Как зарегистрировать ИП

Как зарегистрировать ИП
Шпаргалки

Как узаконить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, читайте в материале РИАМО.

Список документов

Чтобы зарегистрировать ИП, необходимо встать на учет в налоговые органы. Для этого нужно собрать полный пакет документов согласно статье 22.1. закона № 76-ФЗ от 23.06. 2003:

- Заявление по форме № Р21001 (можно скачать на сайте УФНС);

- Квитанция об уплате госпошлины в размере 800 рублей, создать которую можно на сайте ФНС;

- Оригинал и копия паспорта гражданина России или иной документ, удостоверяющий личность для иностранных граждан и лиц без гражданства (основной разворот и данные о регистрации по месту жительства);

- Иностранцам и лицам без гражданства – документальное подтверждение права постоянно или временно проживать на территории России;

- Несовершеннолетним – нотариально заверенное согласие родителей (или усыновителей/попечителей) либо копию решения органа опеки и попечительства или суда о признании физического лица дееспособным.

9 лайфхаков для онлайн‑покупателей>>

Как подать документы

Независимо от того, чем вы решили заниматься и в каком регионе России, регистрироваться придется по месту прописки. В некоторых случаях это может осложнить процесс работы, поэтому рекомендуется оформить регистрацию по месту фактического проживания.

Способы подачи документов:

- лично через МФЦ;

- через районную налоговую инспекцию по месту жительства (регистрации);

- дистанционно при помощи сервиса на сайте Федеральной налоговой службы;

- по почте или через официального представителя по доверенности (в данном случае нотариально заверяются копия паспорта и подпись на заявлении.

Новые правила уплаты НДФЛ для граждан России>>

Сроки оформления свидетельства ИП

«Порядок регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) един на всей территории РФ, регионы не могут усложнить или существенно упростить его», - отмечает адвокат Андрей Некрасов.

Через три рабочих дня после подачи документов выдается свидетельство о регистрации в налоговых органах в качестве ИП и лист записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Что делать, если украли документы>>

Причины отказа в регистрации ИП

- Неправильно заполненный бланк заявления

Юрисконсульт юридической фирмы Alta Via Владимир Терешин советует тщательно проверять все данные в анкете. Даже пропуск контактных данных – телефона или e-mail – может стать причиной отказа.

По его словам, на практике многие предприниматели, зарегистрированные в Москве, не заполняют эти поля (не придавали этому значения либо намеренно, чтобы данные не попали в общий доступ ЕГРИП). При регистрации ИП в столице проблем с этим не возникнет, так как всех ИП и коммерческие организации регистрирует межрайонная ИФНС № 46 по г. Москве, где из-за загруженности не придают значения этим пунктам, чтобы успевать всех регистрировать в срок. В регионах местные ИФНС строже проверяют каждый пункт заявления.

«Если вы собираетесь открыть ИП в регионе, в том числе в Московской области, внимательно читайте заявление на регистрацию и заполняйте каждый его пункт, тогда регистрация пройдёт успешно», - советует юрист.

- Предоставление заведомо ложных сведений о себе (этом случае гражданину может грозить административная или даже уголовная ответственность);

- Подпись постороннего лица на документах

- Ошибка в реквизитах при оплате госпошлины

- Наличие зарегистрированного ИП (регистрация более одного действующего свидетельства о регистрации ИП недопустимо, в этом случае необходимо пройти процедуру ликвидации)

- Если предыдущее ИП было ликвидировано принудительно или в ходе банкротства, то в течение года открыть следующее невозможно

- Запрет суда на ведение предпринимательской деятельности

- Вид предпринимательской деятельности, которое запрещено ИП по закону (производство и продажа оптом или в розницу алкоголя, оружия и боеприпасов, наркотиков и психотропных веществ, лекарственных препаратов, пиротехники; осуществление воздушных перевозок; производство и ремонт авиатехники; частная охранная деятельность; продажа электроэнергии; организация инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда; трудоустройство граждан за рубежом).

В случае отказа в регистрации уплаченную госпошлину не вернут, и при повторной подаче документов вносить ее придется заново.

Как получить паспорт РФ через МФЦ>>

Уведомление о системе налогообложения и виде деятельности

На выбор системы налогообложения у индивидуального предпринимателя есть 30 дней после получения свидетельства о постановке на налоговый учет, подать соответствующее уведомление можно и сразу же, вместе с основным пакетом документов.

Когда вы начнете осуществлять предпринимательскую деятельность, необходимо будет уведомить об этом налоговые органы. Это требование распространяется на тех, кто выбрал розничную торговлю, транспортные или другие услуги населению, а также любые виды деятельности, указанные в приложении № 1 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 584.

Как получить возврат подоходного налога>>

Регистрация в ПФР, ФСС

Данные о зарегистрированном ИП налоговая служба сразу передает в Пенсионный фонд России (ПФР), где его ставят на учет и высылают по почте (адрес прописки) соответствующие документы. Если документы не пришли в течение месяца, это повод обратиться в ПФР лично. При этом стоит взять с собой свидетельство о регистрации ИП с номером ОГРНИП, ИНН, лист записи ЕГРИП и копии всех этих документов.

Если вы планируете нанять сотрудников, то до момента заключения первого трудового или гражданско-правового договора, в пенсионном фонде и Фонде социального страхования (ФСС) необходимо зарегистрироваться как работодатель.

Далее предстоит сдавать дополнительную отчетность о сотрудниках в эти органы. ИП без персонала в Фонде социального страхования не регистрируется.

Как работает налоговая служба в Подмосковье>>

Получение кодов статистики и печати

Получать уведомление о присвоении кодов статистики необязательно, но именно там записан код ОКПО, который нужно будет указать при составлении отчетности или предоставить в банк для открытия расчетного счета. Этот документ выдадут в местном отделении Росстата или на сайте кодыросстата.рф.

Иметь собственную печать индивидуальному предпринимателю необязательно, но иногда она может потребоваться. Форма оттиска стандартная, и особых требований к ней не предъявляют.

Как зарегистрировать недвижимость в Подмосковье>>

Счет в банке и касса

Открывать счет в банке или работать с наличными деньгами, решает сам ИП. От юрлиц и других предпринимателей удобнее принимать безналичные платежи. При этом использовать личный счет не рекомендуется – почти наверняка за этим последуют штрафы и претензии от налоговых органов.

Чаще всего в банке при открытии счёта требуется ИНН и свидетельство о госрегистрации ИП, копия паспорта РФ и лицензия, если она необходима для выбранного вида деятельности (перечень лучше уточнить).

Если вы планируете оказывать услуги населению или заниматься торговлей за наличные, то обязательно установить кассовый аппарат, предварительно зарегистрировав его в налоговой службе. Однако есть исключения, например, при работе на патентной системе налогообложения или ЕНВД. Полный перечень видов деятельности, допускающих прием наличных без кассового аппарата и выдачи чека, указан в статье 2 закона № 54-ФЗ от 22.05.2003.

«Супермаркет» госуслуг: как работают МФЦ в Подмосковье>>