Как развивать финансовую грамотность у детей: основные правила
Как научить ребенка эффективно обращаться с деньгами, РИАМО рассказала исполнительный директор СберНПФ Алла Пальшина.
Как родителям найти баланс между контролем и свободой в вопросе денег
Больше половины российских родителей учат своих детей грамотно распоряжаться бюджетом: объясняют, как вести учет доходов и расходов, откуда берутся деньги и как их откладывать, говорят данные опроса СберНПФ и MAXIMUM EDUCATION.
В вопросе детских трат без контроля не обойтись, но важно выдерживать баланс, чтобы ребенок учился самостоятельности. При этом важно соблюдать несколько правил в финансовых взаимоотношениях со своими детьми, объясняет эксперт.
Первое, что нужно осознать родителю, – необходимость соблюдать баланс контроля и свободы. Тотальный контроль чреват тем, что ребенок может начать обманывать, а подростки зачастую делают это мастерски.
Школа – это место, где контролировать траты как правило сложно. А если ребенок расплачивается в школе наличными, то и вовсе невозможно.
Сформировать доверительные отношения помогут открытые и честные разговоры о том, какие траты можно отнести к вредным, а какие – к полезным, – и спокойная реакция на слова и действия ребенка. Опыт воспитания собственных детей показывает, что в будущем это окупается, отмечает Пальшина.
Дети хорошо понимают причинно-следственные связи. Можно на простых примерах говорить о принципах накопления и негативном влиянии импульсивных трат. Например: «Ты купила газировку и игрушку, и теперь у тебя не хватает на самокат. Если бы ты отложила эту сумму, смогла бы накопить на самокат уже до конца месяца. А теперь на эту покупку нужно будет откладывать столько-то времени по столько-то денег, и тогда получится его приобрести».
О допустимых и недопустимых тратах следует договариваться «на берегу». Это всегда вопрос доверия между родителем и ребенком. Важно, чтобы договоренности соблюдали обе стороны.
«Обладая властью над ребенком, родитель, конечно, может поступать так, как ему вздумается. Однако в родителях дети видят пример для подражания. Нарушение взрослыми установленных договоренностей чревато снижением уровня доверия к ним со стороны ребенка. В худшем случае детям начнет казаться, что договоренность – это нечто необязательное, и нет смысла договариваться с тем, кто может по собственному желанию ее отменить, причем без последствий», – объясняет эксперт.
Читайте также: 10 книг для родителей о воспитании школьников>>
Можно ли позволять ребенку тратить деньги в онлайне
Пальшина не рекомендует позволять ребенку совершать онлайн-покупки как минимум до появления у него собственных денег, – например, до появления подработки. В то же время, по мнению эксперта, стоит подключать детей к совместному онлайн-шопингу.
«Приведу пример. Периодически я заказываю еду онлайн. Мой четырехлетний ребенок может выбрать, что ему хочется, однако саму оплату провожу именно я. Детям постарше можно позволить изучить сайт: например, где можно посмотреть фрукты, где сладкое, что сколько стоит, сколько штук есть в наличии, как отображаются товары, которых нет в продаже. Таким образом ребенок получает представление, что покупку можно совершать онлайн, но доступа к карте у него нет – это зона ответственности родителя. Игрушки же, на мой взгляд, стоит покупать оффлайн, чтобы ребенок мог ее потрогать, подержать в руках и определиться, точно ли она ему нравится или нет», – говорит исполнительный директор СберНПФ.
Ребятам постарше (в 12-14 лет) можно позволить совершать онлайн-покупки через родительский аккаунт, предварительно договорившись о допустимом размере трат, полагает Пальшина.
Еще одна проблема – фишинговые сайты. Злоумышленники научились мастерски подделывать сайты интернет-магазинов и маркетплейсов, даже самых крупных и известных. Маленький ребенок едва ли сможет отличить сайт добросовестных продавцов от мошеннического. Даже взрослые люди по невнимательности могут сплоховать, предупреждает эксперт.
Читайте также: Как оплатить покупки в Google Play в России в 2023 году>>
Карта или наличные: какие деньги лучше давать ребенку
Наличие детской карты, безусловно, помогает отслеживать процесс трат, но приучать к пластику надо постепенно. Пока ребенок маленький, он может не ощущать лимита на карте, зато быстро поймет, что после прикладывания карты из вендингового автомата выпадет шоколадка, а продавец даст нужный товар, поэтому начинать знакомство с деньгами лучше с наличных, уверена Пальшина.
Деньги желательно давать прямо в руки и оговаривать, куда они могут пойти – на бытовые траты или в накопления. Наличие физического контакта дает ощущение денег и понимание их стоимости – 50 рублей, 100 рублей. Если у ребенка есть копилка, он может складывать туда деньги, пересчитывать их, обменивать на более крупные или мелкие купюры.
Понимание того, что у денег может быть разный номинал, тоже приходит не сразу. Вначале «пять денежек по 100 рублей» могут казаться ребенку большей суммой, чем «одна денежка в 500 рублей». Родитель же на примере физических денег может наглядно объяснить, что такое номинал. Далее ребенок осознаёт наличие «ухода денег» в магазине, буквально передавая их в руки продавцу, и учится считать сдачу, говорит эксперт.
Со временем ребенок научится тратить только часть, даже если у него на руках есть больше. Когда он понимает, что тратить можно только оговоренную сумму – здесь начинается работа не просто с деньгами, а уже с бюджетом. Это следующий уровень.
«Я оформила банковскую карту своему старшему ребенку, когда он пошел в восьмой класс. До этого давала ему наличные, а все траты, в том числе в физических магазинах, совершали вместе, под присмотром. Здесь все зависит от уровня финансовой грамотности, и каждый родитель сам принимает решение, когда его ребенок готов к этому переходу», – заключает Пальшина.
Читайте также: Куда лучше вложить наличные рубли: советы экспертов>>