Художник из Красногорска рассказал о творчестве и и борьбе с раком
Фото - © пресс-служба «Медиабанка событий Подмосковья»
РИАМО - 20 янв. С рождением ребенка в творчестве красногорского художника Ильи Чудакова появилось новое направление — мемы. В альбомах — синий трактор, герой вирусного видео, Вупсень и Пупсень в образах Бивиса и Батхеда.
Художник рассказал о новом витке творчества, погружении в благотворительность и о том, как онкология помогла начать жизнь заново.
«Мы смотрим с дочерью мультфильмы. Разные мультики навевают разные идеи — иногда шуточные или немного хулиганские. Иногда после просмотра хочется создать что-то в позитивном ключе, с применением мемных картинок», — рассказывает Илья Чудаков.
В основном это легкие скетчи, зарисовки фломастерами, которые художник делает в блокнотах.
«Это способ не потерять навыки и творческий путь среди домашней рутины», — поясняет художник.
На страницах — узнаваемые образы, дополненные авторской фантазией. Мыши-рокеры с Марса в авторской интерпретации напоминают приятелей кота Леопольда из советского мультика. Современные Вупсень и Пупсень из мультика про Лунтика изображены в образах Бивиса и Батхеда. Иллюзионист Амаяк Акопян представлен в образе верховного мага земли, доктора Стрэнджа из вселенной Marvel.
«Рисовать я начал раньше, чем писать. Сначала что-то калякал в журнале заявок, который родители принесли с работы. Потом срисовывал картинки из энциклопедий, мультяшных персонажей. А однажды после просмотра «Поля чудес» нарисовал портрет Леонида Якубовича. Родители посмотрели на него и поинтересовались, не хочу ли я пойти в художественную школу. Я захотел», — рассказывает Илья Чудаков.
Но обучение в художке оказалось не таким интересным, как ожидал мальчик. Вместо рисования для души пришлось изучать светотени и композицию, делать домашние задания.
Профессиональную деятельность он решил связать с авиацией. Окончил МАТИ-РГТУ по специальности «Эксплуатация летательных аппаратов», устроился сначала в аэропорт, затем — в Опытно-конструкторское бюро Сухого.
«Занимался не очень творческой деятельностью, но желание рисовать всегда было внутри. Я понимал, что делаю мужскую «правильную» работу, но хотелось совершенно другого», — поделился Чудаков.
Мужчина сменил несколько родов деятельности, и все были далеки от искусства, а потом пришла болезнь.
Сначала появился кашель. Он не проходил несколько месяцев, но Илья не спешил к врачу. Думал, что это хронический бронхит, пытался справиться самостоятельно.
Затем появилась слабость. Мужчина забросил тренировки в спортзале, стал заметно худеть. Себя успокаивал, что из-за отсутствия привычных нагрузок уходит мышечная масса.
«По вечерам начала подниматься температура, сначала немного, а затем — до судорог. Когда при кашле появилась кровь, я понял, что пора идти к врачам», — говорит Чудаков.
Поначалу обследования не дали результата. Медики поставили пациенту все тот же бронхит, назначили лечение — микстуры, антибиотики. Но препараты не помогали. Двадцатипятилетний мужчина стал фактически нетрудоспособным. Начались обмороки.
Врачи после полного обследования поставили, наконец, диагноз — абсцесс, то есть, скопление гноя, в селезенке. После операции на полгода стало легче, а затем симптомы вернулись и усилились. Врачи выявили повторный абсцесс и приняли решение удалить Илье селезенку.
«В ходе операции выяснилось, что у меня была опухоль толстой кишки весом около 2 кг, из-за этого и была поражена селезенка. Мне удалили селезенку, вырезали часть кишки и вывели колостому (отверстие в животе для вывода каловых масс в специальный мешочек — ред.), с которой я жил долгое время», — говорит Илья Чудаков.
Биопсия показала, что опухоль злокачественная.
«Не могу сказать, что сильно испугался. Страшнее было сообщить об этом родственникам, особенно бабушке», — вспоминает Илья.
Какое-то время после операции Илья старался жить обычной жизнью, привыкая к новым обстоятельствам. Через некоторое время решил еще раз обследоваться — надеялся, что можно будет убрать колостому.
«Я сдал анализы, и у меня оказался повторный рак, теперь множественный. Были поражены почки, поджелудочная, легкие, диафрагма. Мне назначили химиотерапию», — говорит Чудаков.
Мужчина прошел 8 курсов химиотерапии, попутно постоянно проверяясь на опухоли. Затем была операция по удалению части легкого и диафрагмы, также она затронула желудок.
Дважды в год Илья проходит полное обследование. Сейчас рак отступил, но следить за состоянием здоровья мужчине необходимо постоянно. Четыре года он прожил с инвалидностью первой группы, сейчас ее переквалифицировали во вторую.
«Мой онколог говорит, что онкология может начаться в любой момент, и это не зависит ни от каких факторов. Я всю жизнь вел более-менее здоровый образ жизни, ходил в спортзал — ничто не предвещало беды. Сейчас я тоже стараюсь поддерживать себя в форме, но кто знает, что будет дальше», — отмечает Чудаков.
Два года назад Илья, наконец, избавился от колостомы. Он продолжает заниматься спортом, несмотря на ограничения.
О диагнозе Чудаков говорит без обиды на судьбу, а даже с долей благодарности. Ведь именно во время борьбы с недугом он вернулся к творчеству, стал совершенствовать мастерство, помимо написания собственно картин на холсте, начал расписывать одежду, стены. Художнику близки сюрреализм, фантастика. Среди работ есть несколько автопортретов.
«Подсознательное желание написать автопортрет возникает у меня, когда заканчивается определенный период жизни», — делится художник.
На одном из автопортретов лицо героя как будто собрано из осколков. По признанию автора, картина появилась на фоне шока от диагноза и развода с первой женой. Тогда ему казалось, что жизнь трещит по швам.
«Если мозаика упадет и рассыплется, ее можно собрать заново. Так и личность, когда внутри все рушится, можно собрать — во что-то новое. Человек как феникс — сгорает и восстает из пепла обновленным», — поясняет Чудаков.
В его жизни начался новый этап. Появились выставки, он стал резидентом арт-центра в поселке Нахабино. Там познакомился с девушкой Марией. Рабочие отношения переросли в личные, молодые люди поженились и 9 месяцев назад стали родителями.
«Еще в юности я мечтал о семье, о ребенке. Вот, в 32 года моя мечта исполнилась», — делится Чудаков.
Последние годы Илья Чудаков активно занимается благотворительностью, сотрудничает с различными организациями и фондами. В декабре прошлого года провел цикл мастер-классов по созданию комиксов для воспитанников одной из воскресных школ, особенных детей, а также беженцев из ДНР.
«Дети находятся в сложной ситуации, и комиксы помогают их мозгу на время переключиться и создать собственный мир. Темой комиксов у нас были герои среди людей — военные, медики, волонтеры. Детям тема комиксов была более понятна и интересна, и занятия проходили в игровой форме», — отмечает художник.
При этом, по его словам, рисовать комиксы не легче, чем «серьезные» картины. К тому же приходится сочинять еще и текст, так что ребята были полностью вовлечены в процесс.
«Считаю себя счастливым человеком. У меня было столько шансов умереть — я не умер. Могло не быть ребенка — он есть. И в жизни, по большому счету, есть все, чего хотелось бы», — заключает Илья Чудаков.
Будь в курсе! Подписывайся на Telegram-канал РИАМО.