, скоро ведь Армагеддон.

Зато ты можешь принести пользу организации – бесплатно заниматься переводами, создавать пропагандистские видеоролики, работать на стройке и так далее. У мужчин есть перспективы дорасти до старейшин, которые буквально вершат судьбы прихожан.

В сетевом маркетинге по продаже косметики карьерная лестница устроена практически так же.

Постепенно приходило осознание того, что люди в секте бесчеловечные, они теперь казались с гнильцой. Два раза в неделю мы собирались на «встречи», которые длились по два часа. Там мы обсуждали Библию и проповедь, религиозную жизнь, пели песни и обращались в молитвах к Богу.

Люди там думали лишь о своей шкуре и рассчитывали пережить «конец света», не беспокоясь о тех, кто живет «в миру», а иногда и о своих вышедших из секты близких.

«Тут все, как показывают в сериалах»: девушка‑детектив о своей работе>>

Запрет на секс и исповедь перед старейшинами

Браки среди «Свидетелей» часто заключаются в 18 лет. Понятно, что речь тут идет скорее о гормонах, чем о настоящих чувствах. Другие же просто не могут найти себе подходящего человека и либо остаются одинокими, либо живут в ненависти к партнеру. Я знаю много примеров, когда девушки в 30 лет, мечтающие о семье и детях, были вынуждены остаться ни с чем.

О том, чтобы искать кого-то вне организации, и речи не было – это не приветствуется. С отношениями внутри пары, в том числе сексуальными, у «Свидетелей» все обстоит непросто.

Мало того, что никаких интимных связей до брака у тебя быть не может, ты обязан приходить к старейшинам и каяться перед ними даже за мастурбацию, описывая свой «грех».

Я начала встречаться с парнем, который тоже состоял в «Свидетелях Иеговы». На наших встречах всегда присутствовал третий человек, который следил, чтобы мы не творили «непотребства». Мы пробыли вместе три года, пока на меня не начали давить с вопросом брака, но мне тогда не было и 20, я не хотела такой ответственности, поэтому мы расстались.

Через несколько лет я вышла замуж за другого члена организации и поняла, что ужасно несчастна в этом браке. Что-то не сходилось: я ведь делала все так, как мне велела моя религия. Почему же я не благословлена?

«Вокруг слышались страстные вздохи»: что происходит на тантрических практиках в Москве>>

Любовь и разрыв с родителями

Примерно в то же время ко мне вернулись чувства к моему первому молодому человеку, но развод у «Свидетелей» крайне не приветствуется. Передо мной встал выбор: личное счастье или организация.

В общине меня склоняли остаться. Присутствовал страх того, что, выйдя из нее, я «покачусь по наклонной» и погрязну в пороках – подобное внушали «отступникам» довольно активно. Но все же осознание того, что религия – это нечто светлое и искреннее, во мне пересилило. Я покинула секту вместе со своим парнем.

Свобода меня буквально опьянила. Я вышла замуж за любимого человека, начала путешествовать, заново познавать мир вокруг, впервые за много лет отметила свой день рождения…

С моих плеч упал даже не груз, а огромный архипелаг.

Расстраивало лишь то, что родители прервали со мной контакты. Хотя они любили моего нынешнего мужа и считали, что с ним я буду счастлива, мы даже нормально обсудили мой уход из «Свидетелей». Но как только объявили о моем исключении – они от меня отреклись.

Мама заблокировала меня в соцсетях, а когда началась пандемия – мы не общались.

Она руководствовалась тем, что поступает мне во благо, надеясь, что ее молчание побудит меня вернуться, а значит, она спасет мне жизнь, когда настанет Армагеддон.

Это было невыносимо. Поэтому спустя несколько лет мы с мужем решили вернуться, чтобы не терять связь с родными.

Мы «раскаялись» и нас приняли обратно – для этого есть целая процедура. Благо, собрания теперь перешли в интернет: можно просто отключать камеру во время онлайнов и заниматься своими делами.

Я считаю, что эта организация должна прекратить свое существование. Людей туда заманивают, пользуясь их слабостями, а затем удерживают манипуляциями, лишая их свободы, внушая им выдуманные законы.

Главный вывод, который я сделала: никому не доверяться слепо и всегда полагаться на собственные мысли.