От «морковок» до «Витязей» – как водить трамвай в Москве почти 50 лет

От «морковок» до «Витязей» – как водить трамвай в Москве почти 50 лет
Люди

Профессия вагоновожатого, которая существует с конца XIX века, – тогда на улицах Москвы появился первый электрический трамвай, – актуальна до сих пор. 7 апреля у столичного трамвая день рождения – именно в этот день запустили первый маршрут от Бутырской заставы до Петровского парка. Сегодня в Москве – 46 маршрутов, которые обслуживаются пятью депо. В одно из них, депо им. Баумана, в 1975 году пришла работать Лидия Ивановна Абросимова. Она рассказала РИАМО о том, как изменилась работа водителя трамвая, а также о новых «Витязях» и случаях с пассажирами.

В Москву по лимиту

Я хотела связать свою жизнь с экономикой. Поступала на плановое отделение в Брянский техникум, но не прошла по конкурсу. В Москву я попала в 1975 году, по лимиту. Начала работать учеником водителя, жила в общежитии. Думала так – пока поработаю, а потом снова буду поступать. Но, когда начала работать самостоятельно, никуда уходить уже не захотела.

Я отучилась в учебном комбинате всего 4 месяца. Сейчас время обучения увеличилось до 6 месяцев, потому что изменилась не только техника, но и правила движения. Однако схема обучения осталась примерно такая же.

Сначала ученик около месяца осваивает теорию и правила дорожного движения. Затем ему показывают, как управлять учебным трамваем, и он должен откатать на нем по городу 20 часов.

После – снова погружение в теорию и экзамен на получение водительских прав. Сейчас теория сдается в ГИБДД, на компьютере. Мне кажется, нам правила было сложнее сдавать – современные ученики приходят более подготовленными.

После того как ученик получит права, он становится стажером на регулярном пассажирском маршруте: это 200 часов с наставником.

У меня был опыт наставничества – ездила вместе с учениками на маршруте. Но, честно говоря, без них я себя в кабине чувствую более уверенно, никто не отвлекает от дороги.

Подмосковный геолог – про зарплаты, строительство метро и любовь к портвейну>>

Женская профессия

Наша профессия считается женской. Действительно, когда я начинала работать, у нас было больше девчонок, а сейчас приходит много молодых людей. Но дело в том, что девушек берут с 18, парней – только после армии. На линии работать можно лет до 65, если здоровье позволяет. У нас была водитель, которой было 69, но ушла она из профессии не из-за возраста, а потому что однажды просто не смогла пройти медкомиссию.

Другой случай – пришла к нам женщина уже в возрасте, лет 46 или 47. Ее взяли – и не ошиблись. Она стала хорошим водителем.

Водитель должен не только отлично знать технику и правила, но и обладать отменным здоровьем. Мы регулярно проходим медкомиссию: терапевт, лор, окулист, невропатолог, нарколог, психолог, анализы, процедуры. Если у кого-то не получилось, например, из-за усталости, дают время подлечиться, в крайнем случае – переводят на работу в депо.

15‑летняя чемпионка из Долгопрудного: «В джиу‑джитсу нет злых людей»>>

17 лет на одном маршруте

Во время учебы я стажировалась на 11-м маршруте, а потом стала на нем работать самостоятельно. Он и сейчас проходит от Останкино до 16-й Парковой. Это мой любимый маршрут. На нем я проработала 17 лет, пока не переехала в Митино. Стало неудобно до работы добираться, и я перешла на маршрут № 9.

Я начинала на небольших чешских вагонах и быстро освоилась. Правда, эти «Татрочки» часто ломались и порой подъезжали к остановке уже с висящими дверями, которые выскакивали из роликов и не закрывались.

Потом пришли российские вагоны: сначала уральские «морковочки», а теперь – тверские «Витязи», очень приятной расцветки. Управлять новыми вагонами удобно, названия остановок записаны на флешку, двери пассажиры открывают сами. Где стрелок нет – они хорошо разгоняются.

Однако для центра эти вагоны слишком длинные, на мой взгляд. Конечно, такие трамваи сделаны для перевозки большого количества пассажиров, но на маленьких улочках, например, около метро «Новослободская», проехать стало сложно. Получается, что трамвай загораживает дорогу автомобилям – и они начинают лезть со всех сторон.

Бокал вина может убить: судмедэксперт о том, от чего умирают жители мегаполисов>>

Здороваться с пассажирами

Сегодня наш транспорт работает с меньшими интервалами и безаварийно – не то, что раньше. Видимо, поэтому люди стали вежливее. Некоторых пассажиров знаю в лицо, мы здороваемся. Со мной ездит одна телеведущая и всегда передает привет нашему коллективу.

Смена длится по 7-9 часов. Самое большее – 10 часов. В совокупности должно быть 160 рабочих часов в месяц. В случае переработки нам дают короткий выход.

Рабочий график – 5/2. Например, с 5 утра до 13 или 14 часов – первая смена. Вторая смена начинается в 14 часов. Выходные у всех выпадают по-разному. У меня – суббота и воскресенье выходной, а у кого-то – пятница и суббота, есть те, у кого понедельник и вторник.

Отпуск у нас 40 дней. Я его провожу на даче целиком, а те, кто его делит, успевают все: и отдохнуть на море, и на даче побыть.

Москвички о научной карьере: «Это лучше, чем офис от звонка до звонка»>>

Бывает не до смеха

Конечно, в нашей работе бывает всякое. Однажды зимой мне нужно было выйти из трамвая, чтобы поправить неавтоматическую стрелку. Надела капюшон и пошла, слышу – машина подъехала. Вышел парень и стал задавать мне вопросы. Я сначала отвечала, а потом обернулась и вижу: он стоит в чем мать родила, в одних носках.

Я не растерялась и говорю: «Отморозишь, сынок». Ну, он в машину – и по газам. Наверное, на спор решил выйти так на улицу.

Был другой, совсем не смешной случай. В Медведково, ночью, идут мне навстречу два парня, а у меня большая сумка в руке. Вдруг один поворачивается и говорит: «Отдай сумку!». Сумку отобрали.

Из ценного там были только права. Я дождалась ночной трамвай, который собирал водителей, села в него и расплакалась. Водитель, увидев меня, сразу понял, что что-то случилось. В итоге мы догнали их, привезли в отделение милиции. Был суд, но не знаю, сколько им дали. После этого случая страшно было, но привыкла. Сейчас ношу с собой перцовый баллончик.

Сейчас многие ходят по дороге в капюшонах и с наушниками – ничего не слышат и не видят. Хочется дать им совет: смотрите по сторонам – обезопасьте себя!

Из Москвы в Берлин: как прославиться в городе творческих разгильдяев>>

Любить свое дело

В этом году мне исполнится уже 64. Дети взрослые, живут отдельно, мы с мужем вдвоем. Он тоже водитель, только автобуса. Когда-то на Бажова было наше общежитие, в котором жили мы и троллейбусники. Естественно, ходили друг к другу в гости. И однажды в гости зашел мой будущий муж. Так у нас многие переженились.

В свободное время люблю печь – пироги у меня получаются воздушные, с капустой, мясом. Люблю принимать гостей, угощать своей выпечкой. Еще выращиваю цветы и занимаюсь огородом – огурцы, помидоры, баклажаны.

Я горжусь, что 44 года отдала своей работе и перевезла такое количество пассажиров. Тем, кто хочет связать свою судьбу с транспортом, хочу сказать: работа очень ответственная. Важно не нарушать правила дорожного движения и выполнять инструкции, например, не разговаривать по телефону во время движения. Главное – здесь нужно хотеть работать!